|
Предыдущая часть документа
Глава 2. Особенности производства по уголовным делам с участием иностранных
граждан в досудебных стадиях
§1. Участие иностранных граждан в стадии возбуждения уголовного дела.
Назначением всего уголовного судопроизводства Российской Федерации является охрана прав и законных интересов личности (ст.6 УПК РФ). Анализ уголовно-процессуальных гарантий в стадии возбуждения уголовного дела свидетельствует о том, что в них отсутствует целый ряд элементов, необходимых для максимального обеспечения прав и законных интересов личности, а, следовательно, и иностранных граждан. Данная проблема, на наш взгляд, еще не получила достаточно полного анализа в уголовно-процессуальной литературе. Как правило, некоторые авторы рассматривают гарантии прав и законных интересов личности применительно к стадии предварительного расследования и последующим стадиям уголовного судопроизводства. Гарантии, существующие в стадии возбуждения уголовного дела, исследуются, как правило, дифференцировано .
В стадии возбуждения уголовного дела ошибочно было бы говорить о том, что здесь должны проявить себя все или большинство принципов уголовного процесса. Конкретное их проявление зависит от характера задач, стоящих перед рассматриваемой стадией уголовного судопроизводства, специфики проявления процессуальных форм, от роли тех или иных субъектов и пр. В свете же рассматриваемого нами вопроса их проявление в большей степени зависит от специфики поступающих заявлений и сообщений о преступлениях, так или иначе связанных с иностранными гражданами.
Принцип равенства применительно к иностранным гражданам означает, что юридическая сила российских законов в равной степени распространяется на всех иностранных граждан независимо от их принадлежности к различным социальным группам по признаку пола, расы, национальности и т.д. В широком смысле он включает в себя равенство прав и свобод всех иностранных граждан, равенство их обязанностей и равенство перед судом.
Основное содержание принципа равенства перед законом и судом нашло отражение в ч.1 ст.19 Конституции РФ, в которой закреплено, что: "Все равны перед законом и судом". Часть вторая этой статьи гласит: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".
Следует отметить, что конституционное правило, согласно которому "все равны перед законом и судом", имеет своей основой положение статьи 7 Всеобщей декларации прав человека . Согласно данной статье "все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона".
В ст.4 Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" указанный принцип закреплен следующим образом: "Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом" .
Указанные нами законодательные интерпретации принципа равенства всех перед законом и судом, хоть и являются полным его отражением, однако не охватывают все его стороны. Закрепляя принцип равенства, уголовное законодательство устанавливает: "лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств" (ст.4 УК РФ). В новом уголовно-процессуальном кодексе данный принцип не нашел своего закрепления, по нашему мнению, без достаточных на то оснований. С одной стороны это связано с тем, что отдельная категория граждан выпадает из этого равенства (судьи, депутаты Федерального Собрания и некоторые другие). Как пишут В.В. Вандышев и В.А. Лиманский "видимо, наши законодатели считают, что они и некоторые другие должностные лица "де-факто" не равны перед органами расследования и судом" . Для вовлечения их в уголовное судопроизводство необходимо согласие соответствующего органа (соответствующей палаты Федерального Собрания, квалификационной коллегии судей и др.). Но это скорее исключение из общего правила уголовного преследования этих лиц, определяемых УПК РФ. Однако в случае получения этого согласия данная категория граждан автоматически уравнивается со всеми гражданами. Принцип равенства всех перед законом и судом распространяет свое действие и в отношении этой группы. И хотя этот принцип, является конституционным и входит в систему принципов уголовного процесса, считаем необходимым закрепить его в уголовно-процессуальном кодексе РФ, так как эти исключения должны быть достаточно четко и жестко определены Конституцией РФ и федеральными законами и не должны быть альтернативным вариантом уголовно-процессуального закона.
Установленное ст.19 Конституции РФ положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на международных нормах и принципах, которые выработали стандарты защиты прав и свобод человека и гражданина .
