Главная | Публикации | Студентам | Библиотека | Гостевая | Форум | Ссылки | Законы | Почта | |
Закирова Э.Ф., аспирантка кафедры уголовного процесса Удмуртского государственного университета
Научный руководитель: д-р юрид. наук, профессор Зинатуллин З.З.
Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от слаженности, согласованности в деятельности следователя и органа дознания.
Разнообразие возникающих в практике расследования преступлений ситуаций, требующих взаимодействия следователя и органа дознания, целесообразно соотносить с тем этапом расследования, на котором возникает необходимость в осуществлении такого взаимодействия: в стадии возбуждения уголовного дела, в стадии предварительного следствия, по приостановленному уголовному делу (2, с. 10). Однако в процессуальной литературе бытует и другое мнение: "взаимодействие является необходимым и целесообразным лишь при решении основной задачи предварительного следствия, итоги которого выражаются в постановлении следователя о привлечении виновного лица к уголовной ответственности. Осуществление же взаимодействия для решения последующих задач предварительного следствия влечет за собой нерациональное использование оперативно-розыскных мер и времени сотрудников оперативных аппаратов" (3, с. 86). С таким мнением трудно согласиться. Хотя следует отметить, что следователь не связан обязанностью непременно реализовать свое право использовать возможности органа дознания при расследовании каждого уголовного дела. Это он делает в случае необходимости. Применительно к уголовным делам приостановленным, в случае, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия или когда место его нахождения не установлено по иным причинам, следователь может самостоятельно принимать меры к установлению местонахождения разыскиваемого лица, либо поручает розыск органу дознания.
Взаимодействие следователя с органами дознания протекает в определенных формах. Они могут быть процессуальными и непроцессуальными. И.Ф. Герасимов называет процессуальные формы основными формами взаимодействия органов следствия и дознания, так как они придают взаимодействию правовой характер. Однако они неизбежно порождают различные организационные и тактические связи и взаимоотношения, которые по своему назначению способствуют более рациональному и эффективному практическому использованию процессуальных форм. Поэтому можно считать, что организационно - тактические формы взаимодействия выполняют вспомогательную роль по отношению к процессуальным (5, с. 145). В криминалистической и процессуальной литературе имеется несколько работ, авторы которых не выделяют отдельно непроцессуальные формы и рассматривают их вместе с процессуальными (6, с. 143). По этому поводу И.Ф. Герасимов отметил, что "не совсем верно уравнивать формы взаимодействия, предусмотренные законом, с формами, возникающими и сложившимися в практической деятельности, но не регулируемыми нормами права" (5, с. 133). А.Н. Балашов, аналогично И.Ф. Герасимову, в качестве основания деления форм взаимодействия следователя и органа дознания на процессуальные и непроцессуальные, рассматривает закрепление их нормами уголовно-процессуального закона. По его мнению, если в результате согласованной деятельности выполняются действия, порядок которых регламентирован процессуальными нормами, то такая форма взаимодействия является процессуальной. Если кем-либо из субъектов взаимодействия выполняются непроцессуальные действия, эту форму взаимодействия следует отнести к организационным. Так, выполнение органом дознания по поручению следователя розыскных действий является процессуальной формой взаимодействия, поскольку осуществляется согласно нормам уголовно-процессуального закона, а выполнение оперативных действий, порядок которых не регламентирован УПК, относится к непроцессуальным формам взаимодействия" (1, с. 31). Данную точку зрения поддерживает Н.А. Патов (7, с. 92). Он считает, что разграничение форм взаимодействия имеет важное практическое значение (7, с. 92), ибо "нарушение процессуальных форм взаимодействия, то есть отступление от норм процессуального закона, регламентирующих эти формы, может привести к невозможности использования в уголовном процессе полученных данных, отрицательно сказаться на законности и обоснованности принимаемых решений. Отступление от организационных форм, хотя и может причинить ущерб интересам, но оно не сопряжено с процессуально - правовыми последствиями" (2, с. 75).
По уголовным делам, приостановленным производством в случае, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся, или когда место его нахождения не установлено по иным причинам, единственной процессуальной формой взаимодействия является поручение следователем органу дознания розыска подозреваемого или обвиняемого, местонахождение которого неизвестно, на основании вынесенного им постановления об объявлении розыска.
К непроцессуальным формам взаимодействия относятся: совместное изучение и анализ результатов по делу, выработка розыскных версий, совместное планирование розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения разыскиваемого лица; систематический обмен информацией следователя и органа дознания в процессе работы по приостановленному уголовному делу устной или письменной информацией, в том числе данными, полученными в ходе оперативно-розыскной деятельности; внесение изменений в ранее разработанный план с учетом полученной новой информацией; организация взаимодействия с другими правоохранительными органами и привлечение общественности.
Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что по приостановленным в связи с розыском подозреваемого, обвиняемого уголовным делам имеют место в основном непроцессуальные формы взаимодействия. Так, приостановив уголовное дело, следователь совместно с органом дознания должен изучить уголовное дело, приостановленное производством, ознакомиться с исходными данными о личности разыскиваемого подозреваемого или обвиняемого, его приметах, образовании, прежних местах работы и жительства, родственных и иных связях. На основе имеющейся в деле информации следователь и сотрудник органа дознания выдвигают розыскные версии: "о возможных местах нахождения обвиняемого, вероятном маршруте движения скрывшегося обвиняемого, предполагаемом месте укрытия обвиняемого, о месте и времени возможного появления обвиняемого (8, с. 88). Фактические данные для выдвижения розыскных версий можно получить из процессуальных источников, от общественности, из различных источников, к которым относятся слухи, анонимные письма, телефонные звонки и т.д. При выдвижении розыскных версий желательно учитывать такие обстоятельств, как типичные места, где могут скрываться разыскиваемые, каким образом им удается получать фиктивные документы, как они добывают средства к существованию, поддерживают ли связь с родственниками или знакомыми. Учет таких обстоятельств может значительно облегчить розыск лиц, совершивших преступления.
Содержание розыскных версий находит свое отражение в совместных планах следователя и сотрудника органа дознания. Совместное планирование розыскных и оперативно - розыскных мероприятий следователем и органом дознания уже давно высоко оценивается учеными - процессуалистами. По мнению И.Ф. Герасимова совместное планирование "является наиболее совершенной формой взаимодействия, помогает обеспечить хорошую согласованность и четкое разграничение обязанностей при совместной деятельности следователя и органа дознания" (5, с. 147). При составлении планов необходимо принимать в расчет и помощь других органов, тем более, что розыск подозреваемых или обвиняемых осуществляется по существу различными органами дознания, территориально отстоящими друг от друга на значительном расстоянии (8, с. 88). В ходе проведения розыскных и оперативно-розыскных мероприятий совместное обсуждение и составление плана следователем и органом дознания может иметь место не один, а несколько раз, в зависимости от возникающей в ходе следствия ситуации и категории розыска. При этом большое значение имеет систематический обмен информацией между следователем и сотрудником органа дознания.
Содействие в розыске подозреваемого, обвиняемого может оказать и общественность. Взаимодействие следователя с общественностью в розыске лица, совершившего преступление, осуществляется в преследовании преступника по горячим следам, задержании и доставлении его к следователю, в совместном, под руководством следователя, проведении розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения разыскиваемого, а также в участии различного рода мероприятиях, преследующих цель установления и задержания лица, совершившего преступление.
Литература и примечания