Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы // Комментарий к УПК РФ / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта

Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.

1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд.

Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы

1. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются:

1) основания назначения судебной экспертизы;

2) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

2. Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

3. Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 настоящего Кодекса. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.

4. Судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 статьи 196 настоящего Кодекса, а также в отношении свидетеля производится с их согласия или согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде.

1. Производство судебной экспертизы – это следственное действие, состоящее из: 1) назначения, 2) проведения самостоятельного процессуального исследования лицом (лицами) на основе его специальных познаний и дачи им заключения (сообщения о невозможности дать заключение) по вопросам, поставленным осуществляющим производство по делу органом, и 3) ознакомление сторон с результатами исследования. О понятии экспертизы см. комментарий к п. 49 ст. 5 УПК.

1.1. К специальным относятся познания в узкой области человеческой деятельности, требующие особой подготовки. Эти познания могут быть в науке, технике, искусстве или ремесле, за исключением области права (в котором специалистами считаются сам следователь, дознаватель, прокурор, суд). Допускается использование специальных познаний в сфере технического (а не общеправового) характера о нарушениях отдельных правил (о технике безопасности, дорожного движения). О понятии и статусе эксперта см. комментарий к ст. 57 УПК.

1.2. Экспертизу как основную форму использования специальных познаний необходимо отличать от двух других форм: 1) Использование специальных познаний самим следователем, например, при изъятии следов во время следственных действий. Эта форма явно отличается от экспертизы. При этом сам следователь не может выполнять обязанности эксперта. 2) Помощь специалиста, которая в свою очередь может состоять из (ст. 58 УПК): а) Содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применения технических средств в исследовании материалов дела. Такие действия являются не самостоятельным исследованием, производятся в рамках других следственных действий. б) Постановки вопросов эксперту. Эта деятельность составляет элемент назначения экспертизы, является ее подготовительным этапом. б) Справочной деятельности в виде даче разъяснений по специальным вопросам (справок), или дачи показаний в качестве «сведущего» свидетеля (например, о курсе валют или погоде в определенный день). В справочной деятельности сообщаются «готовые» данные без проведения исследования. в) Проведения непроцессуальных исследований. Они могут быть проведены по поручению следователя как до возбуждения уголовного дела (является ли вещество наркотическим, денежная купюра поддельной, предмет оружием), так и после (ревизии, документальные проверки). Непроцессуальные исследования проводятся и по инициативе сторон (калькуляция стоимости ремонта поврежденного автомобиля). Все такие исследования проходят вне уголовно-процессуальной формы, а их результаты приобщаются к делу в качестве иных документов (ст. 84 УПК). Следует учесть, что проведение непроцессуальных исследований прямо не предусмотрено процессуальным законом, однако распространено на практике. Исследования специалиста в отличие от экспертизы не обеспечены процессуальными гарантиями, поэтому после возбуждения уголовного дела вместо них следует назначать экспертизу.

1.3. Специфика экспертизы как следственного действия состоит в том, что доказательственная информация получается не самим следователем, а по его поручению в результате исследования на основе специальных познаний процессуально собранных объектов. Поэтому доброкачественность заключения эксперта зависит не только от действий самого следователя, но и от качеств эксперта, самого исследования и представленных объектов.

1.3. При применении норм главы 27 УПК РФ необходимо учитывать Закон РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Российская газета. 2001. 5 июня), который подлежит применению в части, не противоречащей УПК.

2. Экспертиза является следственным действием, поэтому на нее распространяются общие правила производства следственных действий. См. комментарий к ст. 164 УПК.

2.1. Цель производства экспертизы состоит в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному уголовному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (Ст. 2 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ).

2.2. Основанием для назначения экспертизы является необходимость установления фактов с помощью заключения эксперта – особого источника доказательств, как результата самостоятельного процессуального исследования на основе специальных познаний. Вопрос об этой необходимости решается субъектом, ведущим производство по делу. Однако в некоторых случаях назначение экспертизы является обязательным. См. комментарий к ст. 196 УПК.

Если по делу достаточно получить справку (разъяснение) специалиста без проведения исследований, то основания для экспертизы отсутствуют.

2.3. Специальными условиями для назначения экспертизы являются достаточность объектов для исследования, наличие научно-обоснованной экспертной методики по данному предмету и, по общему правилу, согласие свидетеля и потерпевшего на их исследование.

 Объекты экспертизы – это то, что исследуется (материалы дела, вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, изъятые образцы, живые лица – ст. 10 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ).

