Мухитдинов А.А. Статус следователя в некоторых зарубежных странах


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта

Мухитдинов А.А. Процессуальное положение следователя в уголовном процессе на материалах Республики Таджикистан).
/ Под. общ. ред. Б.Я.Гаврилова. Монография. Душанбе: Таджикский государственный университет, 2015. 335 с.


К оглавлению

ГЛАВА II. ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОЛНОМОЧИЙ И ФУНКЦИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

2.3. Статус следователя в некоторых зарубежных странах

Общность типа уголовного процесса в развитых западных государствах не исключает разнообразия его конкретных форм, процессуальных категорий. Различия относятся к пределам компетенции суда, процессуальным гарантиям прав личности, особенностям процесса доказывания, процессуальному положению обвиняемого и обвинителя. В соответствии с этими категориями различаются следующие формы уголовного процесса: обвинительный, розыскной (инквизиционный), смешанный, состязательный1. Уголовный процесс некоторых зарубежных стран основывается на двух сложившихся исторических формах процесса: состязательном и смешанном.

Состязательная форма уголовного процесса присуща таким странам, как Англия, США, Канада, Австрия, Новая Зеландия и некоторым другим странам. Особенность данной формы сводится к тому, что судопроизводство выражается в споре между обвинителем и обвиняемым. Производство по уголовному делу начинается по инициативе потерпевшего. Состязательный процесс строится на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. В Европе и некоторых других странах мира юриспруденция трактует его как спор в суде между равноправными сторонами- обвинителем и обвиняемым; считается, что государству надлежит «взять на себя бремя доказывания» и доказывать виновность обвиняемого без какого-либо содействия с его стороны.

Действующее зарубежное уголовное судопроизводство включает и такие процессуальные нормы, которые предусматривают применение наиболее оперативных и решительных мер, глубоко затрагивающих права и законные интересы граждан, в том числе формальное ограничение права на молчание, возложение на обвиняемого обязанности доказывать свою невиновность2.

В последнее время в англосаксонском уголовном судопроизводстве уделяется большое внимание деятельности органов полиции в части предварительной подготовки материалов для судебного разбирательства на стороне обвинения. Это объясняется, прежде всего, ростом в последние десятилетия таких преступлений, как терроризм, наркомафия и других форм организованной преступности. В 80-е годы темпы развития правовой реформы существенно возросли, что проявилось, в частности в Англии, изданием таких важнейших законов, как закон «Об уголовной юстиции» 1982 г., закон «Об обвинении» 1985 г., закон «Об уголовном правосудии» 1988 г., в октябре 1984 г. в США принят закон «О контроле над преступностью», которые в определенной степени консолидировали уголовный процесс страны3. Следует отметить, что во многих странах мира значительное распространение получила практика использования в процессе доказывания по уголовным делам данных оперативно-розыскного характера, и в частности информации, источником которой является негласный полицейский осведомитель.

Например, в уголовном процессе США использование полицейских агентов в качестве оснований для применения ареста, обыска и других мер процессуального принуждения не требует даже раскрытия личности агента, огласки его имени. Такая норма закреплена во многих законодательных актах, и в частности в §1042 Доказательственного кодекса штата Калифорния. Подобная практика, как признают исследователи этого вопроса4, вступает в противоречие с конституционным принципом защиты граждан от необоснованных арестов и обысков. Как известно, четвертая поправка к Конституции США провозглашает, что «право народа на охрану личности, жилища, документов и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться, и ордера на обыск и арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным обещанием».

Что касается смешанной формы уголовного процесса, то она получила признание после принятия во Франции в 1808 г. уголовно-процессуального кодекса. Данной форме свойственны: предварительное производство (пред-варительное следствие), которое включает в себя элементы розыскного процесса, ограничивающие права обвиняемого, и окончательное производство (судебное разбирательство), т.е. в нем нашли своё отражение прогрессивные демократические принципы уголовного судопроизводства (устность, гласность, состязательность, непосредственность).

В настоящее время смешанной формы уголовного процесса придерживаются такие государства, как Австрия, Германия, Испания, Италия, Япония, Россия и др. Со временем в самой Франции она подвергалась существенным изменениям. Например, в 1898 г. во Франции защитник допускается на предварительном следствии, в 1941 г. – упразднён суд присяжных в его классической форме, в 1958 г. - принят новый УПК, который допускает состязательность на предварительном следствии5. В Германии в 1974 г. был упразднен институт предварительного следствия.

