Главная | Публикации | Студентам | Библиотека | Гостевая | Форум | Ссылки | Законы | Почта | |
Сабиров Р.Д., канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Института права БашГУ
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
В настоящее время эпидемия терроризма охватила практически весь мир. По данным ООН на 1995 год, в течение 15 лет прослеживалась стабильная тенденция роста террористических проявлений. Если 1989 г. было совершено 500, а в 1989-м 850 терактов, то в период 1990-1995 гг. ежегодно совершалось 10000 терактов.1 Хотя данные по последнему времени отсутствуют, налицо дальнейший рост террористических преступлений, которые стали изучать только с конца 70-х годов 20 века. Таким образом, терроризм является глобальной проблемой современности.
Конец августа и начало сентября 2004 года на территории России произошла серия террористических актов: взрыв около станции метро "Рижская" в Москве и взрывы самолетов ТУ-134 и ТУ-154, захват заложников в г. Беслане (Северная Осетия). Пожалуй, эти акты следует признать наиболее значительными после 11 сентября 2001 года, когда были атакованы два небоскреба в г. Нью-Йорке, в результате чего погибли тысячи людей.
Тяжесть понесенных жертв осознана не только населением и руководством нашей страны, где регионы РФ выделяют средства для оказания помощи жертвам и их близким, пострадавшим от террора, представляют им места для отдыха и лечения, а также сдают кровь, необходимую для лечения пострадавших. Подобная тенденция наблюдается и в других странах, которые считаются нашими традиционными партнерами.
Население страны, естественно, обеспокоено ростом терроризма, в целом склонно ужесточить наказание за терроризм и с удовлетворением восприняло Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом".2 Указ предусматривает разработку эффективной системы государственного управления в чрезвычайных ситуациях и комплексных мер по предупреждению и пресечению террористических проявлений, выработку принципиально новых подходов к организации деятельности правоохранительных органов, по усилению мер контроля за лицами, пребывающими на территорию РФ из других стран, чтобы исключить их участие в террористической деятельности в России.
В настоящее время в юридической и иной печати достаточно интенсивно обсуждается вопрос об ужесточении мер ответственности за преступления террористической направленности, которые представляют повышенную общественную опасность. Осенняя сессия Государственной Думы Федерального Собрания РФ также рассмотрела вопрос "О первоочередных задачах по обеспечению безопасности Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного терроризма Российской Федерации". В специальном постановлении определены неотложные задачи по обеспечению безопасности россиян. Депутаты считают, что для успешного противостояния против террористических проявлений необходима консолидация всех институтов гражданского общества, а в качестве первоочередных задач признали дальнейшие изменения и дополнения, которые должны быть внесены в законы: "О безопасности", "О милиции", "Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации", "Об обороне", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", "О внешней разведке".
Естественно, что предполагается внести существенные изменения и в УК РФ. По мнению депутатов, должна быть усилена ответственность за пособничество террористам, за финансирование их деятельности, должностные преступления, которые способствовали или привели к совершенствованию террористического акта. Будет установлена административная ответственность руководителей объектов, потенциально наиболее подверженных угрозе террористических актов, если эти руководители не предпринимают необходимых мер безопасности. Депутаты считают также необходимым предусмотреть возможность принятия особых мер паспортно-визового и регистрационного характера на территориях отдельных субъектов Российской Федерации и рекомендуют правительству пересмотреть систему обеспечения безопасности на метрополитене и других видах транспорта, используя новейшие технические средства, усилить контроль за производством и оборотом взрывчатых веществ, найти механизм, предусматривающий порядок выплаты денежного довольствия участникам антитеррористических операций, и меры по оказанию социальной поддержки пострадавшим от террористических актов.3
Поскольку преступления террористического направления относятся к тяжким и особо тяжким, были высказаны предложения и в пользу отмены моратория на применение смертной казни к лицам, признанным виновными в совершении актов терроризма. Правда, многие выступили и против такого предложения. Обосновывая свою позицию, они приводили в качестве примера смертников "джихада", которых никакая суровая кара и даже смерть не остановит перед совершением преступления. Во-первых, сам уголовный закон должен адекватно отражать криминальную ситуацию в стране и устанавливать за совершенные преступления такие меры наказания, которые соответствовали бы степени опасности этих деяний. Вывод здесь один: чем опаснее преступление, тем строже наказание. Во-вторых, любое изменение законодательства не может быть признано универсальным средством, решающим все проблемы борьбы даже с каким-то отдельным видом преступности, которая представляет собой сложное социальное явление, где не может быть установлена жесткая функциональная зависимость между общественными процессами. Однако, в определенной ситуации и смертники решаются не сводить счеты со своей жизнью. В отдельных случаях применение самых суровых мер наказания может стать в какой-то мере барьером на пути к совершению преступлений. Ссылка на Совет Европы здесь вряд ли уместна. Ситуация в странах, входящих в СЕ, коренным образом отличается от положения, в котором в настоящее время оказалась Россия. И в США, которые в свое время запрещали применение смертной казни, 38 штатов ее восстановили. Конечно, с учетом ситуации в своей собственной стране. Следует отметить, что большинство населения России считает необходимым применять смертную казнь за отдельные виды преступлений, в частности, за особо тяжкие. В Кемеровской области, например, идет сбор подписей в поддержку такого предложения.