Предмет экспертизы – это та часть объектов, которая может быть исследована данными методами. Поэтому предмет экспертизы выражается в круге вопросов, на которые эксперт может ответить, круге обстоятельств, которые могут быть установлены средствами данной экспертизы. В одном и том же объекте может быть несколько предметов исследования (потожировой след пальца руки исследуется на предмет узора или химического состава пота-жира). По предмету проводится криминалистическая классификация экспертиз. Предмет экспертизы определяет пределы специальных познаний эксперта.

Экспертиза производится после возбуждения уголовного дела. Однако постановление о назначении экспертизы может быть вынесено еще до получения согласия прокурора на возбуждение дела. В неотложных случаях производство экспертизы допускается и до получения согласия прокурора. Об этом см. комментарий к ст. 146 УПК.

О других общих условиях назначения экспертизы см. комментарий к ст. 164 УПК.

3. Комментируемая статья регламентирует первый этап производства экспертизы – ее назначение. Он включает в себя: а) вынесение постановления о назначении экспертизы (о возбуждении перед судом ходатайства о назначении экспертизы связанной с помещением обвиняемого или подозреваемого в медицинский стационар); б) ознакомление с постановлением обвиняемого (подозреваемого), его защитника, потерпевшего, его представителя и разъяснение им прав; в) получение в необходимых случаях письменного согласия потерпевшего и свидетеля на их экспертное исследование.

3.1. О помещении обвиняемого или подозреваемого в медицинский стационар для производства экспертизы см. комментарий к ст. 203 УПК.

4. Часть 1 комментируемой статьи предъявляет специальные требования к содержанию постановления о назначении экспертизы (к его мотивированности). При этом особое внимание следует обратить на следующие моменты:

А) Содержание постановления и прилагаемые к нему материалы должны быть достаточны для дачи заключения. При их недостаточности эксперт откажет в даче заключения (п. 6 ч. 3 ст. 57; ч. 5 ст. 199 УПК). Для обеспечения достаточности материалов в постановлении целесообразно описать суть дела (фабулу), к постановлению в некоторых случаях приложить копии материалов дела, а иногда и все уголовное дело.

Б) Поставленные перед экспертом вопросы должны полно охватывать устанавливаемый факт, иметь недвусмысленную формулировку и не выходить за пределы специальных познаний эксперта. Для этого полезно ознакомиться с методическими рекомендациями для данного вида экспертиз и получить консультацию самого эксперта или специалиста (ч. 1 ст. 58 УПК).

В) В постановлении должны быть указаны индивидуальные признаки объектов экспертизы, их упаковка, чтобы исключить сомнение в подмене объектов.

Кроме того, в постановлении требуется сделать отметку о добровольном или принудительном проведении экспертизы в отношении живых лиц (см. комментарий к ч. 4 ст. 195), о решении следователя присутствовать при производстве экспертизы (ст. 197).

Если экспертиза производится вне экспертного учреждения (ч. 5 ст. 199 УПК), то предварительно следователь устанавливает компетентность эксперта и отсутствие оснований для его отвода. Эти обстоятельства также должны найти отражение в материалах дела и в постановлении о назначении экспертизы.

Бланки постановлений предусмотрены приложениями № 62-65 к УПК и могут быть дополнены вышеуказанными отметками.

4.1. Постановление (определение) о назначении экспертизы является единственным юридическим основанием для ее производства и не может быть заменено другим документом.

5. Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей (ст. 12 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ).

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения или экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ). Подробнее о судебно-экспертных учреждениях см. комментарий к п. 60 ст. 5 УПК.

Уровень квалификации государственных судебных экспертов обеспечивается их специальной подготовкой и каждые пять лет подтверждается аттестацией (ст. 13 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ). Это отражается в специальных документах (например, для экспертов экспертных учреждений Министерства юстиции это свидетельство об аттестации эксперта, подтверждающее присвоение ему права самостоятельного производства экспертизы по конкретной специальности – см. Приказ Минюста России от 23.01.02 N 20 «Об утверждении Положения об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях МЮ РФ»).

5.1. Производство экспертизы по уголовному делу может быть поручено и «иному эксперту из числа лиц, обладающих специальными познаниями». Это может быть «частный» эксперт (сотрудник негосударственного экспертного учреждения, обладающий соответствующей лицензией специалист), или любое другое физическое лицо, обладающее необходимыми познаниями (например, специалист музея или кинокритик может произвести искусствоведческую экспертизу для ответа на вопрос о признании предмета порнографическим).

При производстве экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении по ходатайству его руководителя органом, назначившим экспертизу, к участию в ней могут быть привлечены «иные эксперты», не работающие в данном учреждении (ст. 15 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ).