Рассматривая современное состояние уголовного судопроизводства, следует отметить, что английский уголовный процесс считается классическим процессом последнего времени, поскольку в нем впервые возникли многие фундаментальные институты, которые впоследствии стали достоянием других процессуальных систем (в основном в странах – бывших колониях Англии, а также их союзников)6. Данная форма уголовного процесса строится на основе принципа состязательности. Такая конструкция предполагает следующую дифференциацию: функция обвинения (возбуждение уголовного дела перед судом, собирание обвинительных доказательств, поддержание обвинения в суде): функция защиты (собирание оправдательных доказательств, защита в суде): функция суда (обеспечение соблюдения сторонами правил судебного спора, решение вопроса о виновности, определение меры наказания).

В предварительном расследовании в соответствии с концепцией общегражданского обвинения, действующей в современном английском процессе, право уголовного преследования предоставляется любому физическому или юридическому лицу. В этих условиях потерпевший, а также иные лица, которые по закону располагают правом уголовного преследования, могут осуществлять предварительное расследование либо лично, либо посредством приглашения частного детектива или обращения в соответствующий государственный орган. В тех случаях, когда уголовное преследование осуществляется от имени государства или частное лицо обращается в государственные органы, предварительное расследование производится должностными лицами полиции, следственными аппаратами департамента Директора публичных преследований, Государственной обвинительной службой (с 1986 г.), возглавляемой Генеральным атторнеем7.

Характерная черта уголовного процесса Англии выражается в существовании двух различных процедур расследования в отношении лиц, совершивших преступления: 1) производство по делам с обвинительным актом, прежде всего о государственных и иных тяжких преступлениях; 2) суммарное производство по делам о менее опасных преступлениях.

Уголовное преследование по делам с обвинительным актом начинается по общему правилу обвинителем, в качестве которого выступает полицейский или лицо, потерпевшее от преступления, либо адвокат потерпевшего. Обвинитель собирает доказательства, которые затем представляются магистратскому суду с письменным заявлением (информацией). На основании информации, подтвержденной под присягой, выдаётся повестка о явке в суд или приказ об аресте.

Расследование преступлений производится в форме полицейского расследования и в порядке предварительного производства в суде (внесудебная и судебная формы расследования) по выбору обвиняемого. Допускается альтернативная подсудность, когда дела о некоторых нетяжких преступлениях могут расследоваться судом как по обвинительному акту, так и в суммарном порядке по выбору обвиняемого8.

Расследование, проводимое полицией Англии, урегулировано законом 1984 г. о полиции и доказательствах по уголовным делам, законом 1994 г. об уголовном правосудии и публичном преследовании. При расследовании преступлений полиция может (как по просьбе потерпевшего, так и по собственной инициативе) проводить задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевшего и свидетеля, обыск, собирать доказательства, возбуждать уголовное преследование.

Заканчивается расследование представлением полицией материалов в службу государственных обвинителей, которые начали действовать в Англии с 1985 г. в каждом округе9. Государственный обвинитель самостоятельно решает, поддерживать ли ему обвинение. В соответствии с Инструкцией, изданной в 1994 г. директором публичных преследований, государственный обвинитель, решая вопрос об участии в деле, обязан руководствоваться двумя критериями: во-первых, «реалистической перспективой» дела в суде; и, во-вторых, наличием публичного интереса. Государственный обвинитель вправе и прекратить уголовное преследование.

Материалы предварительного внесудебного расследования, по которым должен выноситься обвинительный акт, одобренные государственным обвинителем, подлежат проверке в магистратском суде. В процессе такой проверки судья заслушивает обвинителя и изучает собранные доказательства. Считая, что их достаточно, судья принимает решение о предании обвиняемого суду. При таком решении судьи обвинитель составляет обвинительный акт и передаёт дело для утверждения в суд.

Исходя из англосаксонской модели судопроизводства, построенной на принципе состязательности, современное предварительное расследование в США означает в основном: а) сбор материалов, сведений о преступлении и лице, его совершившем, для предоставления в суд, где в ходе судебного разбирательства решается вопрос о признании их доказательствами; б) сбор сведений для обоснования ордера на обыск и арест и исполнение этих мер процессуального принуждения10. Следует отметить, что американское уголовно-процессуальное право состоит из федерального права и права отдельных штатов. Федеральное уголовно-процессуальное право основывается: на Конституции США; Федеральных правилах уголовного процесса для федеральных судов; иных правилах, издаваемых Верховным Судом США, федеральными судами, федеральными исполнительными властями.

