Уголовный процесс |
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта |
---|
Статья 37. Прокурор1. Прокурор является должностным
лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом,
осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного
судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов
дознания и органов предварительного следствия. 5. Прокурор вправе в порядке и по
основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления
уголовного преследования. 1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 главы 6 УПК РФ). Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает сугубо процессуальную функцию уголовного преследования и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Притом вся глава 6 УПК РФ называется: «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения». Из этого можно заключить, что законодатель видит в прокурорском уголовном преследовании именно проявление состязательной функции обвинения. Следовательно, функция уголовного преследования (обвинения от имени государства) должна быть совершенно отделена в российском процессе от функции правосудия, а полномочия прокурора не могут подменять полномочий, свойственных в состязательном процессе суду. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст. 37 УПК РФ, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника. 2. Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, – и началу целесообразности. Руководство прокурором ходом расследования в российском процессе может быть конкретным проявлением и его надзорной функции, и полномочий по уголовному преследованию. Поэтому вопрос следует рассматривать в плоскости соотношения не надзора и руководства расследованием, а надзора и уголовного преследования. Здесь, пользуясь названным выше критерием, можно разделить полномочия прокурора на досудебных стадиях процесса на две большие группы. Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях, из числа указанных в ст. 37 и 221 и др. УПК РФ: 1. Проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2. Давать согласие дознавателю или следователю на возбуждение уголовного дела (ч. 1 ст. 146). 3. Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Санкция (разрешение, согласие) прокурора дается на неуведомление родственников подозреваемого о его задержании (ст. 96), на применение меры пресечения – залога (ст. 106), на отмену или изменение меры пресечения, избранной в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию (ч. 3 ст. 110); на направление запроса следователя или дознавателя руководителям банков и иных кредитных организаций о предоставлении информации о денежных средствах и иных ценностях, принадлежащих подозреваемому или обвиняемому, при наложении на них ареста (ч. 7 ст. 115); на предание гласности данных предварительного расследования (ч. 3 ст. 161); на возбуждение следователем или дознавателем перед судом следующих ходатайств: об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (ч. 3 ст. 108), о продлении срока содержания под стражей (ст. 109); об отстранении обвиняемого от должности (ч. 1 ст. 114); о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц (ст. 177); о производстве обыска и выемки в жилище (ст. 182); о производстве личного обыска (ст. 184); о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях (ч. 4 ст. 183); о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи (ст. 185); о наложении ареста на имущество (ст. 115); о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 165). 4. Отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение закона при производстве предварительного расследования: например, когда при наличии очевидных обстоятельств, исключающих участие следователя в процессе, он не устранился от участия в расследовании, нарушив, тем самым, требования закона. Отстранение следователя может быть результатом лишь грубых, существенных процессуальных нарушений, которые создают помехи своевременному и успешному окончанию расследования, ибо постоянная угроза быть остраненным от дела из-за мелких ошибок может свести на нет всю процессуальную самостоятельность следователя. Вместе с тем, основаниями для отстранения следователя или дознавателя от производства расследования могут быть не только нарушения процессуального закона. При совершении следователем любого уголовного преступления он также не может продолжать расследование и должен быть немедленно отстранен прокурором от участия в деле. 5. Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном законом. 6. Утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу. 7. Разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы. 3. Функция уголовного преследования на досудебных стадиях процесса выражается в полномочиях прокурора: · Лично возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству. · Принимать по ходатайству начальника следственного отдела решение о производстве предварительного следствия следственной группой (ч. 2 ст. 163). · Участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия. · Поручать органу дознания проведение следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. · Давать следователю указания (ч. 3 ст. 38): о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо об отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; о направлении уголовного дела в суд или о его прекращении. · Соединять своим постановлением уголовные дела в одном производстве (ст. 153). · Изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю. Обычно такая необходимость обусловлена повышенной сложностью или важностью дела, когда предача его следователю будет способствовать повышению качества и эффективности расследования. Однако она может возникать и в случае, если дело, подследственное по родовому признаку следователю, фактически расследуется органом дознания, и прокурор восстанавливает законный порядок, передавая его следователю. В последнем случае речь идет о выполенении прокурором надзорной функции. · Поручать органу дознания производство предварительного расследования в форме дознания по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые обычно находятся в подследственности следователя (п. 2 ч. 3 ст. 150). · Передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи. Этими основаниями могут быть: самоотвод, заявленный следователем; интересы соблюдения процессуальных сроков и качества расследования (например, ввиду временной нетрудоспособности следователя, слишком большой рабочей нагрузки либо недостатка практического опыта при повышенной сложности дела и т.п.). Важно отметить, что передача дела другому следователю не должна быть связана с нарушением следователем закона – в противном случае он должен быть отстранен от дальнейшего производства по делу (п. 7 ч. 2 ст. 37). · Передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, например, для того, чтобы обеспечить полноту и объективность расследования: при передаче уголовного дела по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них либо по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 3, 4 ст. 152). Данное полномочие, впрочем, может быть истолковано и как надзорное, если передача дела продиктована необходимостью соблюдения правил подследственности (п. 9 ч. 2 ст. 37) или процессуальных сроков (ч. 4 ст. 152). · Продлевать срок предварительногопредварительного следствия или дознания (ст. 162, 223). · Приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу. · Ходатайствовать перед судом о переводе лица, содержащегося под стражей, в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 435). · При поступлении уголовного дела с обвинительным заключением (ст. 221): утверждать обвинительное заключение и направлять уголовное дело в суд; составлять новое обвинительное заключение; изменять объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по закону о менее тяжком преступлении; отменять или изменять ранее избранную обвиняемому меру пресечения или избирать меру пресечения, если она ранее не была применена, кроме домашнего ареста и содержания под стражей (эти меры пресечения применяются лишь по решению суда); полностью или частично прекращать уголовное дело либо уголовного преследование в отношении отдельных обвиняемых; направлять уголовное дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду; возвращать уголовное дело дознавателю или следователю для производства дополнительного расследования со своими письменными указаниями об устранении выявленных недостатков; дополнять или сокращать список лиц, подлежащих вызову в суд со стороны обвинения. За некоторыми исключениями аналогичные полномочия имеются у прокурора при рассмотрении дела, поступившего с обвинительным актом (см. комментарий к ст. 226). Вместе с тем из текста п. 1 ч. 2 ст. 221 недостаточно понятно, в какую сторону прокурор вправе изменить объем обвинения – ясно только, что это не должно вести к переквалификации действий обвиняемого по закону о более тяжком преступлении. Однако ухудшение положения обвиняемого может иметь место не только вследствие неблагоприятной переквалификации, но и в случае, если новое обвинение существенно отличается по фактическим обстоятельствам от ранее предъявленного, поскольку это нарушает право обвиняемого на защиту от ранее неизвестного ему по фактической стороне обвинения. Представляется, что, изменяя объем обвинения, прокурор, по аналогии с ч. 2 ст. 226, может лишь исключить из объема обвинения отдельные фактические обстоятельства. 4. Границы активности прокурора на предварительном следствии не беспредельны. Наиболее отчетливо это проявляется в его взаимоотношениях со следователем. Прокурор не должен подменять следователя, который пользуется процессуальной самостоятельностью. Руководя уголовным преследованием, прокурор не вправе умалять самостоятельности следователя. Правда, он может принять дело к своему производству, но в этом случае на него самого распространяется процессуальный статус следователя. Прокурор также имеет право, не принимая дела к своему производству, участвовать в проведении следователем предварительного расследования и лично производить отдельные следственные действия. Но и тогда именно на следственном органе лежит главная ответственность за ход всего следствия и его результаты. Важно подчеркнуть, что в отличие от ранее действовавшего процессуального законодательства, по новому УПК прокурор не наделен правом в процессе расследования давать следователю указания о производстве тех или иных следственных действий. Единственный случай, когда прокурор вправе давать подобные указания – это возвращение прокурором дела следователю для дополнительного расследования. В этот момент он может давать ему указания по устранению выявленных недостатков (п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК РФ), к числу которых может относиться непроведение следователем необходимых следственных действий и упущения в определении направления расследования. При несогласии с решениями или указаниями прокурора по ряду важнейших вопросов предварительного расследования, перечень которых в новом Кодексе расширился (ч. 3 ст. 38 УПК РФ), следователь вправе приостановить их исполнение и представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Можно утверждать, что руководство прокурором уголовным преследованием ограничено правом органа предварительного следствия на процессуальную самостоятельность и сводится главным образом к устранению допущенных следователем ошибок и упущений либо их предотвращению. Благодаря указанным новациям, начинает реализовываться положение Концепции судебной реформы (24 октября 1991 г.), в которой было намечено отделить функцию руководства расследованием (которая должна принадлежать сугубо следственным органам) от функции надзора за расследованием. 5.
Более обширны полномочия прокурора в отношении органов дознания. Он вправе
поручать им проведение следственных действий, а также давать
указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК
РФ). Согласно ч. 2 ст.
238 УПК, в случае, когда обвиняемый
скрылся и место его пребывания неизвестно, судья в ходе предварительного
слушания приостанавливает производство по уголовному делу и поручает прокурору
обеспечить его розыск. Отсюда следует, что прокурор вправе поручить органу
дознания не только оперативно-розыскные, но и розыскные мероприятия (о понятии
розыскных мер см. комментарий к п. 38 ст. 5 УПК).
|
||||
|