Уголовный процесс |
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта |
---|
Александров А.С. Диспозитивность в уголовном процессе. Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 1997. – 209 с.9. Субъекты диспозитивности в уголовном процессе
Как уже отмечалось вопрос о субъектах диспозитивности в уголовном процессе представляется крайне важным. И это не только мое мнение. Некоторые авторы вообще определяют диспозитивность как "такое положение гражданского процесса, в силу которого определяется круг лиц, обладающих правом возбуждения, движения и окончания процесса". [1] В современной теории гражданского процесса некоторые ученые считают, что субъектами диспозитивности являются все лица, участвующие в деле. [2] Другие полагают, что принцип диспозитивности распространяется на действия суда, сторон, третьих лиц, заявителей и заинтересованных лиц, в том числе прокурора, органа государственного управления. [3] Третьи исходят из того, что субъектами диспозитивности являются только стороны, так как сущность ее состоит в их праве распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, в то время как объём прав других лиц, участвующих в деле значительно уже: они не могут распоряжаться материальными правами. [4] Эта точка зрения представляется наиболее соответствующей задаче построения состязательной модели процесса. В этом плане именно применительно к сторонам следует говорить о наличии у них материальной и формальной диспозитивности, причем в значении воздействия на возникновение, развитие и прекращение процесса. Являвшееся ранее традиционным для советской науки гражданского процесса включение в состав диспозитивности активности суда [5] в настоящее время подвергается критике по той причине, что сменились шкала правовых ценностей, в том числе и непосредственно в законодательстве и правоприменительной практике. [6] Совершенно правильно в инициативе судебных органов усматривается проявление публичности, принципа противоположного диспозитивности. [7] Многие авторы прямо делают вывод о том, что активность суда по установлению объективной истины есть как раз ограничение диспозитивности сторон. [8] Полагаю, что в уголовном судопроизводстве субъектами диспозитивности также являются только стороны: сторона обвинения и сторона защиты. К настоящему времени в уголовно-процессуальной науке сложилось общая точка зрения на то, что диспозитивные правомочия существуют только у участников процесса, имеющих в деле свой признанный законом интерес, т.е. у частных лиц. Потерпевший, обвиняемый, гражданский истец и гражданский ответчик в той или иной мере обладают свободой распоряжения своими материальными и процессуальными правами. [9] Мы разделяем такой подход, но только с тем существенным уточнением, что наличие диспозитивных правомочий у субъектов уголовно-процессуальной деятельности увязывается нами с состязательной формой, при которой отношения между участниками процесса, выступающими в качестве сторон, опосредуются судом. Среди рассматриваемой группы участников уголовного судопроизводства, имеющими в деле признанный законом интерес, особенно важным для нас является правовой статус как субъекта диспозитивности потерпевшего в связи с тем, что именно потерпевший выступает на стороне обвинения. Представление об уголовном процессе как публичном праве в некоторой степени оставляет в тени этого участника уголовно-процессуальной деятельности. В то время как "правовое развитие современных цивилизованных народов идет в сторону всё большего и большего признания самостоятельной ценности за человеческой личностью и ее существенными интересами" [10] и поэтому требует особенного внимания к правовому статусу потерпевшего от преступления. Невозможно отрицать, что в результате совершения преступления с материальным составом причиняется вред конкретным юридическим или физическим лицам. Поэтому, оставаясь в рамках нашей правовой системы, классическое представление о материальном уголовно-правовом отношении, как отношении между государством и лицом, совершившим преступление, следует дополнить вторым. А именно : преступление порождает две независимые правовые связи: государство - преступник, потерпевший - преступник. Если обратиться к последнему отношению, то видно, что у потерпевшего, чье субъективное материальное право было нарушено преступлением, должно быть субъективное публичное право на уголовный иск. Это вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод." Независимо от того какое частное материальное субъективное право индивидуума было нарушено, принимает ли публичная власть меры к публичному уголовному преследованию правонарушителя и восстановлению нарушенного правового состояния, потерпевший должен иметь право самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. В случае отказа или прекращения исполнительной властью уголовного преследования потерпевший также должен иметь возможность поддерживать свой уголовный иск. В идеале потерпевший должен являться субъектом материальной диспозитивности. И, по крайней мере, его воля при распоряжении правом на публичный уголовный иск со стороны исполнительной власти должна каким-то образом учитываться последней. Можно полагать, что право на уголовный иск потерпевшего и право на уголовный иск исполнительной власти конкурируют между собой как проявления противоречий частного и публичного начал в уголовном судопроизводстве. И от того, защите какого интереса отдает предпочтение законодатель, зависит формирование вида уголовного процесса. В состязательном процессе публичный обвинитель является "осколком понятия потерпевшего", выделившегося из него с единственной целью оказания помощи последнему со стороны общества в процессе. [11] В нашем смешанном уголовном судопроизводстве главное значение имеет субъективное публичное право на иск прокурора, но существует и определенное признание прав потерпевшего на самостоятельную исковую форму защиты своих интересов. Последние занимают, за исключением дел частного и частно-публичного обвинения, вторичное, производное положение по отношению к государственному уголовному иску. В качестве очередного шага в расширении прав личности в уголовном процессе целесообразно по делам публичного обвинения расширить права потерпевшего на исковую защиту своих прав, придать им большую независимость от публичного уголовного иска. Цели у этих исков могут быть совершенно разными, поэтому ни одним из них не следует пренебрегать. Более того, следует согласиться с мыслью, что в деле охраны того или иного объекта законодатель руководствуется чисто практическими соображениями с формальной же точки зрения объектом каждого преступления являются чьи-либо субъективные права. [12] Проблема, таким образом, видится в наиболее целесообразном построении соотношения публичного и частного уголовных преследований. Наиболее сложным является вопрос о наличии диспозитивных правомочий у должностных лиц государственных органов участвующих в уголовном процессе, полагаемых в виде стороны обвинения. Ряд процессуалистов признают субъектами диспозитивности должностных лиц публичных органов. [13] Однако такая позиция у большинства ученых не находит поддержки, поскольку она противоречит общепризнанному мнению, унаследованному из дореволюционной литературы, о том, что права государственным органам предоставляются для осуществления их обязанностей, поэтому они не вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, так как у них нет своего собственного интереса в деле, но только публичный долг. [14] Полагаем, что подобный взгляд неизбежно приводить к традиционному публично-правовому представлению о государстве как субъекте основного уголовно-процессуального отношения. Разобраться в этой проблеме действительно трудно, ибо по замечанию И.В. Михайловского": ...здесь дело в высшей степени затемнено тем, что стороною является само государство". [15] Как уже отмечалось, согласно классической публично-правовой теории, субъектами уголовно-процессуального отношения являются государство и индивидуум. [16] Большинство ученых, разделявших эту точку зрения, полагали, что центральным в уголовном судопроизводстве является сложное двустороннее развивающееся отношение между обвиняемым и государственной властью, представленной судом и обвинителем. [17] Соответственно, носителями субъективных публичных прав являются государство как юридическое лицо и обвиняемый. Государство и его органы представляют единое целое. Поэтому публичные органы, участвующие в уголовном процессе, только представляют государство, но сами носителями субъективных публичных прав не являются. Поэтому и субъектами диспозитивности не могут быть. Еллинек писал:" Возможен спор в форме судебного процесса и государство может формально признать за своими органами роль сторон в процессе. Но вследствие этого органы никогда еще не делаются лицами. Это всегда споры о компетенции об объективном, а не субъективном праве". [18] Убеждение в "неустранимости представления"3 о государстве как субъекте всех уголовно-процессуальных отношений ведет в, конечном итоге, к представлению об односторонне обязывающем характере уголовно-процессуальных отношений. [19] Однако, в целом, в советской науке уголовного процесса утвердилось воззрение, что субъекты правоотношений обладают как процессуальными обязанностями, так и правами. Вместе с тем, имеет место представление о неравенстве субъектов уголовно-процессуальных отношений, в которых публичные органы, "ведущие процесс", занимают господствующее положение по отношению к частным лицам. Отсюда признание государственновластного характера уголовно-процессуальных отношений, отношений юридического неравенства. [20] Далее, из этого вытекает, что права, имеющиеся у должностных лиц государственных органов, есть одновременно и их обязанности. Строгович М.С. писал": В любом уголовно-процессуальном отношении орган государства... выполняет свои государственные обязанности, возложенные на него законом. Для выполнения своих государственных обязанностей, то есть обязанностей перед государством, следователь, прокурор и суд наделяются соответствующим правом, которое они осуществляют в данном конкретном процессуальном отношении". [21] Естественно, что при таком подходе исключается постановка вопроса о наличии диспозитивности у должностных лиц государственных органов, за отсутствием самого понятия субъективного публичного права. Думается, что рассмотрение конкретного уголовно-процессуального отношения требует формального разграничения прав и обязанностей. Должностное лицо, находящееся в правоотношении с другим участником процесса, имеет определенное право. И это право только таковым и является в данном правоотношении. Чтобы представить его в качестве обязанности нужно рассматривать его уже в срезе другого правоотношения, но не смешивать право и обязанность. [22] На необходимость формального разграничения процессуальных прав и обязанностей указывается сегодня многими учеными. [23] Представители либеральной теории "юридического отношения" утверждали, что в уголовном судопроизводстве участвуют суд, обвинитель, но не само государство. Так, Н.Н. Розин писал": ... легче и проще говорить не о государстве, а о суде как субъекте процессуального отношения". [24] Г.С. Фельдштейн также пришел к выводу, что в отношении уголовно-процессуальном роль представителя государства "ничем не отличается от положения лица". [25] Попытка теоретическое обоснование наличия у должностных лиц органов государства субъективных публичных прав была предпринята рядом русских ученых. В частности, Н.И. Лазаревский выдвинул положение, что должностные лица суть субъекты права, а государство как правительство есть простая совокупность субъектов, но не субъект. [26] А.И. Елистратов доказывал, что носителями субъективных публичных прав являются именно органы, а не само государство, как юридическое лицо. Он полагал, что контрагентом частного лица в публично-правовом отношении является должностное лицо, "обыкновенный человек со всеми человеческими свойствами и со всеми человеческими несовершенствами", [27] а не абстрактное государство. При этом справедливо указывалось, что индивидуализация субъектов публично-правовых отношений внесет необходимую определенность в публично-правовые отношения. [28] Эта индивидуализация субъектов основного уголовно-процессуального отношения позволяет противопоставить гражданам, вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства, не государство, а равноправного контрагента в лице соответствующего должностного лица публичных органов. При этом, подразумевая под субъективными публичными правами просто меру возможного поведения (как это делает советская теория права), можно, сняв противоречие между субъективными частными и публичными правами, [29] теоретически предположить о возможности наличия диспозитивности у должностного лица, являющегося стороной обвинения - прокурора. Советская наука уголовного и уголовно-процессуального права, по моему мнению, проявила непоследовательность в решении вопроса о том, кто противостоит индивидууму в публично-правовых отношениях. В уголовно-правовых отношениях большинство исследователей таковым считало государство, в то время как в уголовно-процессуальных - конкретный государственный орган. Строгович М.С. полагал, что в уголовном законе всегда выражается отношение именно государства, а не его отдельных органов к лицу, совершившему преступление. Между следователем и обвиняемым, между судом и подсудимым существует не уголовно-правовое отношение, а уголовно-процессуальное отношение. [30] Элькинд П.С. утверждала, что, отнюдь не противопоставляя государство его органам, следует признать, что субъектом публичного права (обязанности) на наказание является государство в целом, в то время как субъектом уголовно-процессуального отношения является его конкретный орган. [31] Более последовательной в смысле обоснования идеи о наличии правового статуса стороны в деле у государственных органов, по-видимому, является позиция В.Г. Смирнова, который отмечал, что персонификация и установление конкретных прав и обязанностей сторон уголовно-правового отношения осуществляется путем издания актов о применении права. При этом возникают первоначально уголовно-процессуальные отношения, направленные на установление прежде всего признаков юридического факта уголовно-правового отношения, а затем уже, после вступления в силу обвинительного приговора суда, и собственно уголовно-правовые отношения. Субъектами уголовно-правового отношения являются, с одной стороны, осужденный, а с другой стороны, либо суд, либо государственные органы, ведающие исполнением наказания. [32] Эта точка зрения перекликается с воззрениями сторонников теории процесса как юридического отношения, которые в определенной мере повлияли и на их оппонента- Люблинского, что отразилось в его высказывании о том, что": Карательного полномочия государства до судебного приговора не существует. Судебный приговор, как юридический факт, порождает его...если иметь ввиду карательное право, как абстрактную возможность, то оно всегда присуще государству, по отношению же к данному, конкретному лицу это право возникает лишь тогда, когда виновность этого лица констатирована, то есть после судебного приговора." [33] Придерживающаяся либеральных воззрений Е.Б. Мизулина также полагает, что обвинение противостоит наказанию, не отрицает и не обуславливает его необходимости, оно есть то, что дозволено государству помимо суда. [34] В свете приведенных соображений, думается, можно предположить, что после совершения преступления у государства возникает абстрактно-потенциальное право на наказание преступника, поскольку его законодательная власть запретила это деяние законом под угрозой наказания. Но это право есть "право в себе". Оно существует только как абстрактная возможность. Можно сказать, что есть уже связь между государством и преступником, но это скрытая связь, как предпосылка для правовой (но никак не властеотношение между государством и лицом, совершившим преступление, как полагал В.Г. Смирнов). [35] Эта связь находится в сфере потенциальных правовых возможностей, но не правовых реалий и ее вполне допустимо охарактеризовать как дух права, но не само право. Другими словами, совершение преступления не есть юридический факт ни для возникновения уголовно-правовых, ни уголовно-процессуальных отношений, пока государство в лице его компетентных органов не осведомлено о факте преступления. Ведь возможно, что преступление останется латентным и не войдет в правовую сферу. [36] Кроме того, прокурор (частный обвинитель) может и не добиться в успеха в своей обвинительной деятельности; лицо, совершившее преступление, будет оправдано в суде. Уголовно-правовое отношение не возникнет и в данном случае. Следует иметь в виду и теоретическую необходимость объяснения таких процессуальных феноменов, как предоставления виновному юридического иммунитета со стороны органов публичного обвинения, а также, так называемую, "сделку о признании", отказ в возбуждении или прекращение публичного уголовного преследования по мотивам целесообразности. Существование подобных процессуальных феноменов невозможно допустить, если признавать совершение преступления юридическим фактом, производящим уголовно-правовое отношение. С другой стороны, прокурором может быть предъявлен уголовный иск к лицу, несовершавшему никакого преступления. В любом случае уголовный приговор производит право государства на наказание как конкретное притязание исполнительной власти к конкретному лицу. Приговор суда основывается на доказательственной основе, установленной в ходе судопроизводства и лишь опосредствованно связан с внепроцессуальным составом. Утверждение суда о наличии уголовно-правовой связи между государством и преступником есть итог познания права самим себя, утверждения его как всеобщего. Процесс самопознания права слагается из различных этапов. Каждый из этапов имеет свое содержание, своих субъектов познания. Это обусловлено следующим. Для того, чтобы абстрактное право познало себя и стало конкретным , очевидным для нас, то есть стало реальным правом, необходимо, чтобы оно развернулось в конкретно-актуальные правомочия притязания. В силу разделения властей, эти полномочия сосредотачиваются не у какого-то одного государственного органа, выступающего от имени всего государства как юридического лица, а у различных государственных органов. Субъективное право на иск есть у прокурора, притязание на исполнение наказание - у органов, исполняющих наказание, суд - обвинительным приговором конституирует правопритязание на наказание. При этом исполнительная власть активна, суд - пассивен. Суд не является субъектом диспозитивности. Органы, исполняющие наказание, не могут рассматриваться в виде стороны в процессе и, соответственно, также не обладают диспозитивными правомочиями. Остаются должностные лица публичных органов, которые должны выполнять в судопроизводстве функцию обвинения, то есть прокуроры, следователи, дознаватели. Но и они не все являются субьектами диспозитивности. Рассмотрим прежде всего правовое положение прокурора. Как уже отмечалось, субъектами процессуальных прав, а, следовательно, и диспозитивности, правильнее было бы считать конкретных должностных лиц, т.е. прокурора, поддерживающего в деле государственное обвинение. В советской литературе именно в таком направлении решал эту проблему И.Д. Перлов, писавший, что "ни при каких условиях вышестоящий прокурор не вправе понудить нижестоящего прокурора разделить его позицию." [37] Он аргументировал это тем, что принцип централизации органов прокуратуры не может вытеснить принципа оценки доказательств по собственному внутреннему убеждению прокурором, участвующим в деле. [38] Следует полагать, что субъективное публичное право на уголовный иск принадлежит именно данному, конкретному прокурору, участвующему в процессе, но не прокуратуре. Уголовный иск есть субъективное утверждение, устанавливающее связь между правонарушением, как деянием, и известным лицом, как деятелем. [39] И.Я. Фойницкий писал": задача, преследуемая сторонами в процессе, состоит в том, чтобы склонить суд признать утверждаемую им, пока только субъективную истину истиною объективной". [40] Субъективное утверждение перед судом виновности определенного лица только тогда является уголовным иском, когда приводит в движение процесс. [41] Однако решение вопроса о том является ли субъективное публичное право прокурора на уголовный иск диспозитивным зависит от решения вопроса о том, что является основанием уголовного иска. Если полагать, как Н.Н. Полянский, что ближайшим основанием уголовного иска является право государства на наказание (действительно существующее или приписываемое государству его органом), то по отношению к каждому отдельному лицу и в каждом отдельном случае право на иск возникает вследствие совершения данным лицом преступления. [42] Следовательно, необходимо согласиться с мнением Г.С. Фельдштейна, что представитель публичного обвинения, являющийся носителем права на иск, не свободен в распоряжении правом на иск. При таких условиях отказ от уголовного иска прокурора возможен только тогда, когда для обвинения не существует фактической почвы. [43] Но возможно и другое решение этой проблемы. Если исходить из того, что право на иск не задано материальным правом на наказание государства, возникшим после совершения преступления, то получается, что свобода распоряжения уголовным иском для обвинителя находит свое ограничение только в свободе его контрагента по процессуальному отношению. Прокурор свободен в распоряжении своим субъективным правом на иск и следовательно является субъектом диспозитивности. По-видимому, основанием уголовного иска является не право государства на наказание, а обвинительный доказательственный материал, подтверждающий иск. А.Х. Гольмстен отмечал": ...по отношению к гражданскому процессу главным основанием является предъявление иска... Это основание является таковым в центральном, главном правоотношении." [44] Разделяю мнение о том, что правом на уголовный иск завязывается уголовно-процессуальное отношение. Обвинение является основой уголовно-процессуальной деятельности. Хотя право уголовного иска, как и весь уголовный процесс, принципиально служат для осуществления карательного права, однако оно не опирается на карательное право, как свое предположение и еще менее может быть рассмотрено как практическая сторона этого права. Право уголовного иска направлено не против виновного, а против обвиняемого. Предположение процесса есть утверждение виновности и засвидетельствование этого утверждения, а не действительная вина, между тем как единственным предположением карательного права (и, следовательно, уголовно-правового отношения) есть преступление. [45] Состязательный процесс - это борьба, исход которой непредсказуем. Он развивается благодаря воле и энергии обвинителя (частного или публичного) в поддержании обвинения. Ход процесса осложнен многими непрогнозируемыми субъективными факторами (умонастроение присяжных, например). Отнюдь не всегда, даже при наличии (и даже очевидности) абстрактно-потенциального права государства на наказание данного лица, совершившего преступление, государственный обвинитель добивается успеха в опровержении презумпции невиновности. В процессе принимают участие на противоположных сторонах конкретные живые люди, которые действуют, принимают решения, сообразуясь со сложившейся судебной обстановкой, по своему внутреннему убеждению, целесообразно. Как писал Н.А. Гредескул": Роль процесса по отношению к праву состоит не в его защите или осуществлении, а в чисто интеллектуальном процессе распознавания права, причем не абстрактно, а конкретно - в обстановке и условиях частных случаев жизни, в которых право должно найти свое осуществление." [46] Состязательная процессуальная деятельность требует, чтобы субъективные публичные права, в том числе и право на уголовный иск, персонифицировались в их фактических обладателях в данном процессе. Публичный обвинитель в уголовном процессе несомненно защищает публичный интерес и действует не в своих личных интересах. Но еще правильнее было бы сказать, что он просто осуществляет обвинительную процессуальную функцию. Аналогичную по форме и противоположную по направленности функцию осуществляет сторона защиты. Стороны равноправны, поэтому должны обладать как одинаковыми "материальными" и "процессуальными" правами, так и свободой их распоряжения. Требование законности, преломляясь через внутреннее убеждение государственного обвинителя, принимает вид его субъективной воли, стремления достигнуть наиболее целесообразным путем целей обвинения. Если, например, прокурор, будучи стороной обвинения, должен подчиняться требованиям закона и претворять их в жизнь, то другие участники процесса могут руководствоваться соображениями, противоречащими закону. Поэтому закон не может предопределять исход состязательного процесса, который есть столкновение различных воль и интересов и утверждение права победившей стороны. Из того, что право на уголовный иск не детерминировано материальным правом, следует, что должностное лицо, обладающее этим правомочием не обязано как те, кто имеет правомочие на исполнение наказание, реализовывать его. Реализация права на иск в состязательном процессе определяется целесообразностью. Как отмечал Муравьев Н.В. прокурор, руководствуясь началом целесообразности, “в известных более или менее широких пределах свободно распоряжается преследованием и приводит в действие все нужные для него наступательные средства.” [47] Если прокурор не добился успеха в своей обвинительной деятельности, это надо воспринимать как факт, не допускающий в последующем ставить вопрос о праве (обязанности) государства на наказание. В любом случае, возбуждение уголовного преследования по тому же основанию должно быть поставлено в узкие пределы. В связи с этим, полагаем, что является несостоятельным один из доводов М.Л. Якуба против материальной диспозитивности прокурора, заключающийся в том, что прокурор, являясь субъектом материальной диспозитивности, должен обладать правом на отказ от уголовного иска и после приговора суда. [48] Публичный обвинитель не имеет правомочия наказания, он субъект искового права. С вынесением приговора право на иск прокурора исчерпывается, другим он не обладает и поэтому распоряжаться правом на наказание не может. Следовало бы также еще раз подчеркнуть значение субъективного характера публичного права на уголовный иск, принадлежащего прокурору. Потому, что, во-первых, это утверждение может быть ошибочным, как любое мнение частного лица, во-вторых, это утверждение одной из равных сторон и именно в качестве такового должно восприниматься судом; в-третьих, это право принадлежит конкретному человеку, хотя и должностному лицу, но конкретному человеку со свойственными ему как рациональными, так и иррациональными побуждениями. Таким образом, в состязательном уголовном судопроизводстве прокурор является субъектом материальной диспозитивности. Однако не столь однозначным будет вывод в отношении формальной диспозитивности, хотя процессуальные права, и прежде всего права по доказыванию, служат обеспечению, осуществлению права на иск в процессе. Как будет показано в дальнейшем, идея формальной диспозитивности в смешанной форме уголовного производства (которая дана нам в качестве реальности на ближайшую перспективу) по большей части реализована быть не может. В силу сложности, трудоемкости и ограниченности во времени производство обвинительной деятельности не может быть полностью возложено на одного прокурора. Среди органов исполнительной власти, осуществляющих правоохранительную деятельность, есть разделение труда. Реализацию права на уголовный иск в суде осуществляет прокурор, подготовительную часть обвинительной деятельности - "черновую" работу по подготовке обвинения осуществляют органы следствия и дознания под руководством прокурора. Они орудия прокурора, его помощники. Являясь подчиненными по отношению к прокурору, возглавляющему сторону обвинения, эти органы наделены процессуальными правами, делегированными им прокурором. Прокурор в любой момент предварительного расследования может вмешаться в осуществлении этих прав. [49] Поэтому у должностных лиц правоохранительных органов, поднадзорных прокурору, нет свободы распоряжения своими процессуальными правами. Естественно, что они не обладают правом на уголовный иск и субъектами диспозитивности они не могут быть. Итак, по нашему мнению, в современном уголовном судопроизводстве субъектами диспозитивности по делам публичного обвинения являются участники процесса, имеющие в деле признанный законом интерес, только на судебных стадиях, но не на предварительном расследовании (в качестве исключения можно назвать только ч. 1 ст. 220-1 УПК, предоставляющую во время предварительного расследования стороне защиты диспозитивное право на обжалование ареста в суд). Именно в таком смысле следует толковать нормы, регламентирующие процессуальные права обвиняемого и его защитника, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика, их представителей, которые предусмотрены ст. ст. 23, 46, 53-54, 185, 193, 200, 202, 204, 209, 280 ч. 3, 295, 297, 298, 337, 447, 448 УПК. [50] Должностные лица исполнительной власти не обладают диспозитивными правомочиями в следственном процессе. Однако с усилением состязательной формы можно ставить вопрос о наличии диспозитивных правомочий не только у стороны защиты, но и у прокурора. [51] По нашему мнению, в настоящее время как об в определенной мере диспозитивных следует говорить о правах прокурора, предусмотренных, например, ст. ст. 6-9, ч. 5 ст. 415, ст. 430 УПК. Таким образом, субъектами диспозитивности могут быть только стороны в уголовном судопроизводстве с более или менее развитой состязательной формой. В связи с вышеизложенным полагаю, что общее определение диспозитивности применительно к уголовному судопроизводству должно быть следующим: это право (свобода) сторон распоряжаться своими правами на уголовный иск и своими процессуальными правами. Говоря о распоряжении процессуальными правами, что составляет собственно формальную диспозитивность, невозможно совсем обойти вопроса о доказывании, осуществляемом в ходе уголовного судопроизводства. И хотя данная проблема - тема для особого разговора, тем не менее я посчитал нужным в общих чертах пояснить, что я понимаю под познанием в состязательном процессе, при этом особое внимание уделив понятиям оснований уголовного иска и цели доказывания, поскольку без них структурная модель диспозитивности была бы незавершенной. [1] Елисейкин П.Ф. Предмет, принципы и субъекты советского гражданско-процессуального права. Ярославль, 1974, с. 19. [2] Семенов В.М. Указ. автореф., с. 37; Поляков И.Н. Принципы диспозитивности в деятельности судебных и общественных юрисдикционных органов. // Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1977, с. 7; Ларин А.М. и Мельников А.А. //Глава 5 кн. Конституционные основы правосудия в СССР. М., 1981, c. 311, 312. [3] Боннер А.Т. Указ. соч., с. 36; Ванеева Л.А. Указ. соч., с. 104-105.; Учебник гражданского процесса. М., 1993, c. 54-55. [4] Орлова Л.М. Указ. соч., с. 37; Пятилетов И.М. Распоряжение сторон гражданскими материальными и процессуальными правами в суде первой инстанции. М., 1970, с. 6, 7. [5] См. напр.: Советский гражданский процесс (Под ред. Клейнмана А.Ф.)., М., 1954, с. 56; Гражданский процесс (Под ред. Абрамова С.Н.)., М., 1948, с. 32.; Юдельсон К.С. Проблема доказывания в советском гражданском процессе. М., 1950, с. 69; Боннер А.Т. Указ. соч. с. 42-45; Пятилетов И.М. Указ. соч., с. 7-8; Орлова Л.М. Указ. соч., с. 46. [6] Многослойная смысловая ткань современного уголовно-процессуального законодательства, где сосуществуют тексты статей в редакции Закона от 27.10.60 г. и новеллы, привнесенные Законом от 16.07.93 г., образует во многих случаях такого рода “конструктивную двусмысленность”, которую можно использовать в теоретических дискуссиях в качестве аргумента для отстаивания прямопротивоположных точек зрения. Думаю однако, правоприменитель в лице прежде всего Верховного Суда все больше склоняется (с оговорками и реверансами в сторону “объективной истины”) к позиции тех, кто считает, что активность суда несовместима с состязанием равноправных сторон. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 г. “О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия” п. 10 говорится:” При рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости...суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию доказательств.” В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.94 г. “О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных” п. 15 говорится:” Судам следует иметь в виду, что в отличии от общих правил уголовного судопроизводства суд присяжных не обязан по собственной инициативе собирать новые доказательства, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.” Под активностью суда, против которой мы возражаем, имеется ввиду его деятельность по формированию доказательственной базы в виде собирания новых доказательств, а если быть еще точнее, отыскание новых источников доказательств. В отношении же собранных сторонами и представленных в суд доказательств суд вправе распоряжаться по внутреннему убеждению вплоть до исключения из судебного разбирательства за недопустимостью. Таким образом, суд не вправе вовлекать в сферу судебного разбирательства по своей инициативе новые доказательства вопреки воле сторон, но вправе исключать их. [7] Бояринцев В.К. Указ. автореферат с. 12; Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М., 1982, с. 117-141; Поляков И.Н. Указ автореферат, с. 7; Сергунин А.К. Принудительное исполнение судебных решений в общем процессе реализации норм права. //Труды ВЮЗИ, т. 61., М., 1978, с. 95-96; Конституционные основы правосудия в СССР. М., 1981, с. 312. [8] Гершонов М.М. Основные принципы советского гражданского процессам Ученые записки Украинского института юридических наук, 1940, с. 24; Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1968, т. 1, с. 88; Конституционные основы правосудия в СССР, М., 1981, с. 312. [9] Курс советского уголовного процесса (Под ред. Бойкова А. Д. и Карпеца И.И.)., М., 1989, с. 66; Элькинд П.С. Сущность советского уголовно- процессуального права. Л., 1963, с. 40; Строгович М.С. Указ соч., с. 88, 89; Цыпкин А.Л. О диспозитивности в советском уголовном процессе. //Сов. государство и право. 1958, № 3, с. 130-132; Галкин Б.А. Советский уголовно-процессуальный закон. М., 1962, с. 65; Конституционные основы правосудия в СССР, М., 1982, с. 315. [10] Таубер Л.Я. Указ. соч., с. 361-362. [11] Фельдштейн Г.С. Указ. соч., с. 201. [12] Таубер Л.Я. Указ. соч., с. 25, 31-32. [13] Свистунова Т.В. Метод уголовно-процессуального регулирования и диспозитивность в уголовно-процессуальном праве.// Ученые записки ДГУ, Владивосток, 1973, т. 66, с. 68. [14] Бояринцев В.Н. Указ. автореферат, с. 12-13; см. также: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства, т. 1, с. 63-67; Рахунов Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности, с. 63, 64; Элькинд П.С. Указ. соч., с. 39-40. [15] Михайловский И.В. Основные принципы организации уголовного суда. Томск, 1905, с. 93. [16] См. напр.: Еллинек Г. Система субъективных публичных прав. Изд. 2-ое, М., 1918, с. 8; Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. Вып. 2, 1908, с. 81. [17] Полянский Н.Н. Очерки общей теории уголовного процесса. М., 1927, с. 104-105; См. также: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства, СПб., 1879, т. 1, с. 2; т. 2 , с. 2; Случевский В.К. Учебник русского уголовного процесса. СПб., 1913, с. 4, 486; Люблинский П.И. Новая теория уголовного процесса. //Журнал министерства юстиции, 1916, № 1, с. 78-79. [18] Еллинек Г. Общее учение о государстве. Изд. 2, пер. Гессена С.И., СПб., 1908, с. 413. 3 Полянский Н.Н. Указ. соч., с. 41. [19] Советский уголовный процесс (Под ред. Чельцова М.А.)., М., 1962, c. 21; Советский уголовный процесс (Под ред. Карева Д.С.)., М., 1956, с. 49; Полянский Н.Н. Вопросы теории советского уголовного процесса. М., 1956, c. 253. [20] См. напр.: Элькинд П.С. Указ.соч., с.70 и след.; Галкин Б.А. Советский уголовно-процессуальный закон. М., 1962, с. 98-99; Курс советского уголовного процесса. М., 1989, с. 64-65. [21] Строгович М.С. Указ. соч., т. 1, с. 33. Это утверждение перекликается с высказыванием Еллинека Г. почти столетней давности:" ... в деятельности каждого высшего органа есть свободный элемент, который мог быть выражен только в форме полномочия, но не обязанности. Тем не менее все эти права в действительности являются только управомочивающими обязанностями". См. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908, с. 413. Такое совпадение во взглядах авторов свидетельствует о консерватизме уголовно-процессуальной мысли. [22] Фельдштейн Г.С. отмечал", что выбором той или другой конструкции мы можем только разрешить вопрос в известной ограниченной области. Мы стремимся к решению вопроса не во всей полноте..., нельзя делать схему исчерпывающей; каждая конструкция до известной степени прагматична; она предназначена для определенной цели. Надо исходить из понятия относительности, когда мы говорим о понятиях юридических... И мы согласны, что право суда есть в то же время и его обязанность по отношению к другому целому; но мы можем игнорировать элемент обязанности, потому что это подымает вопрос о том, что суды, в свою очередь стоят в известной зависимости от государства". (См. Указ. соч., с. 200). Автор разделяет приведенную точку зрения как по существу, так и в том, что касается способа аргументации. [23] Галкин Б.А. Указ. соч., с.104; Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике. //Государство и право. 1994, № 1, с.28. [24] Розин Н.Н. К вопросу о новой теории уголовного процесса. //Журнал Министерства юстиции, 1914, № 2. [25] Фельдштейн Г.С. Указ. соч., с. 11. [26] Лазаревский Н.И. Русское государственное право., т.1, изд. 3-е, СПб., 1913, с. 57-59. [27] Елистратов А.И. Указ. соч., с. 17. [28] Елистратов А.И. Указ. соч. с. 18. [29] Михайловский И.В. отмечал, что только тогда, когда будет признано понятие субъективного права единое и для частного, и для публичного права будет равный спор между личностью и должностным лицом. (См. кн.: Михайловский И.В. Указ. соч., с. 7). [30] Строгович М.С. Указ. соч., с. 91-92. [31] Элькинд П.С. Указ. соч., с. 34-35. [32] Смирнов В.Г. Функции советского уголовного права. Л., 1965, с. 155-157. [33] Люблинский П.И. Новая теория уголовного процесса.(Оттиск.), СПб., 1916, с. 41. [34] Мизулина Е.Б. Указ. авторефарт, с. 18. [35] Смирнов В.Г. Указ. соч., с. 155-156. [36] Марцев А.И. указывает, что хотя совершение преступления и является основанием уголовно-правового отношения, тем не менее оно еще не свидетельствует о реальном возникновении такого отношения. Следовательно, уголовно-правовые отношения могут вообще не возникать. Например, при латентной преступности. (См. кн.: Марцев А.И. Уголовная ответственность как средство предупреждения преступности. Омск, 1980, с. 23; его же Преступление: сущность и содержание. Омск, 1986, с. 60. [37] Перлов И.Д. Надзорное производство в уголовном процессе. М., 1974, с. 57; его же Судебное следствие в советском уголовном процессе. М., 1955, с.103, 107. То, что приведенные слова следует истолковывать в указанном автором смысле подтверждается, в частности, в утверждением Темушкина О.П. в его статье "Кассационный протест прокурора как средство укрепления законности."//Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 18, М., 1973, с. 124. [38] Перлов И.Д. Указ. соч., с. 55-57. [39] Полянский Н.Н. Очерки общей теории уголовного процесса. М., 1927, с. 113, 116. [40] Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., т. 2, Изд. 1912 г., с.7; см. также: Случевский В.К. Указ. соч., с. 406; Строгович М.С. Природа советского уголовного процесса и принципы состязательности. М., 1939, с. 124. [41] Полянский Н.Н. Указ. соч., с.115. [42] Полянский Н.Н. Указ. соч., с. 124. [43] Фельдштейн Г.С. Указ. соч., с. 304-305. [44] Гольмстен А. Х. В защиту процессуальной теории Бюлова.//Журнал министерства юстиции, 1916, № 9, с. 323. [45] Полянский Н.Н. Спор о юридической природе уголовного процесса. //Юридический вестник. 1916, кн. 3, с. 84. [46] Гредескул Н.А. К учению об осуществлении права. Харьков, 1900, с. 43. [47] Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Пособие для прокурорской службы. М., 1889, т. 1, с. 14. [48] Якуб М.Л. Указ. соч., с. 147. [49] См. напр.: Люблинский П.И. Предварительное следствие (практический комментарий к УПК РСФСР), М., 1923, c. 3-4; Розин Н.Н. Указ. соч., с. 231, 412-414. Полянский отмечает": Предложение прокурора следователю произвести следствие есть ни что иное, как требование следователю проверить наличность оснований для предьявления иска. Следователь у нас не судья, а помошник прокурора." (См. кн.: Полянский Н.Н. Указ. соч., с. 69). [50] Согласно ст. 46 (части 1 и 2) Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу ст. 56 ( ч.3) Конституции РФ право на защиту не подлежит ограничению ни при каких условиях. Именно в таком смысле толкует нормы действующего уголовно-процессуального закона Конституционный Суд. В частности, в таких своих решениях, как в Постановлении от 13.11.95 г. “По делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 209 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан Р.Н. Салигуллиной и А.А. Апонасенко”, а также Постановление от 28.10.96 г.“по делу о проверке конституционности ст. 6 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина О.В Сушкова, Конституционный Суд разъяснил, что судебная защита распространяется на право по обжалованию постановления о прекращении уголовного дела. Очевидно тоже самое можно сказать и о всех других правах, закрепленных в перечисленных статьях УПК. Поэтому в свете решений Конституционного Суда эти права можно считать диспозитивными. Хотя доведенный до своего логического конца этот вывод по-видимому встречает возражения принципиального характера (или как выражается Конституционный Суд:”системного характера”), вызванные структурой современного позитивного уголовного процесса. В связи с этим у меня есть тема для обсуждения в Конституционном Суде: должен ли иметь обвиняемый право на обжалование в суде постановления о привлечении его в качестве обвиняемого. Ведь если следовать вышеуказанной логике, то можно. Но это повлечет принципиальное изменение процесса, когда предъявление обвинения действительно превратится в заявление уголовного иска в суд. [51] Следует признать, что несмотря на теоретическую приемлемость идеи диспозитивности для построении соответствующего публичного обвинения, существует определенная конструктивная несовместимость диспозитивности с должностным обвинением, которое более тяготеет к ей противоположному началу - принципу официальности. Возможно восприятие должностным обвинителем некоторых элементов диспозитивности, но трудно представить, чтобы оно полностью было организовано на этом принципе. Из этого следует, во-первых, необходимость различать публичное и должностное обвинение, а, во-вторых, по-видимому, в процессе с наиболее развитой состязательной формой должностное обвинение невозможно ( например, английский уголовный процесс). |
||
|