В настоящее время вполне значимыми актами уголовного судопроизводства являются утверждённые Верховным Судом США: Федеральные правила уголовного судопроизводства по разбирательству дел о менее опасных преступлениях федеральными магистратами (1980 г.); Правила доказывания (1972 г.); Правила апелляционного производства (1986 г.); Правила производства Верховного Суда США (1980 г.) и т.д., кроме того, уголовное судопроизводство регулируется актами Президента США (правила рассмотрения дел в военных судах), приказами и инструкциями Генерального атторнея США (по вопросам деятельности ФБР). Важным источником уголовно-процессуального права США на разных уровнях остаётся неписанное (прецедентное) право, основанное на рассмотренных ранее конкретных уголовных делах11. Следует отметить, что собственные правила уголовного судопроизводства могут устанавливаться также нижестоящими федеральными судами. Эти правила действуют только в суде, их издавшем.

Характерная черта уголовного процесса США выражается и в том, что в нём отсутствует единый порядок расследования преступлений. Предварительное следствие осуществляется примерно 50 органами. Наибольшее значение среди них имеет полиция. В зависимости от подчинённости она подразделяется на федеральную полицию, полицию штатов и местную. Кроме федеральной полиции, в процессе досудебного расследования важную роль играет Федеральное бюро расследований (ФБР), Бюро наркотиков, подчинённое Министерству юстиции; Таможенное бюро, Иммиграционная служба, Секретная служба, входящая в Министерство финансов; Охранная служба, казначейство которой расследует посягательства на президента и членов его семьи, фальшивомонетничество и подделку документов; Инспекторский отдел Министерства связи и др.

Следует отметить, что наиболее известно как в США, так и за его пределами ФБР, которому подследственно около 200 видов преступлений (измена родине, шпионаж, нарушение законов о трестах, ограбление банков, похищение людей, прес-тупления, совершённые на территории нескольких штатов, и др.).

ФБР возглавляет директор, назначемый президентом США. ФБР не только расследует уголовные дела, отнесённые к его компетенции, но и занимается сбором информации об охране внутренней безопасности страны и потенциально опасной для США деятельности различного рода организаций и отдельных лиц.

Полиция штатов расследует преступления, предусмотренные законодательством штатов (например кражи, вымогательство, нарушения безопасности движения)12. Местная полиция (полиция городов, шерифы и др.) занимается расследованием сравнительно малозначительных преступлений. В наиболее крупных полицейских управлениях следователи распределены по отрядам, каждый из которых занимается борьбой с конкретным видом преступлений, например: отряд по борьбе с убийствами, разбоями, отряд по борьбе с преступным распространением наркотиков, отряд по борьбе с азартными играми и т.д.

Необходимо отметить, что в США нет специального закона о статусе полиции, и объём ее полномочий определяется на основании толкования федеральной конституции и конституции штатов, законов, решений судов и постановлений, изданных местными органами власти. Полиция правомочна производить аресты, допрос подозреваемых, а также осуществлять различные следственные действия, направленные на розыск и собирание доказательств. Наиболее важным полномочием полиции можно считать право на перехват информации, которой обмениваются интересующие ее лица (в частности прослушивание телефонных разговоров; прослушивание, осуществляемое на расстоянии с помощью высокочувствительных приборов и т.п). В соответствии с федеральным законодательством и законодательством штатов, прослушивание (включая перехват информации без прямого подключения к линии свободной связи) может осуществляться на основании судебного приказа, в исключительных случаях - и без него. Например, ст. 813 «а» УПК штата Нью-Йорк предусматривает, что судья по заявлению прокурора или полицейского, служащего в ранге выше сержанта, выдаёт соответствующий ордер на прослушивание, если могут быть добыты доказательства о совершении преступления. Так, в Нью-Йорке в течение года выдается, по меньшей мере, 58 тыс. разрешений на прослушивание телефонных разговоров13.

