Уголовный процесс |
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта |
---|
Калиновский К. Б., Смирнов А. В.
|
К оглавлению 1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд |
1. При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
2. Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации.
3. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель незамедлительно уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица.
1. Международные договоры могут предусматривать не только избрание меры пресечения лицу, в отношении которого ставится вопрос о выдаче, но и его задержание. Так, согласно ст. 16 Конвенции о выдаче 1957 г. в неотложных случаях допускается временное задержание (т.н. предварительный арест) разыскиваемого лица. Если запрос о выдаче в отношении данного лица еще не направлен, он должен быть представлен без промедления. Запрашивающая сторона может направить просьбу о предварительном аресте по почте, телеграфу, через Интерпол или через дипломатических представителей. Предварительный арест не может продолжаться свыше 40 дней с момента задержания, однако в случае освобождения задержанного запрашиваемая сторона принимает меры для предотвращения побега данного лица.
2. В комментируемой статье нет упоминания о Генеральном прокуроре РФ и его заместителе, а говорится просто о прокуроре. По всей видимости это связано с тем, что решение о применении содержания под стражей принимает районный суд (ч. 3 ст. 108 УПК), в который Генеральному прокурору обращаться как бы "не по рангу". Однако было бы странно и нелогично, если Генеральный прокурор или его заместитель, получив запрос о выдаче и принимая по нему решение, снимали с себя ответственность за решение одного из главных сопутствующих вопросов - о мере пресечения, перекладывая ее на нижестоящего (например, районного) прокурора. В силу принципа единства прокуратуры Генеральный прокурор или его заместитель вполне могут обратиться с ходатайством в районный суд в порядке ст. 108, поручив участие в судебном заседании какому-либо из подчиненных им прокуроров.
3. В части 2 данной статьи делается определенное изъятие из принципа неприкосновенности личности, установленного ст. 22 Конституции РФ. Так, в ней предусматривается, что Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель вправе избрать в отношении этого лица меру пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу без подтверждения этого решения судом РФ. Однако согласно ч. 2 ст. 22 Конституции РФ арест и заключение под стражу допускаются только по судебному решению. Причем данная конституционная норма, в силу принципа национального суверенитета, очевидно, имеет в виду только российский суд.