Ложкин С.Б. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СПОСОБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ ПРАВИЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ ИМЕЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕЛА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ДАВАТЬ О НИХ ПОКАЗАНИЯ



kalinovsky-k.narod.ru
Главная | Публикации | Студентам | Библиотека | Гостевая | Форум | Ссылки | Законы | Почта |


Проблемы совершенствования и применения законодательства о борьбе с преступностью:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию Башкирского государственного университета. Часть I. - Уфа: РИО БашГУ, 2004.

CОДЕРЖАНИЕ

Ложкин С.Б., зам. прокурора Октябрьского района г. Ижевска, соискатель кафедры уголовного процесса Удмуртского государственного университета

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СПОСОБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ ПРАВИЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ ИМЕЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕЛА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ДАВАТЬ О НИХ ПОКАЗАНИЯ

Вопросы назначения и проведения судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних свидетелей и потерпевших всегда имели как практическое, так и теоретическое значение. Особую роль в рамках уголовного процесса играет разрешение вопроса о способности несовершеннолетних свидетелей и потерпевших правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать показания по уголовным делам о насильственных действиях сексуального характера, совершенных в отношении несовершеннолетних. Сомнения в способности свидетелей (или потерпевших) правильно давать показания чаще всего возникают в случаях, когда в качестве свидетелей (потерпевших) выступают малолетние или несовершеннолетние. Специфика половых преступлений такова, что нередко ребенок или подросток оказывается единственным очевидцем или жертвой сексуального посягательства. Поэтому показания его - важнейший источник доказательств.

Ребенок воспринимает и запоминает явления действительности иначе, чем взрослый человек. Дети дошкольного и младшего школьного возраста выделяют в ситуации не все ее элементы и не всегда те, которые наиболее верно отражают суть явления. Внимание ребенка приковывают необычные, значительные по силе раздражители: резкие звуки, яркая окраска, необычная, ранее не встречавшаяся форма предметов. Процесс запоминания у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не организован. Содержание их памяти - это набор, как правило, ярких, образных, но логически мало связанных друг с другом картин. Школьный возраст - это период активного накопления собственного опыта, период овладения систематическими знаниями, интенсивного развития мышления, речи, памяти. Младшие школьники и подростки по прочности механической памяти нередко превосходят взрослых. Абстрактный материал, логическую последовательность событий дети дошкольного и младшего школьного возраста запоминают хуже. С возрастом процессы абстрагирования, анализа и синтеза, протекающие на речевой основе, начинают играть все более существенную роль в интеллектуальной деятельности.

Дети способны сообщить в форме ответов на вопросы значительно больше сведений, чем в форме монолога. Однако при организации диалога следует учитывать внушаемость ребенка, подверженность его психическому воздействию взрослых и сверстников.

Особенно значительным внушающее воздействие взрослых на детей и детей друг на друга может оказаться как при восприятии, так и при последующем воспроизведении информации, относящейся к тем областям жизни, в которых дети плохо ориентируются, в частности относящейся к сфере сексуальных взаимоотношений. Значительная часть несовершеннолетних, особенно девочек, вплоть до 14-17 лет не имеют правильных представлений о многих социальных и биологических явлениях, связанных с взаимоотношением полов.

Ребенок или подросток, способный верно воспринять, сохранить и передать информацию о внешней стороне воспринимаемых им событий, нередко оказывается не в состоянии правильно оценить их, понять, как оценивали эти события другие. Логически переработанный несовершеннолетним материал может противоречить информации, сообщенной им же, но в другой форме и в других условиях. Например, возможны существенные расхождения в показаниях, данных в процессе узнавания предъявленных предметов и при свободном их описании на основе сохранившихся воспоминаний.

Необходимо помнить, что неквалифицированная фиксация в протоколах показаний несовершеннолетних приводит к искажению информации, например, изложение показаний в форме развернутых монологических сообщений, хотя несовершеннолетние дают односложные, неуверенные ответы на вопросы.

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы. Процесс формирования свидетельских показаний включает в себя этапы: а) формирования картины события в ходе восприятия, сохранения и переработки образов памяти; б) воспроизведения воспоминаний в речевой форме; в) фиксации показаний лицом, допрашивающим свидетеля.