Наиболее важным органом предварительного расследования в США является прокурор (публичный обвинитель). Подобно системе полиции, в США действуют три уровня прокуратуры: 1) федеральная прокуратура; 2) прокуратура штатов; 3) местная прокуратура (на уровне округов и ниже). Как в уголовном процессе в целом, так и в расследовании преступлений прокуратуре отводится важная роль. В частности, прокурор может целиком опираться на данные полицейского расследования или использовать их в качестве вспомогательного материала. Иногда он проводит следственные действия, с тем чтобы дополнить данные, полученные в результате законченного полицейского расследования. Прокурор также правомочен игнорировать выводы полиции и производить собственное расследование.

Переходя к рассмотрению французского уголовного процесса, следует отметить, что он является классической формой смешанного, или континентального уголовного процесса, для которого характерно наличие самостоятельной стадии предварительного расследования и чёткое отграничение его от стадии судебного разбирательства уголовного дела по существу14.

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Франции был принят в 1958 г., а в 1958-1963 гг. была проведена реформа уголовной юстиции, которая значительно усиливала карательные возможности французского государства. В частности, она ввела упрощенные формы расследования и судебного разбирательства, сузила некоторые процессуальные гарантии обвиняемым, одновременно расширив полномочия полиции, прокуратуры и судов. Однако уже с начала 1970-х гг. стала проводиться демокра-тизация французского уголовного процесса: усилились гарантии участникам процесса; возросла роль потерпевших в уголовном судопроизводстве; в УПК в качестве приложений были включены международные стандарты и конвенции, которыми обеспечивались права и свободы граждан Франции и иностранцев в уголовном судопроизводстве; были приняты и введены в действие кодексы: военной юстиции, государственной военной службы, судебной организации и др15.

Судопроизводство Франции начинается с предъявления публичного уголовного иска с целью наказания лица, совершившего преступление. Уголовные дела (уголовные иски) возбуждаются представителями прокуратуры как по собственной инициативе, так и по жалобам потерпевших и иных лиц. Однако возбуждение и расследование подавляющего большинства уголовных дел осуществляется по материалам полиции. Предварительное расследование проводится в двух формах: 1) досудебной - полицейское расследование (дознание); 2) судебной - предварительное следствие.

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Франции отводит дознанию часть II, которая в нынешней редакции носит название «Дознание и проверка личности». Данная статья была фактически заимствована из Кодекса 1808 г. (ст. 8), хотя и в несколько иной редакции. В частности, она гласит, что в обязанности судебной полиции входит «установление фактов нарушения уголовного закона, собирание о них доказательств и розыск лиц, их совершивших, пока не начато следствие». В законе нигде более не содержатся нормы, позволяющие сделать вывод об общем французском понятии дознания.

По мнению французского юриста О. Дениса, «дознание- это совокупность предварительных исследований, предпринимаемых должностным лицом судебной полиции, обязанным установить обстоятельства дела прежде, чем собственно публичный иск будет предъявлен в юрисдикцию (суд и следственный судья), призванную его рассмотреть и высказаться по существу16».

Несколько иного мнения придерживается профессор Сойе, который отмечает: «Акты судебной полиции, которые состоят в том, чтобы установить преступление, собрать доказательства и отыскать виновников, совершаются во время стадии, называемой полицейской, в пределах того, что УПК обозначает под общим наименованием дознаний17».

Дознание рассматривается во Франции как первая стадия уголовного процесса, которая имеет место до возбуждения уголовного преследования (публичного иска), в связи с чем А.И. Лубенский отмечает, что акт возбуждения уголовного преследования является «естественной границей», отделяющей дознание от предварительного следствия18.

Судебная полиция является основным субъектом дознания, ибо практически все процессуальные действия на этой стадии уголовного процесса осуществляются ею. Состав судебной полиции может быть рассмотрен в двух аспектах: во-первых, с точки зрения тех государственных учреждений, должностные лица которых наделены функциями судебной полиции19; во-вторых, с точки зрения объема процессуальных полномочий различных категорий лиц, составляющих судебную полицию.

В организационном («административном») отношении судебная полиция объединяет национальную полицию и национальную жандармерию.

Национальная полиция была создана в 1966 году законом от 9 июля путем объединения сыскной полиции (Surete nationale) и префектуры полиции Парижа (Prefecture de police), которые до этого функционировали совершенно автономно. Статья первая названного закона гласит: «Национальная полиция подчиняется министру внутренних дел при условии сохранения предписаний Уголовно-процессуального кодекса, касающихся деятельности судебной полиции». Закон 1966 г. не устранил полностью самостоятельность сыскной полиции и префектуры полиции, предусмотрев для них лишь общее руководство и возможность создания совместных служб. Так, в 1982 году был организован Государственный секретариат, подчиняющийся непосредственно министру внутренних дел и Генеральному директору национальной полиции, задачей которого является координация борьбы с террором. Сыскная полиция функционирует по всей стране и включает центральные и региональные управления. В настоящее время существуют четыре центральных управления: 1) управление по сбору оперативных данных; 2) управление общественной безопасности; 3) управление судебной полиции; 4) управление наблюдения за территорией. Последнее занимается охраной безопасности государства, в частности делами об измене и шпионаже.

Национальная жандармерия наряду с национальной полицией выполняет функции судебной полиции, но, в отличие от последней, является военным формированием, входящим в структуру Министерства обороны. Организация и деятельность национальной жандармерии регламентируется декретом от 20 мая 1903 г., с внесенными изменениями декретами от 22 августа 1958 г. и 8 декабря 1970 г. Согласно статье 113 декрета 1903 года в редакции декрета 1958 г., судебная полиция составляет существенную миссию жандармерии, национальная жандармерия состоит из ряда специализированных формирований, департаментской и мобильной жандармерий.

Характерной чертой полицейского расследования является то, что по его окончании составляется заключительный доклад. Моментом его окончания является передача дела в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении публичного уголовного иска. УПК Франции не предусматривает составление процессуального акта, означающего начало дознания и, соответственно, начало уголовного процесса. Закон связывает производство дознания с необходимостью установления факта нарушения уголовного закона20. По несложным делам заключительный доклад не составляется, имеющиеся материалы направляются районному прокурору с сопроводительным письмом, в котором указывается лишь повод для расследования и лицо, в отношении которого оно проводилось.

Роль прокуратуры в производстве дознания в самом общем виде выражена в ст. 12 и 13 УПК Франции, где указано, что судебная полиция действует под руководством прокурора республики и под наблюдением Генерального прокурора. Согласно ст. 16 УПК Франции, офицер судебной полиции не может выполнять своих обязанностей (даже будучи назначенным на соответствующую должность) до тех пор, пока он не будет наделен полномочиями постановлением Генерального прокурора при апелляционном суде, в котором указываются срок и объем полномочий. В случае отказа от наделения полномочиями, заинтересованное лицо должно быть проинформировано о наличии у него права в течение 15 дней ознакомиться со своим досье и быть выслушанным в присутствии своего адвоката. Прокурор санкционирует проведение ряда следственных действий (например продление задержания). Только прокурор вправе издать приказ о приводе подозреваемого и допросить его. Но самое важное положение выражено в ст. 68 УПК. Прокурор Французской Республики наделен всеми теми правами по ведению дознания очевидных преступлений (проступков), которыми наделена судебная полиция21. Интересно, что «прибытие на место» прокурора автоматически лишает судебную полицию всех процессуальных полномочий. Она их может получить после этого лишь по специальному прокурскому указанию.

Действующий УПК Франции относит к органам предварительного следствия судебного следователя, состоящего при каждом трибунале большой инстанции (второй степени системы французского правосудия), и обвинительную камеру. Формально следственный судья появился в законодательстве Франции 20 апреля 1810 г., когда вступил в силу закон о судоустройстве. Однако принято считать, что должность наместника по уголовным делам (lieutenant criminel), закрепленная Декларацией Франциска I 1522 г. и просуществовавшая до Великой Революции, была прообразом должности следственного судьи. Поэтому данный субъект уголовного процесса давно стал традиционной фигурой во французской юстиции22.

Таким образом, органом предварительного следствия первой инстанции во Франции является следственный судья. Действующее законодательство наделяет следственного судью двойным статусом: магистрата и собственно следственного судьи. Как магистрат он входит, согласно ст. 50 УПК Франции, в состав суда большой инстанции, и на него полностью распространяется статус судей, в том числе правило несменяемости. При этом срок пребывания в должности для любого магистрата не определен.

Следственным судьей член трибунала большой инстанции назначается Президентом Франции по представлению министра юстиции (при этом обязательно учитывается мнение Высшего Совета Магистратуры) сроком на 3 года, который впоследствии может быть продлен. Статус следственного судьи не дает права на несменяемость. Даже до истечения срока он может быть освобожден от своих обязанностей Декретом Президента. Однако на статусе магистрата это не сказывается, то есть бывший следственный судья становится просто членом трибунала большой инстанции.

Основополагающей нормой, регулирующей деятельность следственного судьи, является ч. I ст. 81 УПК Франции, где сказано, что он «вправе совершать любое следственное действие, которое сочтет необходимым, в целях установления истины». Поэтому перечень следственных действий, указанных в УПК, не является исчерпывающим. Согласно ст.72 УПК Франции, следственный судья вправе осуществлять любые действия судебной полиции во время дознания очевидных преступлений (проступков). Более того, «прибытие на место» следственного судьи лишает полномочий не только судебную полицию, но и прокурора. Процессуальные функции следственного судьи во время дознания практически аналогичны функциям прокурора Французской Республики. В связи с этим следует согласиться с мнением Л.В. Головко, который в частности отмечает: «Следственный судья крайне редко ведёт дознание, поэтому ст.72 УПК Франции давно устарела и требует отмены23».

Органом предварительного следствия второй инстанции является во Франции обвинительная камера. С организационной точки зрения она входит в состав апелляционного суда (ч. 1 ст. 191 УПК Франции), который состоит из председателя и двух советников (conseillers). Согласно ч. III ст. 191 УПК Франции в редакции закона от 30 декабря 1987 г., председатель обвинительной камеры назначается Декретом Президента после согласования вопроса с Высшим Советом Магистратуры. Советники ежегодно назначаются на должность Генеральной Ассамблеей апелляционного суда из числа членов суда. Заседания обвинительной камеры должны проводиться не реже одного раза в неделю по требованию председателя или по просьбе Генерального прокурора (ст. 193 УПК Франции).

УПК Франции наделяет председателя обвинительной камеры особыми правами (ст. 219-223 УПК Франции). Его права ограничены «только надзорными полномочиями», так как он не вправе вмешиваться в деятельность следственного судьи и предписывать ему те или иные действия (ст. 220 УПК Франции). Функции обвинительной камеры апелляционного суда как органа предварительного следствия II инстанции состоят в следующем: 1) ревизия на предание суду; 2) рассмотрение жалоб на юрисдикционные постановления следственного судьи; 3) признание недействительными актов предварительного следствия.

Функция ревизии и предания суду, по уголовному законодательству Франции, выражается в следующем: во-первых, Генеральный прокурор, получив соответствующее постановление следственного судьи по окончании предварительного следствия I инстанции, направляет дело в обвинительную камеру (ст. 181 УПК Франции). Во-вторых, Генеральный прокурор вправе изъять дело, направленное следственным судьей в полицейский или исправительный трибунал, и передать его в обвинительную камеру для переквалификации на преступление и предания суду ассизов (ст. 195 УПК Франции). В-третьих, уже прекращенное обвинительной камерой дело может быть вновь переадресовано туда Генеральным прокурором при появлении новых обстоятельств (ст. 196 УПК Франции). Четвертое основание принятия дела к производству обвинительной камерой в порядке ревизии с последующим преданием суду было введено законом от 30 декабря 1987 года (ст. 221 УПК Франции). Если в течение четырех месяцев следственный судья не совершил ни одного процессуального действия, председатель обвинительной камеры вправе изъять у него дело и передать его в обвинительную камеру для продолжения и окончания предварительного следствия. Предание суду, разумеется, будет произведено в том случае, когда обвинительная камера придет к выводу о виновности какого-либо лица в совершении преступления.

В порядке рассмотрения жалоб на постановления следственного судьи обвинительная камера принимает дело к производству по инициативе сторон: прокурора, обвиняемого, потерпевшего. Прокурор вправе обжаловать любое постановление следственного судьи в пятидневный срок после ознакомления с ним (ст. 185 УПК Франции). Обвиняемый и потерпевший могут принести жалобу только на юрисдикционные постановления, причем последний обжалует лишь решения об отказе в уголовном преследовании, о прекращении дела и решения, относящиеся к его гражданско-правовым интересам. Срок обжалования для указанных лиц составляет десять дней с момента ознакомления с постановлением.

Все жалобы подаются в устной форме секретарю апелляционного суда. Лишь лицо, заключенное под стражу, составляет жалобу в письменной форме и направляет ее в суд через начальника места заключения. Следует отметить, что уголовное дело всегда ведется следственным судьей в двух экземплярах, поэтому при обжаловании один экземпляр остается у следственного судьи, а другой направляется в обвинительную камеру.

Третье полномочие обвинительной камеры во время предварительного следствия заключается в возможности признать любой акт следственного судьи недействительным. До реформы уголовного законодательства Франции 1993 г. направлять дело в обвинительную камеру для решения вопроса о недействительности того или иного акта могли лишь следственный судья и прокурор. Обвиняемый и потерпевший были вправе лишь ходатайствовать об этом. Даже в случае обжалования юрисдикционных постановлений обвинительная камера могла только отменять их, но не могла при этом признать какой-либо акт недействительным без соблюдения указанной процедуры. Поправки в УПК Франции 1993 года предоставили сторонам возможность самостоятельно ставить вопрос перед обвинительной камерой о недействительности актов предварительного следствия. Несомненно, что это нововедение стало важным этапом укрепления состязательных начал предварительного следствия. Обвинительная камера по каждому поступившему на её рассмотрение уголовному делу может вынести постановление о дополнительном расследовании (если проведенное следствие она признает неполным) или постановление об окончании дела. Обвинительная камера также имеет право определять подследственность конкретного уголовного дела (ст. 231-214 УПК Франции), право временного освобождения обвиняемого из - под стражи, право наложения дисциплинарных взысканий на следственных судей, должностных лиц судебной полиции, а также гражданских и военных чиновников, осуществляющих следственное действие (ст. 224 УПК Франции). Согласно ст. 192 УПК Франции, «функции прокуратуры при обвинительной камере выполняет Генеральный прокурор». Он получает уголовное дело, направленное во II-ю инстанцию по любому основанию, и в течение десяти дней передает его в обвинительную камеру (в случае обжалования заключения под стражу - в течение 24 часов). После чего Генеральный прокурор обязан уведомить стороны о дне слушания там дела. Последние вправе знакомиться со всеми материалами. Следует отметить, что любое решение обвинительной камеры оформляется постановлением. Единственным допустимым способом их обжалования является классическая кассация, которая может быть подана в единственный орган - Кассационный суд.

Говоря о близкой нам, а по существу схожей уголовно-правовой системе Российской Федерации, можно в общем перечислить полномочия следователя, закрепленные в УПК РФ. Так, согласно ст. 38 УПК, следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного отдела для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за ислючением случаев, когда требуется получение:

а) судебного решения, затрагивающего конституционные права граждан:

- об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

- домашнего ареста, залога;

- о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста, залога;

- о временном отстранении подозреваемого или обви-няемого от должности;

- о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

- о производстве личного обыска (за исключением случаев задержания лица или заключения его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела);

- о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

- о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

- о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях:

- о реализации или об уничтожении отдельных вещественных доказательств;

- о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

- о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;

б) согласия руководителя следственного органана на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

4) давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставлении обвинительного заключения и устранении выявленных недостатков;

6) осушествлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Как показывает анализ действующего уголовно- процессуального законодательства России, оно существенно укрепило самостоятельность следователя в его взаимоотно-шениях с надзирающим прокурором. Так, прокурор в период расследования вправе давать следователю указания только по вопросам, перечисленным в ч. 3 ст. 38 УПК РФ – об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. В случае же несогласия с этими требованиями прокурора, следователь обязан представить письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

В то же время УПК РФ ограничивает самостоятельность следователя при совершении отдельных следственных действий, которые он может проводить с согласия или по указанию руководителя следственного органа:

- о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий;

- о привлечении лица в качестве обвиняемого;

- об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения;

- о квалификации преступления и об объеме обвинения;

- проводить совместную проверку сообщения о преступлении;

- лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства; - о прекращении производства по уголовному делу.

Кроме того, следователь также осуществляет реабилитацию лиц, незаконно привлечённых к уголовной ответственности, и возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, в случаях прекращения уголовного дела.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в мире существуют две основные системы уголовного процесса: романо-германский и англосаксонский. Основным различием между ними является преобладающее значение в уголовно-процессуальном праве либо законодательства, либо судебной практики. Несмотря на это, наблюдается тенденция сближения этих правовых систем. Если в романо-германском праве возрастает нормотворческая роль судебной практики, то в странах англосаксонской системы все большее развитие получает законодательство. В том и другом случае они основаны на доказательствах и состязательном процессе, где ведущую роль в предварительной подготовке процессуальных документов уголовного преследования играет следователь.

