Уголовный процесс |
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта |
---|
Калиновский К. Б., Смирнов А. В.
|
К оглавлению 1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд |
1. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.
2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.
3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.
4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.
5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.
1. Данная статья предусматривает два порядка направления материалов уголовного дела для производства экспертизы, в зависимости от того, проводится ли экспертиза в экспертном учреждении (ч. 1-3 ст. 199 УПК) или вне экспертного учреждения (ч. 4 ст. 199 УПК).
2. Если экспертиза проводится в экспертном учреждении, то часть процессуальных полномочий возлагается на руководителя экспертного учреждения.
Процессуальный закон предусматривает два вида экспертных учреждений (см. п. 60 ст. 5 УПК):
1) государственные судебно-экспертные учреждения. Их деятельность регулируется Законом РФ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 3 мая 2001 г.
Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения или экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 Закона РФ от 31.05.01 № 73-ФЗ). Так, например, судебно-экспертные учреждения Минюста РФ производят свыше 20 различных родов экспертизы (см. Приказ Минюста РФ от 14.05.2003 № 114).
Руководителем государственного судебно-экспертного учреждения является директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении. В качестве руководителя по его поручению может выступать заместитель (ст. 9 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации").
2) "иные" учреждения. Это могут быть как государственные учреждения, специально не предназначенные для производства экспертизы (например, научно-исследовательские институты, или муниципальные учреждения, в частности лечебные), так и негосударственные учреждения (независимые экспертные организации, иные предприятия). При этом в качестве "иного" экспертного учреждения не могут рассматриваться субъекты, не являющиеся юридическими лицами (например, кафедры, отделы, подразделения). В таких случаях экспертиза назначается не учреждению, а "частному" эксперту (ч. 4 ст. 199 УПК).
Об экспертных учреждениях см. комм. к п. 60 ст. 5.
3. При назначении экспертизы в экспертном учреждении постановление о назначении экспертизы и прилагаемые к нему материалы направляются руководителю учреждения.
Руководитель экспертного учреждения поручает производство экспертизы конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы, и не подлежат отводу. Об этом уведомляется лицо, назначившее экспертизу.
Перед началом исследования руководитель экспертного учреждения разъясняет экспертам их права и обязанности, а также уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения, за разглашение данных предварительного расследования, о чем отбирает подписку в виде отметки на постановлении о назначении экспертизы.
4. Кроме указанных в комментируемой статье процессуальных обязанностей руководителя экспертного учреждения руководитель государственного судебно-экспертного учреждения также обязан (в силу ст. 14 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"):
- обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
- по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
- обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела).
- самостоятельно (без следователя) не истребовать объекты экспертизы; не привлекать к производству экспертизы лиц, не работающих в данном учреждении;
- не давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении экспертизы, если в его учреждении нет эксперта требуемой специальности любо условий для проведения данных исследований. Решение руководителя должно быть мотивировано.
Если недостаточно представленных материалов для исследования, или субъективной компетенции эксперта, то возвращение постановления производится самим экспертом через руководителя учреждения (ч. 5 ст. 199 УПК).
5. Процессуальные права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения дополняются в соответствие со ст. 15 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации":
ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;
передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;
требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, входящих в процессуальные издержки (иные расходы возмещаются в порядке гражданского судопроизводства).
6. Вторая разновидность направления материалов для производства экспертизы предусмотрена ч. 4 ст. 199 УПК. Это назначение экспертизы вне экспертного учреждения, так называемому "частному эксперту". Необходимость этого может быть связана с отсутствием такого рода специалистов в экспертных учреждениях (например, искусствоведческая экспертиза) или с ходатайством заинтересованных лиц.
7. При назначении экспертизы вне экспертного учреждения следует учесть ряд особенностей:
1) в качестве частного эксперта не может выступать государственный судебный эксперт (ст. 16 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации");
2) производство судебно-психиатрических экспертиз допускается только в государственных судебно-экспертных учреждениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти (ч. 5 ст. 11 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации");
3) до назначения экспертизы вне экспертного учреждения следователь должен установить специальность и компетентность частного эксперта (образование, опыт работы, "авторитетность"). После вынесения постановления о назначении экспертизы следователь вызывает к себе "частного" эксперта, удостоверяется в его личности, специальности и компетенции, устанавливает отсутствие оснований к отводу, вручает постановление о назначении экспертизы, разъясняет права и обязанности эксперта по ст. 57 УПК, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК и за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 УК. О выполнении этих действий делается отметка в постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта. При этом целесообразно установить срок проведения исследования, в общем виде его методы, в том числе определить допустимые повреждения объектов экспертизы, разъяснить эксперту форму заключения.
Вызов частного эксперта производится по правилам ст. 188 УПК.
После дачи частным экспертом заключения оно направляется непосредственно органу, назначившему экспертизу;
4) между частным экспертом и органом, назначающим экспертизу, заключается гражданско-правовой договор, по которому работа частного эксперта должна быть оплачена. Эти расходы относятся к судебным издержкам и могут быть возмещены не только за счет государства, но и за счет сторон (ч. 1 ст. 131 УПК).
8. Отказ эксперта дать заключение (п. 6 ч. 3 ст. 57 УПК) в виде письменного сообщения о невозможности дать заключение (п. 6 ч. 1 ст. 198 УПК) может быть завялен как частным, так и государственным судебным экспертом. Основанием для этого является недостаточность или непригодность материалов для исследования или недостаточная компетенция самого эксперта.
Необоснованный отказ дать заключение влечет для государственного эксперта дисциплинарную ответственность, а для частного - гражданско-правовую (по заключенному договору).
При недостаточности материалов для исследования эксперт вправе ходатайствовать перед следователем о предоставлении дополнительных материалов. При недостаточной компетенции эксперт вправе ходатайствовать о привлечении к экспертизе других экспертов (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК).
9. В главе 27 УПК, посвященной экспертизе, отсутствуют специальные нормы, посвященные непосредственно проведению самого экспертного исследования. Это объясняется самостоятельностью эксперта, который лично выбирает методы экспертизы. В то же время общие требования к исследованию существуют:
1) методика исследования должна быть научно обоснована и апробирована. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (ст. 8 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации");
2) эксперту запрещено самостоятельно собирать объекты для исследования (за исключением экспериментальных экспертных образцов). См. комм. к ст. 202;
3) соблюдение общих правил производства следственных действий (дневное время, запрет незаконных мер, насилия, угроз, обмана, унижения чести и достоинства, повреждение имущества и др.). См. комм. к ст. 164;
4) запрещено испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого производится судебная экспертиза (ст. 31 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"). Запрещены к применению методы исследований, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано в доступной для него форме о методах исследований, применяемых в отношении его, включая альтернативные, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза (ст. 35 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации");
5) ведомственными нормативными актами установлены сроки производства экспертизы. Иногда законом четко определено время нахождения обвиняемых в медицинском стационаре - 30 дней (с возможным продлением до 90 дней) - ст. 30 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".