Уголовный процесс |
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта |
---|
Васильева Елена Геннадьевна
|
Неприкосновенность личности ограничивается |
При подписке о невыезде |
При заключении под стражу |
При залоге |
При поручительстве |
При отдаче несовершеннолетнего под присмотр или надзор |
Да |
57,1% |
90,8% |
25,3% |
27,2% |
41,8% |
Нет |
42,9% |
9,2% |
74,7% |
72,8% |
58,2% |
Неприкосновенность личности ограничивается |
Личный обыск |
Освидетельствование |
Привод |
Произв. экспертизы |
Получ. образцов для сравн. исследования |
|
Да |
64,7% |
46% |
67% |
39,8% |
39,1% |
|
Нет |
35,2% |
54% |
33% |
60,2% |
60,9% |
Таким образом, как видно из таблиц, значительное число дознавателей, следователей и прокуроров не признают ограничение конституционного права на неприкосновенность личности при применении различных мер уголовно-процессуального принуждения. Этим, видимо, объясняются как масштабы их применения, так грубейшие нарушения закона при их проведении. Незнание (не уяснение) соответствующих уголовно-процессуальных норм обуславливает широкую практику незаконного ограничения неприкосновенности личности.405
Хотя правомерное ограничение неприкосновенности личности осуществляется от имени государства и закона, оно происходит не автоматически, а является результатом проявления воли определенного лица, наделенного специальной компетенцией. Еще А.Ф. Кони утверждал: "Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках".406 Таким образом, вопрос о повышении профессионального образования и мастерства работников правоохранительных органов действительно назрел. Поэтому в плане подготовки кадров правоохранительных органов целесообразным было бы введение обязательного дополнительного образовательного курса.407 Такой курс, на наш взгляд, должен включать в себя: а) изучение действующего международного и внутригосударственного законодательства, касающегося прав человека - их обеспечения, механизма реализации, условий, порядка и целей их ограничения; б) изучение норм уголовно-процессуального права, реализация которых позволяет существенно ограничить конституционные права граждан в) изучение критериев законности и обоснованности применения норм и мер, ограничивающих права личности; г) изучение вопросов, связанных с реабилитацией граждан, незаконно или необоснованно ограниченных в правах, возмещением им ущерба; д) изучение норм карательного характера по отношению к лицам, злоупотребляющим своими полномочиями в этой сфере.408
Приоритет и незыблемость права на неприкосновенность личности безусловно требует своевременного авторитетного и эффективного контроля за применением правоограничивающих мер. Такой контроль во многих случаях обеспечивается деятельностью суда. В различных странах существует множество способов защиты прав граждан с использованием судебной защиты. Среди них наибольшее распространение получили такие судебные процедуры, как: habeas corpus409 (судебный приказ о доставлении в суд лица, содержащегося под стражей, для выяснения правомерности содержания его под стражей),410 certiorari (истребование дела из производства нижестоящего суда в вышестоящий суд), mandamus (судебный приказ должностному лицу о выполнении требования подателя жалобы, в частности на незаконное или необоснованное содержание под стражей), признание дела неподсудным суду низшей инстанции и "ампаро" (ходатайства об отмене законов и распоряжений на основании их предполагаемой неконституционности).411
В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость, является надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и государством.412 "Судебная защита - наиболее эффективный механизм правовой защиты личности из всех, выработанных в мировой общественной практике… Отсутствие реального права на судебную защиту ограничивает степень свободы личности, низводит конституционные права человека и гражданина до уровня простой декларации",413 "судебная защита это… ограждение прав и свобод от необоснованного нарушения или ограничения".414
УПК РФ предусмотрел две основные формы судебного контроля на предварительном следствии: 1) в виде принятия решений о производстве отдельных следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан (ч. 2 ст. 29) и 2) в виде рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (ч. 3 ст. 29, ст. 125 - 127). Законность и обоснованность ограничения личности обеспечивается посредством и той, и другой формы.
В соответствии с новым уголовно-процессуальным законодательством, ориентированным на Конституцию РФ, только суд правомочен принимать решения по применению заключения под стражу. Однако реализация этого положения была отложена на два года: ч. 2 ст. 29 УПК, предусматривающая судебные решения по упомянутым вопросам, должна была вступить в силу, начиная с 1 января 2004 года.415 Однако Конституционный Суд в своем Постановлении от 14 марта 2002 г. предложил Федеральному Собранию незамедлительно внести в законодательство изменения с тем, чтобы обеспечить введение в действие норм, предусматривающих судебный порядок применения ареста (заключения под стражу), содержания под стражей, а также задержания подозреваемого на срок свыше 48 часов, с 1 июля 2002 года.416
Тем не менее, отсрочка вступления в силу ч. 2 ст. 29 УПК РФ была не случайна. Несмотря на демократичность данного института, вопрос о полной передаче суду функций ареста неоднозначно воспринят как учеными, так и практиками. Высказываются предположения, что это может привести к ослаблению гарантий законности и снижению эффективности уголовно-процессуальных мер в борьбе с преступностью.417 Об этом, помимо отсутствия финансового, технического и кадрового обеспечения, свидетельствует ряд объективных факторов. Во-первых, как отмечается практиками, надзор должен носить постоянный характер, а в некоторых ситуациях требуется, чтобы эта деятельность была оперативной и конфиденциальной. Трудно себе представить, чтобы суд мог обеспечить эти требования.418 Во-вторых, на сегодняшний день в России почти 40% - односоставные суды, значит, судья, давший санкцию на арест, через два месяца может рассматривать данное дело по существу,419 давая санкции на арест, судебная система наделяется правом вершить всю судьбу процесса от подозрения до осуждения.420 В-третьих, судебная деятельность еще сама не избавилась от многочисленных нарушений в сфере применения мер пресечения, в том числе ареста,421 а, следовательно, не может выступать жестким гарантом обеспечения прав граждан и, в этом качестве в настоящее время, не многим отличается от прокурорского надзора. По словам президента РФ В.В. Путина, "отечественная судебная система отстает от жизни… Для многих людей, пытающихся законно отстоять свои права, суд так и не стал "ни скорым, ни правым, ни справедливым".422 Таким образом, нельзя сказать, что момент для реализации конституционной нормы выбран удачно, ведь "одно дело, когда национальная конституция изящно формулирует гарантии индивидуальной свободы. И совсем другое дело - когда правовая система решениями своих судов немедленно представляет эффективное средство правовой защиты от действий любого официального органа, лишившего кого-либо свободы".423 Тем не менее, если абстрагироваться от финансово-организационных и кадровых проблем, то необходимо признать, что компромиссный (двухуровневый) порядок заключения под стражу, продления срока содержания под стражей, а также судебный порядок помещения лица под домашний арест и в медицинский стационар (ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 108, ст. 109, ч. 1 ст. 165, ч. 2 ст. 203 УПК РФ), за который высказывались многие ученые и практики,424 является крупным достижением на пути совершенствования законодательства.
На сегодняшний день, в соответствии со ст. 220-1 УПК РСФСР, судья только проверяет законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей. Многие практические работники, отмечая явную недоработанность этого института,425 признают, между тем, что путем установления судебной проверки были значительно усилены процессуальные гарантии законности содержания под стражей в качестве меры пресечения. Благодаря контрольной деятельности судей удается выявить большое количество латентных ошибок следователей и прокуроров.426 Так, в 2000 г. судами Республики Башкортостан было рассмотрено 2545 жалоб в порядке исполнения ст. 220-2 УПК РСФСР, из них в отношении 364 лиц (14%), вынесены постановления об отмене меры пресечения в виде ареста. Еще 86 чел. было освобождено судами республики вследствие допущенных органами предварительного следствия и дознания процессуальных нарушений.427 Введение судебного контроля повысило ответственность прокуроров при даче санкции на арест.428 Освобождение лица из-под стражи часто сберегает его здоровье и порой заставляет органы уголовного преследования внимательней подходить к уликам и воздержаться от необоснованных арестов, что в полной мере соответствует выполнению принципа неприкосновенности личности.429 Вместе с тем, необоснованное освобождение из-под стражи дает им возможность нарушать свои процессуальные обязанности Так, из 43 обвиняемых, освобожденных судом из-под стражи в порядке, предусмотренном ст. 220-2 УПК РСФСР, 7 человек (или 16,2 %) скрылись от органов предварительного расследования, а еще 5 (или 11,6%), по мнению следователей, совершали действия, направленные на воспрепятствование установлению истины.430
Из текста ст. 123 УПК РФ следует, что обжалованы могут быть любые действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя прокурора и суда. Согласно ч. 1 ст. 125 УПК РФ в суд обжалуются только такие действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, т.е. обжалованы могут быть любые меры уголовно-процессуального принуждения, в том числе любая мера пресечения, задержание, привод и личный обыск.431 Данное обстоятельство имеет большое значение, т.к. если судом будет признана незаконность их применения, лицо получает право на реабилитацию (ч. 3 ст. 133 УПК РФ).
Помимо этого, по смыслу статьи 123 УПК РФ, обжалованы могут быть и принятые судом решения о применении мер принуждения. Тем не менее, анализ ч. 3 ст. 125, ст.ст. 318 - 323, ч. 3 ст. 367, ч. 1 ст. 378, ч. 1 ст. 408, ст. 410 и др. позволяет сделать вывод о том, что порядок обжалования принятых судом решений о принудительном производстве следственных действий, во-первых, не имеет специально оговоренной законодательной регламентации, во-вторых, не охватывается ни апелляционным, ни кассационным, ни надзорным производством, ни производством у мирового судьи. Таким образом, на сегодняшний день механизм реализации такого обжалования не разработан. Представляется, что в УПК РФ должна быть включена статья, оговаривающая порядок обжалования (опротестования) судебного решения о заключении под стражу, домашнем аресте, помещении лица, не содержащегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар, помещении лица, содержащегося под стражей, в психиатрический стационар для производства судебной экспертизы, а также о продлении их срока (см. п.XVIII Приложения 2).