Калиновский К.Б., Ходюк И.В.
Регламентация взаимодействия органов расследования по Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации
Тезисы выступления на всероссийской научно-практической конференции
"Уголовно-процессуальная реформа: УПК РФ - год
спустя. Актуальные проблемы применения". Санкт-Петербург, 24 октября 2003
г. / В.П. Сальников, В.П. Очередько, А.Н. Павлов и др. СПб.: Санкт-Петербургский
университет МВД России, 2003.
Взаимодействие органов расследования означает их согласованную деятельность
для выполнения задач стадии предварительного расследования. Организация их взаимодействия
оказывает существенное влияние на данную стадию и потому является ее общим условием.
Однако в УПК РФ часть вопросов взаимодействия органов расследования регламентирована
фрагментарно.
Рассмотрение их в системе, на наш взгляд, должно опираться на два исходных обстоятельства: во-первых, взаимодействие органов расследования предопределено их процессуальным положением, во-вторых, имеет различ-ные уровни и формы.
Процессуальное положение органов расследования во многом явля-ется фундаментом
процессуальной формы расследования и исходной пред-посылкой их взаимодействия.
Так, "хозяином процесса" на данной стадии является прокурор. Именно он осуществляет
надзор над деятельностью органов дознания и следствия и с процессуальной точки
зрения руководит ими (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). В то же время следователь обладает
процессуальной самостоятельностью. Он сам направляет ход расследования, принимает
процессуаль-ные решения и в некоторых случаях даже вправе приостановить исполнение
указаний прокурора при несогласии с ними (ст. 38). Следователю принадле-жит
руководящая роль в его взаимодействии с органами дознания. Он вправе давать
им обязательные для исполнения поручения и требовать от них со-действия.
Принято считать, что взаимодействие органов расследования проис-ходит в процессуальных
и организационных формах, в зависимости от закре-пления их в УПК или ведомственных
нормативных актах. По степени согласо-ванности действий взаимодействие осуществляется
на трех уровнях: а) обмен информацией, б) совместное планирование и в) совместные
действия. Каждый последующий уровень включает в себя элементы предыдущего. Так,
со-вместное планирование имеет своей составной частью и непременным условием
обмен информацией между участниками, а совместные действия невозможны без предварительно
согласованного совместного плана. В то же время взаимодействие может состояться
на любом из указанных уровней.
На уровне обмена информацией взаимодействие может осуществляться в следующих
формах: передача уголовных дел; представление результатов
оперативно-розыскной деятельности; направление требований, представлений,
поручений, запросов и т.п.
Основной процессуальной формой взаимодействия здесь является поручение следователя
(или отдельное поручение), которое понимается как письменное обращение к другому
органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных
действий в связи с расследуе-мым уголовным делом. Процессуальный закон предусматривает
два вида поручений следователя: а) поручение органу дознания по месту производства
предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38) и б) поручение органу дознания
или другому следователю вне места производства предварительного следствия (ч.
1 ст. 152).
Совместное планирование как следующий уровень взаимодействия органов расследования
имеет самостоятельное значение при проведении ко-ординационных совещаний, составлении
согласованных планов расследова-ния уголовных дел и оперативно-розыскных мероприятий,
планов оперативно-тактических комбинаций в рамках проведения одного или нескольких
следственных действий.
Следующим уровнем взаимодействия различных органов расследо-вания являются
их совместные действия. Здесь используются в основном три процессуальные формы
взаимодействия: а) получение содействия органа дознания при осуществлении следственных
действий (п. 4 ч. 2 ст. 38); б) при-влечение к участию в следственном действии
должностного лица органа дознания (ч. 7 ст. 164); в) следственная группа или
следственно-оперативная группа (ст. 163). Содействие может быть выражено в деятельности
обширного круга работников дознания по обеспечению: подготовки, организационных
условий (как оцепление, конвоирование), применения принуждения, безопасно-сти
участников следственного действия (например, содействие оказывается в виде прочесывания
местности для последующего осмотра обнаруженных следов). К участию в следственном
действии обычно привлекаются оператив-ные сотрудники, например, для выполнения
поисковых действий во время обыска, руководства одной из групп при производстве
следственного эксперимента. При этом, если содействующего сотрудника не обязательно
указы-вать в протоколе следственного действия, то каждого участвующего - обязательно
(п. 3 ч. 3 ст. 166).
Производство предварительного следствия следственной группой, в отличие от других форм взаимодействия детально регламентировано УПК в ст. 163.
Представляется целесообразным внести в главу 22 УПК РФ отдельную статью, которая в систематизированном виде регламентировала бы все уровни и формы взаимодействия.
|