Россия, являясь непосредственным членом мирового сообщества, таким образом, признает и закрепляет на конституционном уровне общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав человека и, в частности, принцип равенства всех людей перед законом и судом, а не только граждан своего государства.
В области уголовно-процессуальных отношений общую правовую основу дипломатических иммунитетов и привилегий также составляет принцип равенства всех перед законом и судом, другими органами уголовного судопроизводства, независимо от гражданства, национальности, рода и характера занятий, отношения к религии и других обстоятельств, принцип, исключительное начало которого составляют нормы о дипломатических и иных иммунитетах и привилегиях. Цель и назначение этих норм заключается в создании дополнительных процессуальных гарантий законности и обоснованности вовлечения дипломатических представителей в сферу уголовного судопроизводства и ограждения их и самого представительства от неправомерного применения к ним мер процессуального принуждения и иных правоограничений.
Для того, чтобы действие рассматриваемого принципа в досудебных стадиях уголовного процесса имело определенную правовую основу, а не осуществлялось по аналогии, а также в целях его формулировки, исходя из содержания Конституции РФ, считаем необходимым внести в уголовно-процессуальный кодекс РФ во вторую главу еще одну статью следующего содержания: "Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, гражданства, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения религии, места жительства и других обстоятельств".
Язык уголовного судопроизводства - принцип уголовного процесса, реализация которого представляет собой гарантию осуществления многих других процессуальных принципов (гласность, обеспечение права обвиняемого на защиту и др.) (ст.18 УПК РФ). Настоящий принцип является одним из проявлений в уголовном судопроизводстве государственных гарантий национального равноправия граждан во всех сферах жизни и свободного употребления ими национальных языков. Его исходные положения сконцентрированы в ст.26 и ст.68 Конституции РФ. Устанавливая русский язык в качестве государственного, Конституция РФ вместе с тем гарантирует каждому право пользоваться родным языком (ч.2 ст.26 Конституции РФ).
Иностранные граждане вправе давать показания, делать заявления, возбуждать ходатайства, приносить жалобы на действия органов расследования и суда на своем родном языке или на любом другом языке, которым они владеют (ст.18 УПК РФ).
Действие принципа национального языка судопроизводства в стадии возбуждения уголовного дела, на наш взгляд, требует определенного уточнения. В настоящее время право пользоваться родным языком предоставлено "участникам уголовного судопроизводства" (ч.2 ст.18 УПК РФ). Однако, действие этого принципа не распространяется на такого участника уголовного судопроизводства как понятой. Ст.60 УПК РФ не закрепляет право понятого пользоваться родным языком или другим языком, которым он владеет. В смысле рассматриваемого вопроса этот пробел является немаловажным, так как процессуальные и следственные действия, производство которых возможно в стадии возбуждения уголовного дела (например, осмотр места происшествия, назначение экспертизы и т.п.), могут проводиться в специализированных учреждениях, где проще привлечь в качестве понятого иностранного гражданина, который может не владеть или не достаточно владеть языком, на котором ведется уголовное судопроизводство России.
Кроме того, отрицательно на качестве расследования сказывается оформление объяснений и протоколов заявлений без переводчиков, хотя затем при допросах иностранных граждан (потерпевших, свидетелей, подозреваемых) переводчики в деле участвуют.
В целях устранения отмеченных недостатков считаем целесообразным к протоколу первого же совершенного с участием переводчика действия (например, составления протокола устного заявления) прилагать анкету, которая должна содержать все необходимые данные о переводчике: фамилия, имя, отчество (полностью), гражданство, национальность, год рождения, общее и специальное образование, каким языком владеет, где и когда изучал иностранный язык, данные о практической работе переводчика, отношение к опрашиваемому, домашний адрес и телефон, место работы должность и телефон. Здесь же целесообразно сделать отметку о том, что в порядке ст.11 УПК РФ переводчику разъяснены его права, и он предупрежден по ст.307 УК РФ об ответственности за заведомо неправильный перевод и по ст.59 УПК РФ - за уклонение от явки или от исполнения своих обязанностей, и это должно подтверждаться его подписью.
На практике применяются подобные анкеты, но составляются они в произвольной форме, чем отличаются друг от друга и не всегда содержат все рекомендуемые выше сведения. Применение данной анкеты позволит в протоколах следственных действий ограничиваться лишь указанием фамилий переводчиков, кроме этого исключить со стороны участников процесса сомнения в их компетентности, будет способствовать более реальному обеспечению права на отвод переводчика, а также поможет создать специальную базу данных, состоящую из лиц, владеющих иностранными языками и желающих оказывать помощь в качестве переводчиков правоохранительным органам. Для устранения этого пробела в законодательстве мы предлагаем ввести в УПК РФ бланк анкеты переводчика (Приложение №4).
Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания, следователя и прокурора, осуществляемая в связи с обнаружением признаков преступления, совершенного иностранным гражданином или в отношении иностранного гражданина на территории Российской Федерации, регламентируется нормами, закреплёнными в ст.ст.140-149 УПК РФ, а также дополнительными правилами, обусловленными особенностями правового статуса иностранных граждан в России и детально не регламентированными УПК РФ.
В подтверждение этого следует сказать, что помимо вопросов, обязательных для разрешения в стадии возбуждения уголовного дела, предусмотренных ст.ст.140-145, 148 УПК РФ, разрешается и ряд специфических вопросов, обусловленных особенностями правового статуса иностранных граждан в уголовном процессе РФ: правовой статус иностранного гражданина (предоставлены ли ему привилегии и иммунитет от уголовной юрисдикции России и если предоставлены, то в каком объеме); правомерность пребывания в России (место); необходимость продления этого пребывания или его пресечения ввиду совершения преступления; выполнялись ли им служебные обязанности (какие); порядок информирования соответствующих компетентных инстанций; обязательность участия переводчика, прокурора, представителя МИД и иностранного дипломатического (консульского) представительства и др.
Прежде всего, по нашему мнению, принимая от иностранного гражданина заявление о совершённом преступлении помимо сведений об обстоятельствах совершения преступления необходимо выяснить:
1)гражданином или подданным, какой страны является заявитель;
2)каким языком владеет;
3)основания пребывания в России;
4)постоянное место жительства за границей и временное в России;
5)время планируемого выезда из России и куда именно планируется выезд;
6)срок действия визы (ссылка на документ, по которому удостоверялась личность иностранного гражданина);
7)место работы и должность за границей и в России;
8)пользуется ли заявитель дипломатическим или иным иммунитетом. Если да, то необходимо зафиксировать просьбу иностранного гражданина о производстве с его участием тех или иных процессуальных действий. В связи с такой необходимостью нами разработан бланк протокола устного заявления иностранного гражданина (Приложение №3)
Следует отметить, что при оформлении протоколов и объяснений, получаемых от иностранных граждан, следователи и дознаватели зачастую не указывают приведенные нами выше дополнительные сведения об иностранном гражданине. И это не удивительно, так как ст.141 УПК РФ на это не указывает. А вместе с тем, не занося в протокол перечисленное, затруднены не только последующие вызовы иностранных граждан для проведения с ними следственных действий, но и обращение в инстанции по каналам их пребывания либо в следственные органы других стран в соответствии с договорами о правовой помощи.
Если заявителю известен подозреваемый в совершении преступления, необходимо получить перечисленные сведения и о подозреваемом.
С момента обращения иностранного гражданина с заявлением о совершённом преступлении целесообразно обеспечить участие переводчика, независимо от степени владения заявителем языком, на котором ведётся производство по уголовным делам в данной местности. Особую актуальность приобретает участие переводчика тогда, когда в совершении преступления подозревается иностранный гражданин и возникает необходимость проверить его причастность к совершённому преступлению. Отсутствие переводчика на данном этапе уголовно-процессуальной деятельности может иметь негативные последствия. Подозреваемый (обвиняемый, подсудимый), сославшись на незнание или недостаточное знание языка, на котором ведётся производство, может заявить ходатайства, способные поставить под сомнение достоверность сведений, полученных в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении и эти сомнения могут оказаться неустранимыми, влекущими прекращение уголовного дела или постановление оправдательного приговора.
В случае обнаружения признаков преступления, к совершению которого причастны иностранные граждане (гражданин), необходимо безотлагательно принять меры к точному установлению их личностей, а также выяснить, пользуются ли они дипломатическим или иным иммунитетом и, если пользуются, то в каком объёме.
Документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, является заграничный паспорт. Заграничные паспорта выдаются на родине иностранного гражданина соответствующими органами власти и подразделяются на три вида: дипломатические, служебные и обычные (общегражданские или как их ещё называют национальные паспорта).
Заграничный паспорт не даёт права иностранному гражданину на въезд в Россию. Для этого в его паспорте дипломатическим или консульским представительством РФ за границей проставляется виза. Виза - это отметка в паспорте на въезд данного гражданина в Россию (въездная виза) или на выезд из России (выездная виза), либо для проезда через территорию РФ (транзитная виза). Виза проставляется на определенный срок. В некоторых случаях штамп-виза в национальном паспорте не проставляется, а на руки иностранному гражданину выдают специальный документ - визу на въезд и выезд. Такая виза имеет определенные реквизиты: фотографию владельца с печатью органа, выдавшего визу; фамилия, имя, отчество гражданина; год его рождения; в какой пункт следует и цель приезда; срок, в течение которого действует виза; отметки о проезде в пунктах пропуска через границу, о регистрации в гостиницах; номер паспорта, к которому выдана виза.
Дипломатические паспорта выдаются главам и членам правительств, дипломатам, консулам и детям перечисленных лиц, едущих с ними за границу, а также дипломатическим курьерам. Наличие у иностранных граждан дипломатического паспорта, как правило, свидетельствует о том, что его владелец пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ. Однако в каждом конкретном случае это обстоятельство требует дополнительного уточнения в протокольном отделе МИД РФ, так как иногда дипломатические паспорта могут быть у иностранных граждан, которые по должности и цели пребывания в РФ не пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции.
Иностранные граждане, обладающие правом личной неприкосновенности и иммунитетом от уголовной юрисдикции, в удостоверение своей личности обязаны предъявить дипломатическую карточку, выдаваемую Протокольным отделом МИД РФ.
Дипломатические карточки выдаются членам дипломатического персонала на основании национальных дипломатических паспортов, подтверждающих дипломатический статус владельца, а также членам их семей: супруге и незамужней дочери, достигшей совершеннолетия.
Сотрудникам административно-технического и обслуживающего персонала иностранных дипломатических представительств, а также проживающим вместе с ними членам их семей (супруге и незамужней дочери, достигшей совершеннолетия) выдаются служебные карточки. Если между РФ и государством, гражданами которого являются перечисленные лица, имеется специальное соглашение о распространении на данных лиц иммунитета дипломатического персонала, в служебных карточках ставится штамп, подтверждающий наличие у владельца карточки дипломатического иммунитета.
Персоналу консульских представительств в зависимости от объёма предоставленного иммунитета выдаются Протокольным отделом МИД РФ дипломатические карточки или служебные удостоверения со специальным штампом или без него. Документы, удостоверяющие личность и подтверждающие личную неприкосновенность, а также наличие иммунитетов от уголовной юрисдикции РФ могут выдаваться представителям международных организации. Так, например, Объединённые Нации могут выдавать своим должностным лицам пропуска Объединённых Наций, которые признаются и принимаются властями членов Организации (в том числе и властями РФ), как законные документы для совершения поездок Генеральный Секретарь, помощники Генерального секретаря и Директоры, едущие с пропусками Объединённых Наций, пользуются теми же иммунитетами, которые предоставляются дипломатическим представителям .
В ст.14 Соглашения между Правительством РФ и Европейским Банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Европейского Банка реконструкции и развития от 29 марта 1993 г. сформулировано положение о том, что Банк и Постоянное представительство сообщает Правительству РФ фамилии тех должностных лиц и сотрудников Банка, а также других лиц, к которым применяются положения настоящей статьи, с тем, чтобы Правительство РФ могло предоставить таким лицам иммунитет в соответствии с настоящим Соглашением. В частности, Постоянное представительство сообщает Министерству иностранных дел РФ фамилии и служебные данные должностных лиц и сотрудников Постоянного представительства, а также даты их прибытия и окончательного отъезда или прекращения их деятельности в Постоянном представительстве (раздел 40). В соответствии с существующей в РФ практикой Правительство РФ выдает всем лицам, пользующимся иммунитетами, указанными в настоящем соглашении, специальные удостоверения личности, которые удостоверяют личность предъявителя властям РФ и подтверждают, что предъявитель пользуется иммунитетами, указанными в настоящем соглашении (раздел 41).
Аналогичные положения закреплены также в ст.14 Соглашения между Правительством РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев .
Положение о Штабе по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ (п.п.25.1) предусматривает выдачу личному составу Штаба удостоверений с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, гражданства, звания и должности, занимаемой в Штабе, с тем, чтобы при предъявлении этого удостоверения органы принимающего государства соблюдали статус предъявителя.
С целью уточнения наличия и объёма иммунитета иностранных граждан от уголовной юрисдикции РФ следует обращаться в Протокольный отдел МИД РФ.
Кроме указанных документов иностранный гражданин должен иметь миграционную карту, которая выдается ОВИРом сроком на 1 год. Данная карта содержит сведения об иностранном гражданине, приехавшем в Россию, в том числе сведения о цели пребывания и сроке нахождения на территории России.
Некоторые особенности может иметь осмотр места происшествия, производимый в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении, совершённом иностранным гражданином. Чаще всего (до 40%), по данным нашего исследования, преступления совершаются иностранными гражданами в студенческих общежитиях. В силу незнания российского законодательства, иностранные граждане иногда недооценивают общественную опасность совершенного преступления либо вообще не считают совершенные действия преступлением. Данное обстоятельство, а также дружеские отношения с подозреваемым нередко бывают причиной того, что со стороны иностранных граждан предпринимаются действия, направленные на воспрепятствование работе следственно-оперативной группы (попытки дезорганизовать проведение осмотра места происшествия, уничтожить следы преступления, помешать задержанию подозреваемого и т.п.). Учитывая это, в состав следственно-оперативной группы желательно включить участкового инспектора, поскольку он лучше других ориентируется в оперативной обстановке в данном районе и непосредственно в конкретном общежитии, а также несколько сотрудников патрульно-постовой службы в форменной одежде и соответствующим образом экипированных для обеспечения общественного порядка.
К участию в осмотре места происшествия целесообразно также привлечь представителей администрации учебного заведения или предприятия, а также представителей администрации данного общежития.
В составе следственно-оперативной группы обязательно должен быть переводчик. Это обусловлено тем, что заявитель, очевидцы и подозреваемый могут не владеть в необходимом объёме языком, на котором ведётся производство, и поэтому общение с ними окажется затруднительным либо вовсе невозможным.
Особое внимание необходимо уделить подбору понятых. Понятых целесообразно подбирать до выезда на место происшествия либо на месте, избегая при этом приглашения в качестве понятых иностранных граждан, проживающих в данном общежитии. Как показывает практика, в дальнейшем по ходатайству обвиняемого или его защитника понятых нередко допрашивают в судебном заседании об обстоятельствах производства осмотра места происшествия. Понятые из числа иностранных граждан из чувства ложного товарищества, землячества нередко дают ложные показания, и тем самым ставится под сомнение достоверность фактических данных, полученных в ходе осмотра места происшествия.
Как известно, в ходе проверки заявлений (сообщений) о преступлениях могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения. Однако следует иметь в виду, что любые процессуальные действия в отношении лиц, обладающих дипломатическим или иным иммунитетом, согласно ч.2 ст.3 УПК РФ, могут производиться лишь по просьбе или с согласия этих лиц. Согласие испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации.
В случае обнаружения признаков преступления, совершённого иностранным гражданином или в отношении иностранного гражданина, у которого истекает срок действия въездной визы или у него имеется транзитная виза, проверка заявления (сообщения) должна быть проведена в кратчайшие сроки. В противном случае причастные к преступлению лица покинут территорию РФ и принятие законного и обоснованного решения осложнится либо окажется невозможным.
В случае обнаружения признаков преступления, совершённого иностранным гражданином, пользующимся дипломатическим или иным иммунитетом возникает вопрос о том, какое именно решение следует принять: о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. В процессуальной литературе в этой связи высказаны рекомендации о том, что в данном случае должно быть принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом материально-правовым основанием решения об отказе в возбуждении уголовного дела является наличие иммунитета от уголовной юрисдикции РФ, а процессуальным - отсутствие согласие аккредитующего государства или международной организации на привлечение к уголовной ответственности лица, пользующегося иммунитетом.
Действительно, в конвенциях, уставах международных организаций и соглашениях между Правительством РФ и конкретными международными организациями сформулированы положения о том, что аккредитующие государства и международные организации вправе отказаться от дипломатического и иного иммунитета, предоставленного соответствующим должностным лицам и членам их семей. Однако обращение к аккредитующему государству или международной организации с целью получения согласия на уголовное преследование такого лица в стадии возбуждения уголовного дела представляется проблематичным по следующей причине.
В действующем УПК РФ не выделены уголовно-процессуальные основания для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от уголовной юрисдикции российского законодательства.
Представляется, что материально-правовым основанием освобождения от уголовной ответственности в таких случаях является наличие иммунитета от уголовной юрисдикции, а процессуальным основанием - отсутствие согласия аккредитующего государства на привлечение лица, обладающего иммунитетом от уголовной юрисдикции, к уголовной ответственности. Хотя оно в ст.24 УПК РФ не предусмотрено.
Конкретизация материально-правового и процессуального оснований принятия указанного решения применительно к определенным категориям иностранных граждан содержится в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории РФ (СССР). Например, согласно ст.13 этого Положения глава и члены дипломатического представительства могут подлежать юрисдикции РФ в случае ясно выраженного согласия на это аккредитующего государства . Отсутствие указанного согласия необходимо рассматривать как обстоятельство, исключающее производство по делу в отношении указанных лиц.
Таким образом, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела в качестве правового основания такого решения следует ссылаться на соответствующую норму УК РФ (ст.11), определенную норму Положения о дипломатических и консульских представительствах и ст.148 УПК РФ. В случае лишения аккредитующим государством иммунитета от уголовной юрисдикции иностранный гражданин подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.
Таким образом, на основании выше изложенного мы можем сделать следующие основные выводы:
1. Основной особенностью стадии возбуждения уголовного дела по делам данной категории является то, что на данной стадии необходимо в кратчайшие сроки установить личности всех иностранных граждан, которые так или иначе причастны к совершённому преступлению, а также обстоятельства совершения преступления с тем, чтобы принять законное и обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Выполнить указанные действия желательно во время пребывания иностранных граждан на территории РФ, так как в противном случае принятие этих решений может оказаться затруднительным.
2. Считаем необходимым внести следующее дополнение в ч.3 ст.60 УПК РФ: "Понятой вправе: … пользоваться помощью переводчика, если не владеет или не достаточно владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство. …".