Отрицательное влияние на формирование показаний, их полноту и точность могут оказывать следующие факторы: особенности воспринимавшихся событий или предметов, о которых истребуются показания (слишком сильные или, наоборот, слабые для человеческих органов чувств раздражители и т.д.); неблагоприятные условия восприятия, хранения и воспроизведения информации (быстротечность события, удаленность объектов восприятия, длительный период хранения в памяти и пр.); диспозициониые характеристики свидетеля (низкий уровень интеллектуального развития, дефекты органов чувств и памяти).

Данные о наличии факторов, отрицательно влияющих на формирование свидетельских показаний, могут служить основанием для сомнений в способности несовершеннолетних свидетелей или потерпевших давать правильные показания. В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.

Судебно-психологическая экспертиза, назначенная следователем до получения свидетельских показаний, лишь на основе сведений о наличии факторов, предрасполагающих к искажению информации, может иметь целью решение вопроса о принципиальной способности или неспособности свидетеля (потерпевшего) правильно воспринимать определенные обстоятельства и давать о них показания. В этих случаях в постановлении о назначении экспертизы необходимо конкретно указывать на содержание информации, которую воспринимал, сохранял и воспроизводил свидетель. Иногда потребность в назначении экспертного психологического исследования возникает после получения первых или целой серии показаний. В подобных случаях основанием для назначения судебно-психологической экспертизы, направленной на оценку способности свидетеля (потерпевшего) давать правильные показания, служат особенности формы или содержания самих показаний, в частности: принципиальное несовпадение содержания показаний свидетеля или потерпевшего с другими материалами дела; внутренняя противоречивость показаний или существенное изменение их от допроса к допросу, появление большого числа новых деталей; оперирование ребенком понятиями, не свойственными его возрасту (скорость, время); отказ от дачи показаний или их изменение без видимых причин и другие.

Предмет экспертного исследования определяется содержанием вопросов, выносимых на ее разрешение. Вопросы перед экспертом относительно способности правильно воспринимать события или предметы и давать о них правильные показания формулируются следователем с учетом конкретных обстоятельств дела, психологических особенностей свидетеля (потерпевшего), его психического состояния, условий восприятия, уровня психического развития и других факторов.

Необходимо специально подчеркнуть, что предметом судебно-психологической экспертизы не могут быть оценка достоверности свидетельских показаний, причины изменения показаний, мотивы отказа от дачи показаний. Заключение судебно-психологической экспертизы является одним из доказательств, используемых следователем при оценке свидетельских показаний в комплексе.

В процессе подготовки к проведению судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних свидетелей и потерпевших следствием должна быть собрана следующая информация: о предметных и социальных воздействиях, которым подвергался свидетель на различных этапах формирования показаний и в период их сообщения; о поведении свидетеля в момент восприятия событий или предметов в период, предшествовавший даче показаний, и во время допроса; о психологических особенностях и личностных свойствах свидетеля: общем развитии, успеваемости в школе, склонностях и увлечениях, чертах характера, эмоциональной устойчивости; о взаимоотношениях в семье, школе, по месту жительства; об осведомленности ребенка об отношениях между полами. Показания несовершеннолетних требуют особенно тщательной фиксации, обеспечивающей сохранение всех индивидуальных особенностей (по форме и содержанию) сообщений свидетеля. С этой целью должны применяться видеозапись или звукозапись. Эти материалы, как правило, содержат ценный и необходимый для эксперта-психолога материал.

Результаты экспертного психологического исследования не всегда позволяют сделать категорические выводы. Однако даже в тех случаях, когда эксперт оказывается не в состоянии однозначно решить вопрос о способности свидетеля (потерпевшего) правильно воспринимать, сохранять и воспроизводить интересующую следствие информацию, он может указать на выявленные им объективные или субъективные факторы, негативно влияющие на полноту и точность показаний ребенка. Выводы, сделанные экспертом, дают следователю возможность более тщательно подходить к оценке исследуемых свидетельских показаний. Учитывая психологические особенности восприятия и воспроизведения несовершеннолетними информации, а также высокую значимость вопроса правильного восприятия обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и дачи показаний, назрела необходимость законодательно закрепить обязательность проведения психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних свидетелей и потерпевших независимо от наличия сомнений в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания.









Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz