|
К оглавлению
ГЛАВА II. ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОЛНОМОЧИЙ И ФУНКЦИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Полномочия следователя по уголовно-процессуальному законодательству Республики Таджикистан
Анализ теории и практики реализации полномочий следователя в Таджикистане указывает на необходимость тщательного изучения вопроса о более чёткой разработке и регламентации статуса следователя, его процессуальных полномочий. Потому что в настоящее время целый ряд вопросов, связанных с правами и обязанностями следователя, не находит единообразного разрешения в теории и практике. Исследование правового статуса следователя в уголовном процессе позволяет более подробно охарактеризовать основополагающие начала, на которых построено предварительное расследование. На стадии предварительного расследования наиболее полно реализуется значительная часть норм уголовно-процессуального закона и большая часть научных рекомендаций криминалистики.
Согласно п. 7 ст. 6 УПК РТ, следователь представляет собой государственное должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах компетенции, установленной УПК РТ. Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обязанности и обладающим определёнными правами, которые чётко определены законом.
Следователь занимает специфичное положение в уголовном процессе. Его деятельность осуществляется в трёх стадиях: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Неразрывная связь процессуальных прав и обязанностей - характерная особенность положения следователя. Интересы законности требуют, чтобы следователь точно и четко выполнял возложенные на него законом права и обязанности. Следователь обязан руководствоваться предписаниями закона о содержании и направлении его деятельности. Он должен в полном объеме реализовывать задачи, установленные УПК РТ. При осуществлении функции государственного принуждения его профессиональный долг заключается в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Он обязан подходить к расследованию каждого уголовного дела с позиции государственных, а не узкопрофессиональных интересов.
Круг полномочий следователя по действующему законодательству Республики Таджикистан закреплён в ст. 39 УПК РТ. Согласно толковому словарю русского языка, значение слова «полномочия»- это официально предоставленное кому-нибудь право какой- нибудь деятельности, ведения дел1. В уголовном процессе полномочия следователя закреплены в уголовно-процессуальном кодексе. УПК РТ предоставляет следователям прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, Агентства по контролю за наркотиками при Президенте РТ, Агентства по государственственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией широкие полномочия по производству следственных действий, по применению мер уголовно-процессуального принуждения и по принятию различных процессуальных решений.
Установленная законодательством процессуальная самостоятельность обеспечивает следователю возможность оценивать собранные им доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и собственным правосознанием.
Не следует забывать, что деятельность следователя находится под надзором прокурора. В соответствии с п.3 ст.5 конституционного закона РТ «Об органах прокуратуры», прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами предварительного следствия. Он вправе отменять и изменять незаконные и необоснованные постановления следователя, давать ему указания о производстве следственных действий, осуществлять иные полномочия процессуального руководителя, перечень которых указан в ст. 168 УПК РТ.
Следователь проводит предварительное следствие, его деятельность регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом Республики Таджикистан, в сооветствии с которым он решает следующие основные задачи: быстрое раскрытие преступления, установление и изобличение всех обвиняемых; всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела; поиск и процессуальное оформление доказательств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого; формирование обвинения в соответствии с требованиями закона; соблюдение интересов и прав всех участников процесса в производстве по уголовному делу; принятие мер по возмещению материального ущерба и устранению негативных последствий от преступления; профилактическое воздействие на причины и условия, способствующие совершению преступления.
Следователь, рассматривая заявление о совершенном преступлении, самостоятельно принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Если в ходе расследования он придет к убеждению, что в материалах следствия нет состава преступления, то им выносится постановление о прекращении уголовного дела. Собрав достаточные доказательства, дающие основание для привлечения лица в качестве обвиняемого, следователь самостоятельно выносит мотивированное постановление и предъявляет обвинение. Проведя расследование в полном объеме, он составляет от своего имени обвинительное заключение и представляет дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления его в суд.
По уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий. Этим правом следователи пользуются постоянно. Учитывая, что они несут полную ответственность за весь цикл расследуемого дела, сложные и ответственные следственные действия они выполняют сами. В то же время в следственной практике следователь часто дает поручение органам дознания при производстве обыска, выемки, задержания и других следственных действий2. Нередко возникает необходимость в допросе свидетелей или потерпевших, находящихся за пределами того района, где производится расследование. В таких случаях следователь имеет право направлять отдельное поручение о допросе в орган предварительного следствия по месту нахождения свидетеля или потерпевшего.
Большое значение в борьбе с преступностью имеют сроки производства расследования. По общему правилу, предварительное расследование по уголовному делу должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления дела прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо прекращения или приостановления производства по делу.
Завершение предварительного следствия в установленный законом срок считается необходимым условием своевременного раскрытия преступления, обнаружения, закрепления и использования доказательств, создания необходимых предпосылок для рассмотрения дела в суде, обеспечивая обвиняемому, потерпевшему и другим участникам уголовного судопроизводства право на участие в судебном разбирательстве3.
Соблюдение установленных сроков необходимо не только для обеспечения полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, но и для обеспечения прав и законных интересов обвиняемого и потерпевшего. Таким образом, временной фактор играет законодательную роль. В то же время медлительность в расследовании уголовных дел ведет к утрате доказательств и существенно затрудняет, а в ряде случаев делает и вовсе невозможным установление истины по делу4.
Уголовно-процессуальное законодательство устанав-ливает, что моментом начала срока предварительного следствия является дата возбуждения уголовного дела, независимо от того, когда дело было принято следователем к своему производству. В срок предварительного следствия включается и время дознания, производившегося по уголовному делу.
Следует отметить, что в производстве следователя нередко находятся трудоёмкие многоэпизодные дела, которые невозможно завершить в отведенные два месяца. Поэтому, в рамках установленных сроков, законом следователю разре-шается ходатайствовать о продлении сроков предварительного следствия. Для этого следователь выносит мотивированное постановление, которое заблаговременно представляет прокурору, правомочному принять соответствующее решение. Продление срока предварительного следствия возможно одновременно с продлением срока содержания обвиняемого под стражей.
В соответствии с действующим УПК РТ, срок следствия продлевает прокурор, а срок содержания под стражей – суд. Следует отметить, что УПК РТ не предусматривает конкретный срок обращения следователя к прокурору о продлении срока предварительного следствия по конкретному уголовному делу. Для решения данного вопроса, на наш взгляд, необходимо предусмотреть в УПК РТ следующие сроки обращения: 5 дней до истечения двухмесячного срока, 10 дней до - трёхмесячного, 15 дней – шестимесячного и 30 дней – годичного срока5.
В действующем УПК РТ (гл. 13-16) к числу процессуальных действий, целью которых является выявление и закрепление доказательств, относятся: 1) допрос (обвиняемого, подозре-ваемого, свидетеля, потерпевшего); 2) очная ставка; 3) осмотр (места происшествия, трупа, местности, помещений, предметов и документов); 4) назначение экспертизы; 5) обыск (личности, помещений, местности); 6) выемка (документов, почтово-телеграфной корреспонденции); 7) освидетельствование; 8) следственный эксперимент; 9) предъявление для опознания; 10) эксгумация. Проведение всех процессуальных действий по делу следователем должно осуществиться в указанные выше сроки.
Кроме того, при проведении следственных действий следователь обязан неукоснительно соблюдать основной принцип юриспруденции – законность. Соблюдение законности в следственной деятельности в современных условиях - это не только проявление заботы о правах всех лиц, так или иначе вовлеченных в орбиту расследования6; это и свидетельство профессионального мастерства следователя, способного законными методами обеспечить расследование преступления; это и результат надлежащего процессуального контроля, осуществляемого начальником следственного подразделения за деятельностью следователя; это, наконец, и требования руководства страны и судебной власти.
По этому поводу, выступая на торжественном собрании, посвященном пятнадцатой годовщине принятия Конституции Республики Таджикистан, Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон отметил, что «главной задачей всех правоохранительных органов страны на современном этапе развития является обеспечение верховенства закона и неукоснительное соблюдение законности»7.
В уголовно-процессуальном законодательстве Республики Таджикистан и в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан «О практике обжалования и судебной проверке законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» от 13 ноября 1996 года закреплено положение о законности, о том, что: «Если доказательства собраны с нарушением уголовно-процессуального закона, то они признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения и приговора8.
Как мы видим, круг уголовно-процессуальных полномочий следователя достаточно широк и разнообразен. Он вызывает на допросы граждан и должностных лиц; при производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования и ряда других следственных действий, обеспечивает участие понятых и специалистов, определяет и вызывает специалиста, которому поручает производство экспертизы, если она может быть произведена вне экспертного учреждения. Он свободен в выборе научно обоснованных и соответствующих закону тактических приёмов производства следственных действий, самостоятелен в планировании своей работы по уголовным делам9.
Однако проведение некоторых процессуальных действий требует, чтобы следователь на их проведение получил согласие (санкцию) прокурора. Например, следователь вправе прекратить уголовное дело в связи с деятельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим лишь с согласия прокурора (ст. 27 УПК РТ).
Кроме того, необходимо отметить, что следователь не один работает в структуре следственного аппарата. Он в организационно-правовом отношении подчиняется руководству следственного аппарата, в котором при организации производ-ства расследования важную роль играют: начальники следственного управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, государственной безопасности, прокуратуры, органов по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией, органов по контролю за наркотиками и их заместители, действующие в пределах своих полномочий. Указания этих лиц обязательны для исполнения следователем. Однако следователь вправе обжаловать полученные указания прокурору, не приостанавливая их исполнения. Вместе с тем, указания прокурора обязательны для исполнения всеми руководителями следственных подразделений.
При организации работы следственного аппарата, оценка состояния законности и делопроизводство по уголовным делам во многом зависит от зрелости, деловых и личных качеств, мастерства, знаний, организаторских качеств начальника следственного подразделения. Другим немаловажным качеством, которым должен обладать начальник следственного подразделения, является его компетентность. Она включает в себя большой жизненный опыт, выполнение требований профессиональной этики, глубокие профессиональные знания и практический опыт организаторской работы, умение правильно разобраться в той или иной, иногда сложной и запутанной ситуации, для принятия обоснованного процессуального решения10.
Учитывая вышеизложенные факторы, следователь в своей служебной деятельности находится под постоянным контролем и надзором. Тем самым, осуществляя расследование, следователю приходится испытывать постоянное влияние на себя, противостоять различным, в том числе неправомерным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных в расследовании уголовных дел лиц, действовать в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения психических и физических сил, что создает реальную возможность совершения следователем, даже достаточно опытным, различного рода ошибок в расследовании11.
Как показывают наши исследования, в сложных следственных ситуациях следователь далеко не всегда может достаточно быстро найти правильное решение, особенно в условиях дефицита времени. Даже опытные, профессионально подготовленные следователи порой допускают ошибки, своевременно не могут использовать различные методы расследования, которые, в принципе, им хорошо известны. В такой момент приходит на помощь начальник следственного подразделения и оказывает методическую помощь следователю в проведении процессуального действия в пределах предоставленных ему законом процессуальных полномочий.
Роль начальника следственного подразделения в эффективной деятельности следователя и в уголовном процессе. Анализ отечественного и международного опыта показал, что в уголовном процессе важно иметь и руководящий следственный аппарат. В этой связи совершенно прав Д.А. Влезько, говоря, что следователь не всегда может объективно оценить свою работу, её результаты, увидеть допущенные ошибки, разобраться в их причинах и последствиях, вовремя их исправить. Поэтому в расследовании необходима такая процессуальная фигура, которая осуществляла бы именно процессуальное руководство, процессуальный контроль над следователем, кроме прокурорского надзора12.
С учетом сказанного, начальник следственного отдела как процессуальная фигура введен в штатную структуру органов внутренних дел указом Президиума Верховного Совета Таджикской ССР от 19 января 1966 г. (ст. 451 УПК Таджикский ССР). Процессуальное положение этого участника уголовного процесса теперь предусмотрено в ст. 38 УПК РТ. При этом следует отметить, что названным нормативно-правовым актом начальники следственных подразделений органов внутренних дел руководствуются в своей процессуальной деятельности более сорока лет. Со дня принятия ст. 451 УПК Таджикский ССР (ныне ст. 38 УПК Республики Таджикистан), правовой статус и процессуальные полномочия начальника следственного отдела практически не подвергались тщательному анализу и совершенствованию со стороны законодателя, практиков и ученых Таджикистана.