При этом государственный судебный эксперт не вправе осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта, принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (ст. 16 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ).

Производство судебно-психиатрических экспертиз допускается только в государственных судебно-экспертных учреждениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти (ч. 5 ст. 11 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ).

5.2. О должностных правах и обязанностях государственного судебного эксперта см.: ст. 16, 17 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ.

6. После вынесения постановления о назначении экспертизы следователь знакомит с ним заинтересованных лиц. Содержание ч. 3 ст. 195 УПК нуждается в расширительном толковании с учетом следующих моментов. С постановлением о назначении экспертизы знакомятся:

А) Каждый подозреваемый и обвиняемый по данному делу и их защитники. Ознакомление с постановлением должно состояться даже тогда, когда экспертиза проведена до появления в деле подозреваемого и обвиняемого. О правах данных лиц при ознакомлении см. комментарий к ст. 198 УПК.

Б) Потерпевший, в отношении которого назначена экспертиза, его представители (ч. 2 ст. 198 УПК).

В) Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, если экспертиза была назначена по их ходатайству (п. 9 ч. 2 ст. 42; п. 10 ч. 4 ст. 44; ч. 2 ст. 159 УПК).

Г) Адвокат и законные представители свидетеля, если экспертиза производится в его отношении. Это правило вытекает из конституционного права на обжалование (ст. 46 Конституции РФ. Указанные лица вправе принести жалобу в суд на постановление о назначении экспертизы в порядке ст. 125 УПК, следовательно, они имеют право с ним ознакомиться. Косвенно данное правило вытекает из ст. 48 Конституции РФ. Кроме того, для получения согласия законных представителей свидетеля на его экспертное исследование им должно быть предъявлено постановление. В связи с этим при назначении экспертизы должны применяться по аналогии ч. 5 ст. 189; ст. 191 УПК).

6.1. Следователь вправе ознакомить с постановлением о назначении экспертизы и других лиц (например, гражданского ответчика).

6.2. Ознакомление с постановлением о назначении экспертизы предполагает некоторое изучение и объектов экспертизы.

6.3. Если психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего делает невозможным их ознакомление с постановлением о назначении экспертизы, то вместо них ознакомление производится их представителями. В отличие от УПК РСФСР (ст. 184) новый Кодекс прямо не закрепил это правило, однако оно объективно необходимо.

6.4. Об ознакомлении заинтересованных лиц с постановлением о назначении экспертизы и разъяснении им соответствующих прав составляется протокол (приложение № 68, 69 к УПК). В протокол заносятся ходатайства заинтересованных лиц (об отводе эксперта, о производстве экспертизы в другом экспертном учреждении и др.). Ходатайства рассматриваются по правилам ст. 159 УПК. При удовлетворении ходатайства изменяется постановление о назначении экспертизы.

7. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает специальное условие для производства экспертизы в отношении потерпевшего и свидетеля – письменное согласие их самих или их законных представителей (если потерпевший или свидетель не достиг 16 лет или является недееспособным – ч. 3 ст. 28 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ). Согласие можно получить в виде надписи в постановлении о назначении экспертизы или в виде отдельного документа.

7.1. Принудительное экспертное исследование возможно в отношении потерпевшего для установления: а) характера и степени вреда, причиненного здоровью; б) его психического или физического состояния, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства дела и давать о них показания; в) его возраста, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнения (ч. 4 ст. 195, ст. 196 УПК).

7.2. Комментируемая статья прямо не предусматривает возможность принудительного экспертного исследования свидетеля. Однако она конкурирует с содержанием ч. 5 ст. 56 УПК, в которой предусмотрено принудительное производство экспертизы в отношении свидетеля в случаях, когда необходима оценка достоверности его показаний (ч. 1 ст. 179 УПК). Сопоставление данных норм и отсутствие специальных указаний о принудительном исследовании потерпевшего (ст. 42) приводит к выводу о приоритете нормы ч. 5 ст. 56 УПК, как специальной. В то же время для оценки достоверности показаний свидетеля назначение экспертизы является необязательным (ст. 196 УПК), это право, а не обязанность следователя.

Необходимость оценки достоверности показаний свидетеля может быть связана с исследованием его психических и физических способностей и состояний.

8. Решение о назначении судебной экспертизы может быть обжаловано в досудебном производстве заинтересованными лицами в порядке ст. 124, 125 УПК. Если экспертиза назначена судом в связи с помещением обвиняемого (подозреваемого) в медицинский стационар, то постановление суда может быть обжаловано в кассационном порядке (ст. 127 УПК).

1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд.







Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz