Уголовный процесс |
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта |
---|
Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.
Статья 40. Орган дознания1. К органам дознания относятся: 1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; 2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы. 2. На органы дознания возлагаются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса. 3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
1. Согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых можно разделить на две группы: а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ); б) должностные лица – руководители определенных государственных органов и формирований (Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, руководители органов Государственной противопожарной службы); государственных учреждений (начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации), а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок). Полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности обладают: • Органы внутренних дел Российской Федерации. • Органы федеральной службы безопасности. • Федеральные органы налоговой полиции. • Федеральные органы государственной охраны. • Органы пограничной службы Российской Федерации. • Таможенные органы Российской Федерации. • Служба внешней разведки Российской Федерации. • Министерство юстиции Российской Федерации. • Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеперечисленных органов (ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). 2. Из содержания ст. 2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации можно заключить, что в систему органов внутренних дел входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, а также окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. Однако не все из них обладают правом на проведение оперативно-розыскной деятельности, но только те, которые имеют в своем составе оперативно-розыскные подразделения. Названные окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения, иные подразделения, предприятия, учреждения и организации МВД не могут быть органами дознания. 3. Основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет милиция. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона РФ «О милиции»). Руководство милицией осуществляют соответствующие начальники органов внутренних дел. Милиция включает в свой состав криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Структура криминальной милиции и Положение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925. Начальники криминальной милиции являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел. Следует иметь в виду, что положение ст. 8 закона «О милиции», согласно которому криминальная милиция также является органом дознания, после введения в действие УПК РФ следует считать утратившим силу как противоречащее ст. 157 Кодекса. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, криминальная милиция в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей (ст. 8 Закона РФ «О милиции»). Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Начальники милиции общественной безопасности являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел соответствующих уровней (ст. 9 Закона РФ «О милиции»). Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209. Именно милиция общественной безопасности является органом дознания. В составе милиции общественной безопасности включаются: отделы (отделения, группы) дознания, состоящие из дознавателей и начальников этих подразделений. Последние обеспечивают организационное руководство дознавателями и одновременно являются заместителями начальника милиции общественной безопасности. (О подразделениях милиции общественной безопасности см. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926). 4. К органам Федеральной службы безопасности относятся: Федеральная служба безопасности РФ, территориальные органы безопасности – управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ и органы безопасности в войсках – управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (ст. 2 ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»). 5. Федеральными органами налоговой полиции являются: Федеральная служба налоговой полиции РФ, территориальные органы – органы Федеральной службы налоговой полиции по субъектам Федерации (управления, отделы); местные органы налоговой полиции – органы налоговой полиции районов в Москве и Санкт-Петербурге, межрайонные отделы управлений и отделов Федеральной службы налоговой полиции. Юрисдикция федеральных органов налоговой полиции как органов дознания ограничена деяниями, содержащими уголовно-наказуемые признаки уклонения от уплаты налогов. 6. В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» органами дознания являются как органы Федеральной пограничной службы, так и войска Федеральной пограничной службы. 7. К таможенным органам относятся: Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты. 8. В Министерстве юстиции полномочия органов дознания осуществляют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. 9. На органы дознания по УПК РФ возлагаются следующие обязанности: • рассматривать и разрешать заявления (сообщения) о преступлениях (ст. 144 – 145); • производить неотложные следственные действия (п. 1, 2 ст. 157); • производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157); • в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157); • выполнять поручения прокурора о производстве следственных действий, его указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 11 ст. 37), а также письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать следователю содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164); • производить дознание (глава 32). 10. Расследование в форме дознания производят дознаватели органов внутренних дел, налоговой полиции, пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, дознаватели органов Государственной противопожарной службы. В соответствии с частью 3 статьи 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают органы внутренних дел, органы налоговой полиции, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, другие должностные лица, которые на основании ст. 40 УПК РФ имеют полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).
|
|
||
|