Что же касается предложения о продлении сроков задержания террористов до тридцати суток, такой шаг следует признать обоснованным, поскольку он соответствует целям обеспечения безопасности граждан. Интересно, что Франция в настоящее время доводит срок краткосрочного задержания граждан до предъявления обвинения до четырех суток. УПК РФ предусматривает такой срок только до 48 часов, нетрудно предположить, чьим же интересам такое положение соответствует.
Вряд ли можно считать оправданными некоторые изменения, внесенные в УК РФ в последнее время. Так в декабре 2003 года конфискация имущества была исключена из перечня наказаний, в результате чего наша правоохранительная система не имеет возможности лишить криминальные структуры источников финансирования преступной деятельности. Конфискация какого-то автомата или пистолета у террористов практического значения не имеет. На оставшиеся деньги криминального происхождения они в состоянии покупать и ракетные установки. Здесь необходимо иметь в виду деяния не только террористического характера, но и корыстные, а также коррупционные преступления. Источником финансирования незаконных воинских формирований в Чечне были не только деньги иностранных криминальных структур, но и миллиарды рублей, приобретенные по фальшивым "авизо". Восстановление конфискации в УК РФ будет способствовать не только принципу индивидуализации ответственности и наказания в зависимости от степени опасности совершенного преступления, но и в ряде случаев станет и средством профилактики отдельных деяний. Необходимо здесь учесть и опыт других стран, которые в борьбе с преступностью вполне успешно используют конфискацию имущества лиц, виновных в совершении преступлений.
Не служит делу укрепления законности в стране также исключение в декабре прошлого года из УК РФ такого квалифицирующего признака преступления, как неоднократность. Теперь каждое преступление, совершенное виновным, должно быть квалифицировано самостоятельно. Но согласно этим изменениям правоприменитель вправе при назначении окончательной меры наказания по совокупности преступлений выйти за пределы максимума наиболее строгого наказания, предусмотренного за совершенные деяния, не более чем наполовину этого максимума. Поскольку здесь количество совершенных преступлений не имеет значения, наблюдается резкое ослабление ответственности лиц, совершивших несколько преступлений, по сравнению с порядком назначения наказания по совокупности преступлений, имевшим место до декабря 2003 года. В правилах назначения наказания за рецидив преступлений также произошли изменения в сторону смягчения ответственности.
К сожалению, до сих пор сохранено в ст. 37 УК РФ положение, допускающее причинение смерти посягающему только в тех случаях, когда он применяет насилие, опасное для жизни, которое практически лишает обороняющегося декларируемого уголовным законом права граждан на необходимую оборону. Как заявил В. Жириновский на заседании Госдумы, отсутствие у спецназа права на опережающее применение оружия тоже является пробелом в нашем законодательстве.
УК РСФСР 1960 года предусматривал ответственность согласно ст. 19 и 190 за недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении. Отсутствие такой нормы в действующем уголовном законодательстве с учетом современной криминальной ситуации следует признать большим упущением. События в Беслане свидетельствуют о том, что были там и люди, которые знали о готовящемся преступлении, но правоохранительным органам об этом не сообщали. В таких случаях ссылка на 1937 год не состоятельна, так как в то время доносы выдумывались самими доносчиками, а УК РСФСР 1960 года предусматривал только достоверно известные преступления, наличие которых подлежало доказыванию.
Успешная борьба с терроризмом предполагает объединение усилий и согласованные действия всех ветвей государственной власти, организаций и граждан страны.