3. Следующей особенностью стадии возбуждения уголовного дела является прием заявления от иностранного гражданина. Принимая от иностранного гражданина заявление о совершённом преступлении помимо сведений об обстоятельствах совершения преступления необходимо выяснить:
1)гражданином или подданным, какой страны является заявитель;
2)каким языком владеет;
3)основания пребывания в России;
4)постоянное место жительства за границей и временное в России;
5)время планируемого выезда из России и куда именно планируется выезд;
6)срок действия визы (ссылка на документ, по которому удостоверялась личность иностранного гражданина);
7)место работы и должность за границей и в России;
8)пользуется ли заявитель дипломатическим или иным иммунитетом. Если да, то необходимо зафиксировать просьбу иностранного гражданина о производстве с его участием тех или иных процессуальных действий. В связи с такой необходимостью нами разработан бланк протокола устного заявления иностранного гражданина (Приложение №3).
4. Считаем целесообразным к протоколу первого же, совершенного с участием переводчика, процессуального действия прилагать анкету, которая должна содержать все необходимые данные о переводчике: фамилия, имя, отчество (полностью), гражданство, национальность, год рождения, общее и специальное образование, каким языком владеет, где и когда изучал иностранный язык, данные о практической работе переводчика, отношение к опрашиваемому, домашний адрес и телефон, место работы должность и телефон. Здесь же целесообразно сделать отметку о том, что в порядке ст.11 УПК РФ переводчику разъяснены его права, и он предупрежден по ст.307 УК РФ об ответственности за заведомо неправильный перевод и по ст.59 УПК РФ - за уклонение от явки или от исполнения своих обязанностей, и это должно подтверждаться его подписью. Для этого мы предлагаем ввести в УПК РФ бланк анкеты переводчика (Приложение №4).
5. Материально-правовым основанием решения об отказе в возбуждении уголовного дела является наличие иммунитета от уголовной юрисдикции РФ, а процессуальным - отсутствие согласие аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом.
6. Считаем необходимым дополнить ч.1 ст.24 УПК РФ еще одним основанием для отказа в возбуждении уголовного дела: "7) отсутствие согласия аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом".
Следующая часть документа
Сноски:
См., например: Рустамов А. Законное и обоснованное возбуждение уголовного дела - одна из гарантий правосудия // Сов. юстиция., 1990. №23. С.19-20; Коломеец В.К. Права и обязанности граждан при досудебной подготовке материалов милицией // Актуальные проблемы охраны прав личности в советском уголовном судопроизводстве, - Свердловск, 1989. С.109-133 и др.
Белозеров Ю.Н., Марфицин П.Г. Обеспечение прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела: Учебное пособие, - М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1994. С.24.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982.
Федеральный закон РФ № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. // Российская газета от 31.07.02 г., - М., 2002.
Вандышев В.В., Лиманский В.А. Новый УПК РФ: шаг вперед или назад? // Юридическая мысль, 2002. № 2 (8). С. 68.
К числу таких документов относятся Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г. и вступившая в силу после подписания государствами 4 января 1969 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью и др.
См., например: Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. канд. юрид. наук В.Н. Галузо, - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. С.418-419; Колесников И.И., Иващук В.К. Организация расследования преступлений, совершаемых иностранными гражданами: Лекция / Академия МВД России, - М., 1994. С.17-18.
См.: ст.7, разделы 24 и 27 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединённых Наций от 13 февраля 1946 года. // Международное публичное право. Т.1. с.237-241.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Европейского Банка реконструкции и развития. Вступило в силу 29 марта 1993 г. // Международное публичное право. Т.1. С.392-398.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Вступило в силу 6 октября 1992 г. // Международное публичное право. Т.1. С.383-388.
Положение о Штабе по координации военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств. Утверждено решением глав правительств - участников СНГ от 24 декабря 1993 г. // Международное публичное право. Т. 2. С.488-494.
СЗ, 1995. №18. Ст.314
|
|