Справедливости ради надо отметить, что, согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу Республики Таджикистан, правовой статус и процессуальное положение начальника следственного подразделения подвергались лишь видоизменению. Так, в соответствии со ст. 6 действующего УПК Республики Таджикистан, «начальник следственного подразделения – это должностное лицо, которое руководит следственным управлением, отделом и другим следственным подразделением в рамках своих прав и полномочий». В соот-ветствии со ст. 38 УПК РТ, в процессуальные полномочия начальника следственного подразделения входят:
- осуществление контроля за действиями следователей по расследованию преступлений;
- принятие мер по полному, всестороннему и объектив-ному расследованию обстоятельств уголовного дела;
- возбуждение уголовного дела и принятие к своему производству или передача производства уголовного дела следователю;
- передача ведения уголовного дела от одного следователя другому;
- представление прокурору ходатайства об отмене необоснованных решений, принятых следователем;
- ведение контроля за соблюдением следователями сроков предварительного расследования;
- обеспечение выполнения следователями предписаний прокурора;
- поручение предварительного расследования уголовного дела нескольким следователям;
- ведение контроля за исполнением следователями поручений, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
- участие в расследовании уголовного дела, находящегося в производстве у следователя, используя полномочия следователя.
При этом указания начальника следственного подразделения по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. В то же время они не могут ограничивать самостоятельность и права следователя, установленные ст. 39 УПК РТ.
Вышеназванные полномочия начальника следственного отдела были изложены еще в ст. 451 УПК Республики Таджикистан в редакции 1961 г., за исключением его права представлять прокурору ходатайство об отмене необоснованных решений, принятых следователем.
Деятельность органов предварительного следствия осуществляется на основе принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности. Постоянная забота о соблюдении этих требований позволяет достигать определенных положительных результатов в работе следователя13.
Вместе с тем сложившая система ведомственного процессуального контроля со стороны начальника следственного подразделения, на наш взгляд, нуждается в совершенствовании. Прежде всего начальнику следственного подразделения целесообразно предоставить такие правомочия, которые позволили бы ему не только эффективно контролировать процесс расследования, но и своей властью устранять выявленные нарушения закона. Руководитель любого ведомства должен быть наделен правом отменять процессуальное решение, принятое его подчиненным, если оно противоречит закону.
Необходимо отметить, что внутриведомственный контроль проводится, как правило, руководителями органов управления и их структурных подразделений, которые несут персональную ответственность за правильность контроля и обязаны принимать меры к устранению вскрываемых недостатков. В настоящее время начальники органов предварительного следствия МВД, УВД, ОВД, выявив факты необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел или их прекращения, вынуждены обращаться к прокурорам с ходатайством отменить незаконные постановления следователей. Как справедливо отмечают В.Ф. Статкус и А.А. Жидких, «прокуроры же не всегда удовлетворяют такую просьбу, и не потому, что следователь прав, а в связи с «другими обстоятельствами»14.
Вопрос об отмене, изменении или приостановлении незаконного акта управления или иного юридического действия следователя может быть решён начальником следственного подразделения в ходе процессуального контроля. Например, неправомерные акты управления могут быть отменены еще до окончания проверки. Это делает внутриведомственный контроль особенно результативным и своевременным.
Наглядным в этом вопросе является то, что одним из основных нововведений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является предоставление начальнику следственного отдела права отмены необоснованных постановлений следователя о приостановлении предварительного следствия15.
В научной литературе, а также практическими работни-ками неоднократно высказываются предложения о расширении круга процессуальных полномочий начальника следственного подразделения. В частности, предлагается повысить правовой статус начальника путем предоставления ему дополнительных полномочий: отменять незаконные и необоснованные постановления о прекращении производства по делу, отстранять следователя от дальнейшего ведения расследования, решать вопрос об отводе следователя, принимать, рассматривать и разрешать жалобы и заявления участников процесса на действия и решения следователей16. Такая точка зрения, на наш взгляд, является обоснованной и целесообразной.
Наделение начальника следственного подразделения названными выше полномочиями, т.е. повышение его правового статуса, предоставление ему права на отмену незаконного или необоснованного постановления следователя (например об отказе в возбуждении, прекращении, приостановлении уголовного дела) позволили бы более оперативно исправлять допущенные ошибки в деятельности следователей и тем самым устранять нарушения закона, что будет способствовать эффективной работе следственного органа.
Таким образом, проведенный анализ УПК Республики Таджикистан показывает, что законодателем не уделяется достаточного внимания решению целого ряда важных проблемных вопросов правового статуса начальника следственного подразделения, что, в свою очередь, позволяет ставить вопрос о внесении в ст. 38 УПК РТ соответствующих изменений и дополнений. Надеемся, что данная точка зрения будет предметом обсуждения и дальнейших научных исследований.
Правовое положение начальника следственного отдела регулируется двумя видами нормативных актов: законодательными и ведомственными. С помощью первых решаются вопросы процессуального характера, с помощью вторых - организационные вопросы. В связи с тем, что полномочия начальника следственного отдела регламентируются нормами уголовно- процессуального и административного права, правовые отношения, возникающие между ним и следователем, носят либо уголовно–процессуальный, либо административно–правовой характер17.
Как нами было отмечено, руководители следственных подразделений наделены правом производства предварительного следствия и пользуются правами следователя. Обязанность осуществления постоянного процессуального контроля вытекает как из требований ст. 38 УПК РТ, так и из ведомственных нормативно-правовых актов МВД РТ, приказов и указаний Генерального прокурора РТ, регулирующих вопросы следствия. В расследовании особую важность имеет всесторонняя, объективная оценка собранной следователем доказательственной и иной информации, которая помогает выбрать правильное направление расследования, создать его наиболее оптимальную структуру, и, в конечном счёте, достигнуть основную цель расследования – раскрыть преступление18.
Процессуальные полномочия начальника следственного отделения реализуются путём дачи следователю письменных указаний. Указания должны содержать практические рекомендации следователю о выполнении тех или иных следственных действий, мотивировку предложений и рекомендаций, и должны, как правило, содержать указание на конкретный срок исполнения19. При этом необходимо иметь в виду, что в ст. 39 УПК РТ закреплён только письменный вид дачи указаний. Письменная форма указаний обусловлена необходимостью их приобщения к уголовному делу, как и любых процессуальных документов. Наличие указания в процессуальном документе повышает авторитет процессуального акта, позволяет убедиться, достаточно ли серьезно отнесся к нему следователь, в полной ли мере он его исполнил, что имеет важное значение для прокурора и суда, изучающих дела, поступившие с обвинительным заключением. С другой стороны, письменные указания, содержащиеся в уголовном деле, свидетельствуют о том, насколько квалифицированно осуществляется процессуальный контроль, как начальник следственного отдела влияет на ход расследования. Саму дачу указаний следователю со стороны начальника следственного отдела следует считать не только полномочиями последнего, но и его обязанностью.
Следует отметить, что ст. 38 УПК РТ не содержит исчерпывающего перечня таких указаний начальника следственного отдела. На практике они могут касаться различных вопросов расследования, например: производства осмотров, обысков, выемок, задержаний или арестов, очных ставок, допросов, освидетельствований, обнаружение, собирание, проверку и оценку доказательств и иных следственных действий, предусмотренных УПК РТ.
В соответствии со ст. 38 УПК РТ, начальник следствен-ного отдела вправе проверять уголовные дела; давать указания следователю о производстве предварительного следствия; о привлечении в качестве обвиняемого; о квалификации преступления и объёме обвинения; о направлении дела; о производстве отдельных следственных действий; передавать дело от одного следователя другому; поручать расследование нескольким следователям и т.д. Такой открытый перечень вопросов, по которым следователю могут быть даны обязательные для исполнения указания, является неоправданно широким и вступающим в противоречие с процессуальной самостоятельностью следователя.
В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно было бы в УПК РТ:
1) указать конкретный перечень наиболее важных вопросов расследования, по которым должны быть даны указания руководителями следственных подразделений;
2) дополнить ст. 38 УПК РТ положением о том, что письменные указания, адресованные следователю, должны отражаться в уголовном деле20.
Рассмотренные в данном параграфе вопросы о правах и обязанностях следователя, его руководителях, а также поднятые в нем проблемы требуют дальнейшего исследования проблемы самостоятельности следователя, например его уголовно- процессуальных функций, которые мы и рассмотрим в следующем параграфе.
1 См.: Толковый словарь русского языка. - М.,1999. –С.554.
2 Расследуя дело, следователь имеет право задержать подозреваемого в совершении преступления, а в случае, если он скрылся, или лицо, совершившее преступление, неизвестно, поручить органам дознания его розыск. Все поручения органам дознания даются в письменном виде и обязательны для исполнения.
3 Об этом см.: Анашкин О.А. Нужен ли срок предварительного расследования? // Следователь. - М., 2004.- № 10 (78).- С. 45.
4 См. подробнее: Приказ Генерального прокурора РТ «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» от 18 сентября 2000 г. № 40 обязывает вести персональный учёт уголовных дел, по которым сроки следствия и содержания под стражей свыше 6-ти, 9-ти месяцев и 1 года. Тем самым все ходатайства следователей о продлении сроков содержания под стражей свыше 4-х и 6-ти месяцев рассматривать на оперативных совещаниях, а свыше 6-ти месяцев, без исключения, на заседаниях коллегий соответствующих прокуратур./ Сборник приказов и указаний Генерального прокурора РТ. - Душанбе, 2001. -С.383-384.
5 Данное предложение поддержали 51,7 % опрошенных респондентов (см.: приложение № 3).
6 См. Жидких А.А.Обеспечение прав несовершеннолетних потерпевших на предварительном следствии: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД РФ, 1998. - С.25.
7 // Народная газета. - Душанбе, 2009. - №139-140. - С.3.
8 Сборник постановлений Пленума Верховного суда РТ. - Душанбе, 2000. – С. 124.
9 См.: Селиванов Н.А Руководство для следователей. - М., 1998. - С. 13.
10 Мухитдинов А.А., Косимов О.А. Роль начальника следственного подразделения в обеспечении законности в деятельности следователей органов внутренних дел //Актуальные проблемы современного уголовного процесса России: Межвуз. сб. научных трудов /под ред. проф. В.А. Лазаревой. – Самара: СГУ, 2010. – С. 411-415.
11 Матусовский Г.А. Сущенко В.Н. Организация работы аппаратов дознания и предварительного следствия органов внутренних дел. – Харьков: ВЮИ, 1983. - C.30.
12 Влезько Д.А. Проблемы организационных функций начальника следственного отделения (отдела) в расследовании: дисс. … канд. юрид. наук. – Краснодар, 2002. - С. 14.
13 Так, в Согдийской области, благодаря качественному процессуальному контролю со стороны руководителей следственных подразделений, за последние 2 года не допущены факты незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности и ареста (Информационный бюллетень СУ МВД Республики Таджикистан. – Душанбе, 2009. - №3.- С. 7-8).
14. Статкус В.Ф., Жидких А.А. Органы предварительного следствия в системе МВД России. - М., 2000. -С. 25.
15 Данная норма четко закреплена в ст. 39 УПК РФ.
16 Асриев. Б.В. Начальник следственного отдела в уголовном процессе. - М., 1974 . - С.17.; Гаврилов А.К. Раскрытие преступлений на предварительном следствии.– Волгоград: ВВШМ МВД, 1976. – С. 159; Информационный бюллетень СК МВД РФ. – М., 2000. - №3. - С. 97; и др.
17 Воронин Э.И. Процессуальное положение следователя органов внутренних дел: дисс…. канд. юрид. наук.- Саратов, 1973. - С. 12.
18 См. об этом: Зеленский В.Д. Проблемы организации расследования преступлений. - Краснодар, 1999. -С.42.
19 См.: Асриев Б.В. Начальник следственного отдела в советском уголовном процессе: автореферат дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1974. - С. 12
20 Данное предложение поддержали 81,7 % опрошенных респондентов (см.: Приложение №3).
|
|