Выводы по второй главе

Исследования, проведенные по проблемам взаимообусловленности полномочий и функций следователя в уголовном процессе, позволяют сделать следующие выводы:

- процессуальная самостоятельность следователя будет обеспечена, если в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Таджикистан будет конкретно предусмотрен перечень исчерпывающих вопросов, по которым следователю могут быть даны обязательные для исполнения указания;

- анализ внутренней структуры функций следователя показывает, что они отражают основные направления деятель-ности следователя и являются связующим звеном между его задачами и полномочиями; деятельность следователя не может быть ограничена только обвинением, преследованием, расследованием, ибо следователь осуществляет также функции защиты, профилактики преступлений, возмещения материального ущерба;

- осознание и уяснение всех функции следователя может обеспечить всесторонность и объективность установления истины по уголовному делу, а также правосудия - с одной стороны, а с другой - повышает чувство процессуальной ответственности;

- учет положительного опыта следственной деятельности зарубежных стран способствует разработке собственной модели следственно-оперативной деятельности на базе сочетания мирового опыта и социально-экономических условий страны.


1 См.: Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. - М., 2001. – С. 402.

2 См.: Головко Л.В. Реформа уголовного судопроизводства Англии // Государство и право. – М., 1996. - № 8. - С. 129.

3 См.: Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. - М., 2001. – С. 403.

4 См.: Уайнреб Л. Отказ от правосудия. Уголовный процесс США. - М.,1985. -С.115-131; Гесснер Р., Херцог У. За фасадом права. - М., 1990. -С.79-106.

5 См.: Божьев В.П. Уголовный процесс. - М., 2004. –С.633.

6 См.: Уолкер Р. Английская судебная система. - М.: Юридическая литература, 1980. - С. 45.

7 См.: Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. - М., 2001. – С. 405.

8 Следует отметить также два органа расследования, имеющих весьма узкую компетенцию. Первый орган именуется директор публичных преследований. В его распоряжении имеется небольшой штат сотрудников, которые расследуют некоторые тяжкие преступления. Другим органом являются коронеры - лица, выполняющие специфическую функцию, которые назначаются местными властями для расследования насильственных преступлений или неожиданной смерти.

9 См.: Божьев В.П. Уголовный процесс. - М., 2004. – С. 635.

10 См.: Махов В.Н., Пешков М.А. Уголовный процесс США. - М., 1998. - С.55.

11 Подробнее см.: Гуценко К.Ф. Основы уголовного процесса США. - М., 1993. – С. 10-17.

12 Следует отметить, что в ряде штатов США расследование отдельных видов тяжких преступлений возложено на Большое жюри присяжных (например, в штате Огайо им расследуются дела об убийствах); в некоторых штатах сохранились коронеры, например, в Нью-Йорке, для расследования причин насильственной смерти. В некоторых штатах Большое жюри собирается по всем видам преступлений, а не только по тяжким. Почти в половине штатов США обвиняемому предоставляется выбор между Большим жюри и магистратом.

13 См.: Михайловская И. Реакционная сущность закона о контроле над преступностью в США //Социалистическая законность. – М., 1970. - № 1. – С.76.

14 См.: Амбасса Л.Ш. Организация предварительного следствия во Франции на современном этапе //Государство и право. – М., 1999. - № 1. – С. 109.

15 См.: Боботов С.В. Правосудие во Франции. - М., 1994. – С. 131-132.

16 О. Denis, L'enquete preliminaire. Etude theorique et pratique. – Paris, 1974. р.14.

17 J-Cl. Soyer. Droit penal et procedure penale. -Paris, 1992. р. 246

18 Лубенский А.И. Предварительное расследование по законодательству капиталис-тических государств. - М., 1977. -С.8.

19 В литературе данный аспект иногда рассматривается как административный, имеющий, однако, определенное процессуальное значение. (См.: Головко Л.В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. - М., 1995.-С.13.)

20 См.: Гуценко К.Ф., Головко. К.Ф., Филимонов Б.А. Уголовный процесс западных государств.- М., 2001. – С. 308-315.

21 См.: Головко Л.В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. – М., 1995. - С. 26.

22Там же. - С. 26.

23 Головко Л.В. Указ. соч. - С. 25.







Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz