К оглавлению
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ НАУЧНЫЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Понятие взаимодействия в деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений
Понятие «взаимодействие» относится к основным философским категориям. Структуру общества, человеческое поведение и сознание определяет взаимодействие людей между собой и с миром. Взаимодействие носит объективный и универсальный характер. Им охвачены все формы бытия и формы их отражения. В силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Абсолютная же природа взаимодействия выражается в ограниченных, конечных формах, и в этом смысле оно относительно. Существует пространственно-временной предел, вне которого непосредственное взаимодействие данного объекта с другими отсутствует. Однако опосредованно они могут взаимодействовать со сколь угодно отдаленными объектами. Цепь взаимодействия нигде не оборвана, она не имеет ни начала, ни конца. Каждое явление лишь звено всеобщей цепи взаимодействия1.
Наиболее конкретно взаимодействие рассматривается в учении о причинности. Имея какой-либо ряд причин или действий, действие данной причины, данного явления, данного предмета на другой вызывает необходимо соответствующее обратное действие, изменяющее первый предмет. Порождая некоторое действие, причина изменяется сама, причинный ряд дает не одностороннюю обусловленность причинами результатов их действия, а всестороннее взаимодействие всех находящихся в причинном отношении элементов2.
На то же указывал в своем учении Гегель: «Ближайшим образом взаимодействие представляется взаимной причинностью предположенных, обуславливающих друг друга субстанций; каждая есть относительно другой одновременно и активная и пассивная субстанция»3.
Взаимодействие представляет собой двусторонний или многосторонний постоянный процесс, который и следует рассматривать со всех его сторон, не забывая при этом связи целого, чтобы не оказаться в плену односторонности метафизического мышления. Взаимодействие - одна из основных философских категорий, отражающая взаимное воздействие вещей друг на друга, их взаимопереход, порождение одним объектом другого. Это также и структурное понятие, когда взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности.
Более сложные формы взаимодействия характеризуют жизнь общества. По определению К. Маркса общество - это «продукт взаимодействия людей»4.
Категория взаимодействия является существенным методологическим принципом познания природных и общественных явлений. Чтобы действительно вскрыть суть объекта, необходимо выявить его закономерные взаимодействия. Без изучения взаимодействия в его общем и конкретном проявлении нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. «Ни один феномен не объясняется сам по себе и из самого себя»5. Любой объект может быть понят и определен лишь в системе отношений и взаимодействии с другими, окружающими явлениями, их частями, сторонами, свойствами. Познание вещей означает познание их взаимодействия, и само является результатом взаимодействия между субъектом и объектом. Взаимодействие не только исходный, но и конечный пункт познания6. «Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать»7.
Категория взаимодействия занимает фундаментальное место в концептуальном аппарате современного теоретического мышления.
Итак, взаимодействие в философском смысле есть категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимообусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи8.
Любое явление, каждый объект является системой, если его можно разбить определенным образом на взаимосвязанные и взаимодействующие части, или подсистемы. Последние, в свою очередь, можно попытаться разбить на связанные подсистемы второго уровня и т.д., пока мы не дойдем до уровня взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. На этом уровне подтверждается важность связей и взаимодействий между подсистемами и элементами. Связи и взаимодействия являются тем таинственным «нечто», которое исчезает при механическом разделении целого на части. Именно изучение связей и взаимодействий раскрывает нам тайны сложных систем.
Благодаря познанию связей, человек в состоянии понять сущность живого организма, человеческого общества, той или иной культуры, самого процесса мышления, сущности какой-либо деятельности, в том числе и противозаконной. Если разложить сложную систему на части, разъединив части и описав их порознь, то нельзя получить правильное понимание целого посредством простого суммирования описаний, так как при этом теряется информация о внутренних связях и взаимодействиях. Важное достоинство связей и взаимодействий заключается в том, что они могут применяться не только к стабильным и неизменным явлениям, но и к явлениям подвижным, изменяющимся.
К таким динамичным системам относятся наблюдаемая человеком Вселенная, человеческое общество, культура отдельного народа, человек, результаты его деятельности. Они находятся в постоянном развитии, внутри них могут исчезать и вновь возникать отдельные элементы и целые подсистемы, различные связи и взаимодействия.
Таким образом, очевидно, что взаимодействие является неотъемлемой частью любой системы и отражает её сущность. В.И. Даль определил рассматриваемое понятие как взаимное действие. «Взаимничать - соблюдать обоюдность, равные, взаимные действия и отношения»9. В соответствии с точным смыслом данного слова, взаимодействие толкуется как взаимная поддержка; взаимная связь явлений. В войсковом значении - как согласованные действия войск при выполнении боевой задачи10.
В определенном смысле данное понятие применимо и к деятельности правоохранительных органов, где взаимодействие органов предварительного следствия и дознания ОВД начало осуществляться еще с первых дней образования милиции.
Так, Декретом о суде № 2 было установлено, что следственная комиссия может обратиться за содействием как к Красной гвардии, так и к народной милиции. О праве обращения следственной комиссии за содействием к милиции говорится и в Положении о народном суде РСФСР от 30.11.1918г.11.
В инструкции об организации рабоче-крестьянской милиции указывалось, что к предмету ведения милиции относится выполнение поручений судебных и следственных органов по задержанию и доставке в суд или допросу обвиняемых, задержание подозреваемых в преступлениях и препровождение их в местные народные суды или следственные комиссии12.
Известно, что эффективность раскрытия и расследования преступлений в значительной степени зависит от слаженности, согласованности в деятельности следователя и органов, осуществляющих ОРД. В криминалистике такая согласованная по целям, задачам, силам, средствам, методам, месту и времени деятельность, в процессе предварительного расследования и установления истины по делу, получила название (взаимодействие». Многие ученые-криминалисты и практические работники в периодической и научной литературе обращаются к рассмотрению как самого термина «взаимодействие», так и принципов, этапов, форм и видов такой деятельности. При этом внимательное изучение работ, опубликованных по проблемам взаимодействия, свидетельствует о том, что единого подхода к пониманию этой деятельности в науке до настоящего времени не существует13.
В деятельности по раскрытию и расследованию преступлений часто возникает необходимость взаимодействия оперативного работника и следователя. Хотя понятие такого взаимодействия законодательно не закреплено,
совместная согласованная деятельность перечисленных субъектов регламентируется ведомственными инструкциями.
Взаимодействие следователя и оперативного работника заключается в их согласованной деятельности по обеспечению успешного раскрытия и расследования преступлений, осуществляемой каждой из сторон в рамках своей компетенции присущими ей средствами и методами. Хорошо налаженное и рациональное взаимодействие следователя с оперативным работником служит одним из важных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Известно, что следственные и оперативно-розыскные подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений, поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе14.
Подход к научному криминалистическому определению понятия «взаимодействие» различен. Так, В.Ф.Статкус рассматривает взаимодействие в широком смысле, как деловой контакт и согласованную работу различных подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступностью. В узком смысле - это отношения следователя и органа дознания, возникающие в процессе рассмотрения материала о совершенном преступлении или определенного уголовного дела, регулируемого уголовно-процессуальным законодательством или ведомственными актами15.
По мнению Н.П. Яблокова и В.В. Крылова, взаимодействие следователей с оперативно-розыскными органами - это основанная на законе и согласованная по всем принципиальным условиям деятельность указанных лиц и органов, направленная на раскрытие преступлений и решение всех остальных задач их расследования и предупреждения16.
Н.А. Бурнашев определяет взаимодействие как основанную на законе и подзаконных нормативных актах совместную или согласованную деятельность следователей с работниками уголовного розыска, а также сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений и других служб органов внутренних дел, осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений17.
И.Ф. Герасимовым и Е.В. Цыпленковой высказана точка зрения, согласно которой взаимодействие органов предварительного следствия и дознания - это основанное на законе правильное сочетание и эффективное использование полномочий и методов работы, присущих каждому из этих органов, направленное на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений18.
А.Я. Дубинский и Ю.И. Шостак рассматривают взаимодействие следователя и органа дознания, как основанную на законе согласованную по цели, месту и времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая выражается в наиболее целесообразном сочетании присущих этим органам средств и методов и направлена при организующей роли следователя на предупреждение, пресечение, раскрытие и всестороннее, полное и объективное расследование преступлений, производство которых отнесено к компетенции следователя19.
Р.С. Белкин определяет взаимодействие субъектов доказывания как одну из форм организации расследования преступлений, заключающуюся в основанном на законе сотрудничестве следователя с органом дознания, согласованным по целям, времени и месту, которое осуществляется в целях полного и быстрого раскрытия преступлений, всестороннего и объективного расследования уголовного дела и розыска скрывшихся преступников, похищенных ценностей и иных объектов, существенных для дела20.
Как видно, приведенные определения несколько отличаются друг от друга. Однако в них можно выделить то, что большинство авторов включает в понятие взаимодействия, а именно:
- соответствие требованиям закона, ведомственным нормативным актам;
- согласованность по времени, месту и различным иным условиям;
- осуществление совместной деятельности в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.
Уяснение сущности взаимоотношений следователя и органа дознания и обеспечение эффективности взаимодействия при расследовании преступлений составляют один из важнейших аспектов деятельности органов предварительного расследования.
Цели взаимодействия могут быть достигнуты наиболее полно тогда, когда соблюдаются выработанные теорией и практикой определенные условия, на которых строится совместная деятельность оперативного работника и следователя.
В организации взаимодействия находит выражение основная идея любой системы социального управления - обеспечение согласованности и единства функционирования отдельных элементов системы в процессе достижения общих целей. Взаимодействие основывается на взаимосвязи, предполагает совместную, согласованную деятельность элементов данной системы21.
Согласованность является основным признаком, указывающим на наличие взаимодействия. В работе она достигается посредством рационального сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разделение прав и обязанностей участников совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции и используя присущие ему средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.
Необходимо отметить, что существенным признаком взаимодействия также является то, что вопросы отношений власти и подчинения между субъектами отодвигаются на задний план и, как правило, играют второстепенную роль.
Говоря о взаимодействии оперативных подразделений и предварительного следствия, мы подразумеваем службы правоохранительных органов и конкретных их сотрудников, которые, в силу возложенных на них полномочий, контактируют между собой с целью раскрытия и расследования преступлений. Особого внимания заслуживает мнение Р.С. Белкина, который допускает, что следователь в процессе расследования может взаимодействовать не только с органами дознания, но и со специалистами, экспертами, иными органами и организациями (напр., с контрольными, инспекционными и пр.), средствами массовой информации и др.22
Рассматривая понятие следователя, необходимо обратиться к тексту пункта 41 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса23 России, согласно которой следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Для лучшей организации работы следователей образованы системные структурные подразделения, которые принято именовать следственными аппаратами.
Необходимо отметить, что предварительное расследование осуществляется также и в форме дознания органами дознания. Дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК РФ). Органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные, в соответствии с УПК РФ, осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.24 ст.5 УПК РФ). Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ ( п.7 ст.5 УПК РФ).
Кроме того, на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших24. Однако ОРД занимаются не все органы дознания. Этот вид деятельности присущ органам, призванным с помощью соответствующих аппаратов, средств и методов предотвращать и раскрывать преступления, вести розыск и обнаружение лиц, совершивших преступления, выявление следов общественно опасных деяний, обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлением. Следует помнить, что не все органы дознания уполномочены на осуществление ОРД, так же как и не все подразделения, уполномоченные на осуществление ОРД, относятся к органам дознания. Для правильного понимания сущности оперативно-розыскных действий необходимо иметь в виду, что они могут проводиться до начала расследования по делу, параллельно с ним и после его окончания25.
А.Н. Гущин определил ОРД, как предусмотренный федеральным законом вид преимущественно юридической деятельности, осуществляемой в соответствии с системой гарантий гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий, посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств26.
Согласно ст.1 Федерального закона «Об ОРД», ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то Федеральным законом «Об ОРД», в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Подразделения, уполномоченные на осуществление ОРД - это оперативно-розыскные (оперативно-поисковые, контрразведовательные и др.) управления, службы, отделы, части, филиалы и иные звенья, указанные в статье 13 Федерального закона «Об ОРД» государственных органов, непосредственно осуществляющие ОРД. Преступлениями, совершаемыми в сфере незаконного оборота наркотиков27, занимаются органы внутренних дел РФ, входящие в состав криминальной милиции: уголовный розыск, подразделения по борьбе с НОН и организованной преступностью.
Предварительное расследование и ОРД связаны единой целью - борьбой с преступностью. По своей природе они носят правовой характер. Трудно согласиться с утверждением профессора К.Ф. Гуценко о том, что ОРД является вспомогательной, и её результаты не могут служить доказательствами по делу, а считаются лишь сведениями, дающими направление для расследования. Однако представляются верными суждения ученого о том, что согласованное проведение следственных действий и ОРМ служит успешному раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершивших. Именно поэтому для выявления и расследования наиболее сложных и опасных преступлений практикуется образование не только ведомственных, но и межведомственных следственно-оперативных групп, состоящих из следователей и оперативных работников28.
Наибольшая полнота и эффективность взаимодействия следователя и оперативного работника достигается только тогда, когда такое взаимодействие строится на основе строгого соблюдения определенных требований, предусмотренных законом и выработанных практикой. Причем соблюдение данных требований является обязательным и для следователя и для оперативного работника в каждом случае их взаимодействия. Эти требования называются принципами взаимодействия.
В юридической литературе принципам взаимодействия следователя и органа дознания уделяется достаточно большое внимание. Многие юристы, такие, как Р.С. Белкин, Н.А. Громов, И.М. Гуткин, А.А. Чувилев, выделяют различные принципы взаимодействия и по-разному раскрывают их содержание. Некоторые принципы взаимодействия следователя и органа дознания закреплены в нормативных актах МВД РФ.
Обобщение научной литературы позволяет сформулировать следующие принципы взаимодействия в органах внутренних дел:
1. Соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан. Взаимодействие следователя и органа дознания должно основываться на строгом соблюдении и выполнении указаний закона. При этом следует иметь в виду не только ведомственные нормы, которые регламентируют взаимодействие следователя и органов дознания органов внутренних дел, но и положения уголовно-процессуального закона, а также иных федеральных законов и совместных нормативных актов МВД РФ и Генеральной прокуратуры РФ. Требование соблюдения законности в вопросах взаимодействия не допускает отступлений от данного принципа, а также оправдания каких-либо взаимных уступок, продиктованных так называемой «практической необходимостью».
Одним из главных требований принципа соблюдения законности является деятельность следователя и органа дознания строго в пределах своей компетенции, не допуская смешивания следственной и иной деятельности, при условии строгого соблюдения подследственности. Закон предусматривает две формы дознания: по делам, где предварительное следствие необязательно и где оно обязательно, когда функции органа дознания ограничены производством лишь неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, выявлению и задержанию виновных. Такое разграничение функций органов предварительного следствия и органов дознания отражается и на формах, и на содержании взаимодействия.
Соблюдение законности обеспечивается четкой правовой регламентацией деятельности участников, контролем со стороны руководителей органов следствия и дознания, прокурорским надзором.
2. Комплексное использование сил и средств органов внутренних дел. Указанный принцип обусловлен необходимостью быстрого и полного раскрытия преступления, а также изобличения виновных в его совершении. Профессор М.А. Чельцов указывал, что собирание первичных материалов по делу и активный розыск преступника производятся в иных условиях и требуют иных приемов и форм, чем всестороннее изучение всех обстоятельств, от которых зависит решение вопросов о правовой оценке преступления и о виновности в нем того или иного гражданина. Первое относится к задачам дознания, второе является задачей предварительного следствия29. При этом все следственные действия и ОРМ, проводимые в ходе предварительного расследования, должны быть звеньями одной цепи, продолжающими и дополняющими друг друга. Как следователь, так и орган дознания в любой момент расследования могут получить либо новые доказательства, либо оперативно-розыскные данные, имеющие значение для дела. Поэтому следователь и орган дознания должны постоянно обмениваться поступающей к ним информацией, в зависимости от неё решать вопрос о целесообразности использования тех или иных возможностей в конкретной следственной ситуации.
3. Организующая роль и процессуальная самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. Данный принцип взаимодействия следователя с органом дознания прямо закреплен в п.3 ч.2 ст.38 УПК РФ, где зафиксировано, что следователь все решения о направлении расследования, производстве следственных действий принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Таким образом, закон возлагает на следователя обязанность разрешения следующих вопросов:
- о необходимости привлечения органа дознания к производству по уголовному делу;
- об объемах привлечения органа дознания;
- о конкретных задачах данного взаимодействия;
- о времени, месте и сроках данного взаимодействия;
- об объеме и последовательности выполнения необходимых действий;
- о роли каждого органа в случаях совместного производства одного и того же или нескольких действий;
- о распределении обязанностей между участниками взаимодействия и т. д..
4. Персональная ответственность следователя, руководителей оперативно-розыскных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты следственных действий и ОРМ. Необходимость исполнения данного принципа, как указывалось выше, регламентировано уголовно-процессуальным законодательством РФ, Инструкцией об организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, утвержденной приказом МВД РФ № 334 1996 года. Следователь, организующий работу по взаимодействию с органом дознания и несущий за неё персональную ответственность, однако, не может отвечать за все действия оперативных работников. Они, в свою очередь, подчиняются непосредственному руководству, которому обязаны отчитываться об объеме, качестве и результатах проделанной работы. В случаях допуска нарушений уголовно-процессуальных норм оперативным работником, за них отвечает не только следователь, но и начальствующий состав органа внутренних дел.
5. Самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов ОРД в рамках действующего законодательства. В процессе раскрытия и расследования преступлений нередко возникают серьезные трудности, решить которые только процессуальными методами невозможно. В этих случаях важное значение имеют ОРМ, осуществление которых возложено на органы дознания. Вместе с этим, в соответствии с уголовно-процессуальным законом (п.4 ч.2 ст. 38 УПК РФ), следователь наделен правом давать поручения и указания органам дознания о производстве розыскных действий.
Данное право обусловлено, во-первых, несвойственностью следственным подразделениям оперативно-розыскной функции и, во-вторых, необходимостью использования результатов ОРМ в ходе расследования.
Специфика поручений и указаний следователя состоит в том, что в них он только ставит конкретные задачи, решение которых он возлагает на органы дознания. При этом следователь не вправе вмешиваться в ОРД, осуществляемую органами дознания по его поручению или указанию. Выбор средств, методов, тактических приемов и форм выполнения таких поручений и указаний во всех случаях является исключительной компетенцией органа, осуществляющего ОРД.
6. Согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. По ходу расследования задачи и содержание взаимодействия уточняются и дополняются, может возникнуть потребность изменить круг взаимодействующих субъектов, привлечь новые силы и средства. Совместное планирование состоит в том, что первоначально следователь анализирует имеющиеся по делу сведения, определяет задачи, которые требуют совместной деятельности, конкретных исполнителей, после этого происходит оперативный обмен информацией следователя с сотрудниками оперативных служб. Далее корректируется работа участников взаимодействия и его задач, диктуемая результатами проделанного, изменением следственной ситуации. Согласованный план, на основе которого строится взаимодействие, должен содержать:
- изложение следственных и розыскных версий;
- перечень обстоятельств, подлежащих установлению и выяснению - по каждой из выдвинутых версий;
- перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть установлены и исследованы эти обстоятельства и порядок таких действий;
- перечень розыскных мероприятий, осуществляемых следователем;
- изложение обстоятельств, подлежащих установлению оперативно-розыскным путем (сами оперативно-розыскные меры, пути установления этих обстоятельств в плане не указываются);
- сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена информацией, корректировки плана (при необходимости);
- исполнители по каждому пункту плана;30
7. Непрерывность взаимодействия в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Применение всех вышеуказанных принципов строится на непрерывном взаимодействии следователя и оперативного работника. С момента получения сообщения о подготавливающемся, совершающемся или совершенном преступлении оперативный работник согласовывает свои действия со следователем, они совместно решают вопросы целесообразности и правомочности выполнения тех или иных мероприятий. Следователь использует возможности органа дознания с начала своей работы по раскрытию и расследованию преступления и до окончания предварительного следствия.
Как общеизвестно, взаимодействие с общефилософской точки зрения является одной из основополагающих категорий, характеризующейся непрерывностью процесса. Указанная непрерывность должна иметь отражение и во взаимодействии следователя и оперативного работника. Уровень взаимодействия в конечном счете определяет сущность любой системы и является основой правоохранительной деятельности органов внутренних дел.
Таким образом, можно согласиться с мнением Р.С. Белкина, который под взаимодействием понимает основанную на законодательных актах совместную, согласованную, планируемую деятельность следователя с сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических служб органов внутренних дел, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений31.
Итак, подводя итог сказанному, считаем необходимым отметить, что в деятельности правоохранительных органов взаимодействие между следователем и оперативным работником, как правило, возникает задолго до возбуждения уголовного дела, в ходе проведения проверочных ОРМ, осуществляется с привлечением общественности, а также в условиях взаимной ответственности следователя и сотрудников органов дознания за объем и качество выполняемых ими действий.
Специфика взаимодействия следователя и оперативного работника на первоначальном этапе расследования НОН обусловлена рядом специфических условий и выражается в проведении комплекса уникальных и неповторяемых ОРМ и следственных действий. Ошибки, допущенные оперативным работником на этом этапе, как правило, не могут быть устранены в ходе последующего расследования. Это понятно, так как одна из самых распространенных ошибок, а именно: утрата наркотика в ходе ОРМ, не позволяет использовать в доказывании только служебные документы, якобы свидетельствующие о том, что в руках у оперативного работника находился наркотик. Подобные материалы не могут быть использованы в процессе доказывания по уголовному делу. Избежать аналогичных ошибок возможно при условии действенного и эффективного взаимодействия между следователем и оперативным работником, о чем пойдет речь в следующем параграфе.
Сноски и примечания
1 См.: Большая советская энциклопедия. Изд.3-е /Глав. ред. А.М. Прохоров. - М.: Изд. "Советская энциклопедия", 1971. - С.9
2 См.: Большая советская энциклопедия /Глав. ред. О.Ю. Шмидт. Т.10. - М.: АО "Советская энциклопедия", 1928. - С. 617
3 См.: Гегель, Сочинения. Т.5. - М., 1937. - С.691
4 См.: К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, 2-е изд. Т. 27. - М. - С.402.
5 См.: Гете И.В., Избранные философские произведения. - М., 1964. - С.334
6 См.: Большая советская энциклопедия. Изд.3-е /Глав. ред. А.М. Прохоров. - М.: изд-во "Советская энциклопедия", 1971. - С.9
7 См.: К. Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения, 2-е изд. Т.20. – М. - С.546
8 См.: Философский словарь/ Под.ред Васильева В.И./ - М., 1973. - С. 81
9 См.:Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - М.: Рус.яз., 1998. Т.1. - С.190
10 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова - 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 1999. - С. 944
11 См.: Свод законов РСФСР. Т.1. - М., - С.20
12 См.: Свод законов РСФСР. Т.1. - М. - С.33
13 См.: Е.В. Смахтин. Некоторые аспекты взаимодействия следователей и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности в современных условиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, 11-12 мая 2000 г. - Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2001. - С.91
14 См.: Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т.2; Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений /Под ред. Р.С.Белкина, В.Г. Коломацкого. А.Г. Филиппова. - Волгоград, ВСШ МВД России, 1994. - С.252
15 См.: Михайлов В.А. Организация взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов при расследовании преступлений: Лекция. - М. Академия МВД СССР, 1988. - С.12
16 См.: Криминалистика: Учебник /Отв. ред. Н.П. Яблоков. - М.: Юрист, 1999. - С.363
17 См.: Криминалистика: Учебник /Под. ред. проф. А.Г. Филиппова и проф. А.Ф. Волынского. - М.: Спарк, 1998. - С.204.
18 См.: Криминалистика: Учеб. для вузов / И.Ф. Герасимов, Л.Я. Драпкин, Е.П. Ищенко и др. / Под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. - М.: Высш. шк., 1994. - С. 72.
19 См.: Дубинский А.Л., Шостак Ю.И. Организация и деятельность следственно-оперативной группы. - Киев. 1981. - С.5-7
20 См.: Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М., 2000. - С.31
21 См. Каплан Л.С. Взаимодействие следователя с органами дознания: дис. …к.ю.н. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2000. - С.14
22 См.: Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М.: БЕК, 1997.- С.31
23 Далее по тексту – УПК РФ.
24 См.: Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд., перераб. и дополненное. - М.: Зерцало, 1997. - С.306
25 См.: Милиция как орган дознания: Учебное пособие - Киев: КВШ МВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского, 1989. - С.13
26 См.: Гущин А.Н. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Автореф. дис…. к.ю.н.- Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2002. – С. 12
27 Далее по тексту – НОН.
28 См.: Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юрид. вузов и фак. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Зерцало, 1997. - С.307
29 См.: Чельцов М.А. Уголовный процесс. - М., 1948. - С. 364.
30 См: Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Р.С. Белкина – М.: Изд-во НОРМА, 2000. - С.494
31См.: Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т.2; Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений /Ред.: Р.С.Белкин, В.Г. Коломацкий. А.Г. Филиппов. – Волгоград: ВСШ МВД России, 1994. - С.253
|