"Борьба с террором - это общегосударственная защита, а главное условие победы над ним - единство страны … - отметил Президент РФ В.В. Путин, выступая на расширенном заседании правительства в сентябре 2004 года. - Фактически речь идет о том, что по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения органы исполнительной власти в центре и субъектах Федерации образуют единую систему власти, а соответственно должны работать как целостный сплоченный единый организм".4
Высказанные Президентом РФ мысли тесно перекликаются с мнением Генерального прокурора РФ В. Устинова, который особое внимание обращает на исполнение законов РФ. Судя по его заявлению, в нарушение законов РФ чиновники почти повсеместно занимаются коммерческой деятельностью, участвуют в управлении разного рода структурами, извлекают другие выгоды из своего положения.5
Коррумпированность российских чиновников общеизвестна. По данным Института комплексных социальных исследований (ИКСИ РАН) 61,54% россиян считают помехой для выхода России из кризиса и ее успешного развития именно чиновников и бюрократов. На олигархов и некомпетентные органы местной власти жалуются лишь соответственно 34,6 и 23,4 процента.6
Устанавливая повышенную заработную плату для чиновников, нисколько не соответствующую состоянию экономики страны, рассчитывали на то, что высокая зарплата оградит их от получения взяток. Практически это привело только к повышению их аппетита и значительному увеличению размеров взятки. В настоящее время, например, рассматривается дело по обвинению в квартирном мошенничестве и участии в преступном сообществе (ст. 159 и 210 УК) трех московских судей, которые вынесли в общей сложности 80 незаконных решений.7 Согласно признанию Председателя Конституционного Суда В. Зорькина, наиболее коррумпированными судами являются арбитражные, грубо нарушающие законы о банкротстве.
Коррумпированность госчиновников всегда сопряжена с криминальным бизнесом и другими видами преступлений, в том числе и террористической направленности. Так, начальник паспортно-визовой службы Алексинского РОВД Тульской области майор И. Гензе заработал капитал на незаконной регистрации уроженцев Закавказья. Он выдал 60 паспортов гражданина Российской Федерации иностранным гражданам, не имеющим права на получение гражданства РФ. Показательным является и такой факт, что среди них были даже и судимые. Общая сумма взятки Гензе составляет 29250 долларов (829535 руб.).8
Кипкеев, который вел смертницу в метро "Рижская", был зарегистрирован в московской области. По этому адресу оказалось зарегистрировано еще 300 человек.9 Понятно, что подобные нарушения закона совершаются небескорыстно. Оказалось, что для подмосковного города Клина это количество также не является пределом. По сообщению телерепортеров, по другому адресу в данном городе было зарегистрировано даже 600 человек, хотя фактически там проживала только одна женщина. Подобные примеры свидетельствуют об отсутствии у отдельной категории чиновников какой-либо ответственности за выполнение законов РФ. Возможно, следует внести некоторые изменения и в правила регистрации граждан и периодически организовывать проверки их выполнения. Все помнят заявление Шамиля Басаева о том, что огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества он смог бы свободно довести до Москвы, но не хватило денег для подкупа работников милиции. Последние террористические акты также со всей очевидностью показывают, что главным пособником терроризма является коррупция. Житель Краснодара Армен Арутюнян приобрел билеты на самолет для обеих смертниц, взорвавших ТУ-134 и ТУ-154, в обход установленного порядка, он же и обеспечил их посадку на самолеты без досмотра. На этом он заработал свой криминальный бизнес, а часть полученных денег была использована для подкупа сотрудника авиакомпании Николая Коренкова. В гибели 90 человек виновен также капитан милиции Михаил Артамонов, который без всякой проверки отпустил двух смертниц, прилетевших из Махачкалы и задержанных сотрудниками линейного отдела милиции. Ему предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий.10
Только коррумпированностью и отсутствием ответственности работников милиции за строгое выполнение своих обязанностей можно объяснить тот факт, что милиционер за мешок сахара обеспечил беспрепятственную перевозку взрывчатых веществ через контрольные посты.
Отмена государственной монополии на производство спиртных напитков резко увеличила размеры криминального бизнеса. По данным руководства МВД России обороты контрафактной продукции, куда входят и алкогольные суррогаты, составляют десятки миллиардов рублей. Неотъемлемой частью такого оборота являются коррумпированные органы исполнительной власти и представители местных администраций, а также недобросовестные сотрудники правоохранительных органов, чьи действия связаны с особо опасными преступлениями. Такие суммы позволяют преступникам финансировать и террористов, и коррумпированных чиновников. Каждый год от фальшивой водки умирают 37 тысяч человек.11 Общеизвестно также, что пьянство и алкоголизм оказывают общее негативное воздействие на состояние законности и правопорядка в стране. Свой отрицательный вклад вносит в это дело и система приобретения дипломов об образовании путем внесения установленной за учебу суммы денег, что привело к значительному снижению качества подготовки специалистов. Есть случаи, конечно, и элементарной купли-продажи различных документов об образовании. Много ли пользы от таких дипломовладельцев без соответствующего образования для общества и государства? Ответ очевиден - никакой.
Плодотворной почвой для терроризма является наличие в стране безработицы. Безработные граждане - это резерв для формирования криминальных групп любой, в том числе и террористической направленности. Поэтому одной из важнейших задач государства является скорейшее разрешение проблемы безработицы, которое и должно способствовать успешной борьбе с террористическими проявлениями.
Важным средством предотвращения актов терроризма, а также и минимизации потерь от них является дальнейшее усиление бдительности не только сотрудников правоохранительных и силовых структур, но и всех остальных граждан. Случай около станции метро "Рижская" является подтверждением того, что бдительность работников милиции помогла предотвратить проникновение смертницы в метро, в результате пострадавших от жертв было значительно меньше, чем это могло бы быть в случае взрыва подвижного состава. Но, к сожалению, не везде правоохранительные структуры ведут себя подобающим образом. Например, в одном из районных отделений милиции города Сочи (почти рядом с городом, где были захвачены заложники!) сотрудники отделения не стали как-то реагировать на сообщение женщины об обнаружении подозрительного предмета. В этой связи вполне оправданными мерами представляются усиление охраны школ, установление в них кнопок сигнализации, введение в школьные программы уроков безопасности.
Каждая страна имеет службы обеспечения безопасности государства, однако в западных странах, в отличие от нас, не считается зазорным сотрудничество со специальными службами. К сожалению, многие сотрудники спецназа "Альфа" и "Вымпел" вынуждены были в результате необдуманных решений уйти в другие структуры, и их опыт в настоящее время в значительной степени утрачен. Да и взаимодействия между ними должного пока нет. Согласно данным печати, одни и те же лица на Северном Кавказе были завербованы сотрудниками и ФСБ, и МВД, но фактически работали на боевиков. Все это свидетельствует о том, что необходимо по-настоящему воссоздать службы безопасности, которые претерпели неоднократные перестройки без какого-то положительного эффекта.
Президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации, эксперт по безопасности и терроризму Иосиф Линдер считает, что сотрудник спецслужб должен быть более изощренным, чем террорист, должен работать на 5-10 ходов вперед".12 Наконец, появилось сообщение в печати об обещании ФСБ России выплатить триста миллионов рублей тому, кто подскажет место нахождения Басаева и Масхадова.13 Представляется, что такое обещание должно было появиться значительно раньше.
Сам процесс освобождения заложников не должен превращаться в какое-то теле- или видеошоу. Есть сведения о том, что кое-кому из террористов удалось и раствориться в толпе. Следовательно, территория вокруг захваченной школы не была достаточно надежно оцеплена. Опыт освобождения заложников "Норд-Оста" показывает, что в присутствующей толпе могут находиться сообщники бандитов, которые тут же сообщают им о всех действиях, совершаемых сотрудниками спецназа.
В настоящее время усилены меры защиты самолетов от террористов. Усилены контроль и досмотр багажа и проверка самих пассажиров. В целом пассажиры это восприняли с пониманием того, что указанные меры направлены на обеспечение их же безопасности. В США давно существуют правила, согласно которым при въезде иностранных граждан в эту страну, они должны составлять специальные анкеты, пройти также процесс дактилоскопирования и фотографирования. Человечество изобрело немало средств обеспечения безопасности, которые были продемонстрированы в сентябре 2004 года в Москве на выставке профессиональной техники для обеспечения безопасности. Оказалось, что от новейших сканеров невозможно скрыть ни под одеждой, ни в какой-либо из полостей человеческого тела опасные предметы любого типа.14 Следовательно, наше государство не должно жалеть деньги на внедрение указанных технических новшеств, которые успешно используют за границей. Интересно, что среди них есть и наши изобретения.
Терроризм - это такое проявление преступности, которое невозможно преодолеть в одиночку. Здесь требуются усилия всех стран. Россия является действующим председателем Контртеррористического комитета ООН и предлагает разработать новую рекомендацию Совета безопасности ООН, которая обеспечивала бы выявлять слабые звенья антитеррористической сети и наращивать практическое взаимодействие международными и региональными организациями.15
Выступая на 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2004 года, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров особо подчеркнул важность наращивания взаимодействия спецслужб, которое должно быть поднято на качественно новый уровень доверия и координации действий, готовности к честному, без двойных стандартов, сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Здесь в первую очередь необходимо иметь в виду практику применения двойных стандартов, характерную для западных стран, которые предоставляют убежища для лиц признанных террористами и объявленных в международный розыск. Будущее покажет, готовы наши партнеры по борьбе с терроризмом преодолеть такие препятствия или нет. От этого в немалой степени зависит успех борьбы с террористическими преступлениями в мировом масштабе. В последнее время появляются некоторые признаки этой тенденции. В настоящее время, например, ВМФ РФ и ВМС Италии проводят совместные учения по противодействию терроризму.16
Вышесказанное свидетельствует, что борьба с терроризмом - это проблема, имеющая множество аспектов. В их числе можно отметить правовые, экономические, организационные, технические и другие, которые должны быть дополнены сотрудничеством государств в международном в масштабе.
Литература и примечания