Салимзянова Р.Р. Судьи как субъекты, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам / Особенности производства по уголовным делам в отношении судьи, 2007.


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта

Салимзянова Р.Р.
Особенности производства по уголовным делам в отношении судьи:
монография / Р.Р. Салимзянова. – Казань: КЮИ МВД России, 2007.- 110с.


К оглавлению.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ СУДЬИ

 

1.3. Судьи как субъекты, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

Исторические традиции отечественного уголовного судопроизводства, мировой опыт правового обеспечения процессуальных гарантий статуса судьи позволяют сформулировать необходимость наделения судьи особым статусом в уголовном судопроизводстве. Это связано не только с их профессиональным статусом и объемом полномочий. Единство статуса судьи определено Конституцией РФ и рядом федеральных конституционных и федеральных законов, гарантирующих его реальное наполнение. Основы статуса судей установлены в ст.ст.119-122 Конституции РФ, главе 2 ФКЗ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». В силу ст.5 ФКЗ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Статус судей военных судов определен Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года №1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации": военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов (ст.5 Закона).

Федеральным законом от 17 декабря 1998 года №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» установлены гарантии статуса мировых судей: «На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами» (ст.2 Закона). Такие же гарантии установлены законами субъектов Российской Федерации. Так, Законом Республики Татарстан от 17 ноября 1999 г. №2440 «О мировых судьях Республики Татарстан» установлено, что на мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами (ст.2 Закона).

К гарантиям независимости судей относятся: предусмотренная законом процедура осуществления правосудия; запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи - судья не может быть переведен, назначен или избран на другую должность или в другой суд без его согласия, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в порядке, установленном законом, и только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; деятельность органов судейского сообщества; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (ч.1 ст.9 Закона РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»); особая защита судей, членов их семей и их имущества со стороны государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление (ч.2 ст.9 Закона РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»). Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность его личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции. Среди перечисленных объектов судейской неприкосновенности наибольшей ценностью обладают личные блага судьи: жизнь, здоровье, честь и достоинство. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»). При этом привлечение судьи к ответственности принимается в особом, усложненном порядке (глава 52 УПК РФ). Закономерно продолжение расширения правовых гарантий защищенности статуса судьи – это определение особого порядка уголовного судопроизводства при привлечении судьи к уголовной ответственности. УПК РФ 2001 года предусматривает целый комплекс процессуальных гарантий для лиц, определенных законом (ст. 447 УПК РФ), в том числе судей. Положение о неприкосновенности судей распространяется на всех судей независимо от должности, на все сферы судебной деятельности независимо от вида, категории рассматриваемых дел (уголовных, гражданских и т.д.), а также касается и его внеслужебной деятельности на время нахождения его в этой должности.1

Участники уголовного процесса – это физические и юридические лица, которые привлекаются или допускаются государственными органами для активного участия в расследовании и рассмотрении уголовных дел с целью зашиты своих или представляемых ими прав и законных интересов и наделяются широкими процессуальными правами, должностные лица и государственные органы, уполномоченные отправлять уголовное судопроизводство, а также лица и органы, исполняющие вспомогательные функции. В науке уголовно-процессуального права до сих пор нет единства мнений относительно круга и классификации участников процесса, критериев, их определяющих, и даже самого понятия «участник процесса». По мнению Р.Д. Рахунова, термины «участники процесса», «субъекты уголовно-процессуальной деятельности», «участники уголовного судопроизводства», «субъекты процессуальных отношений», «участвующие в деле лица» тождественны.2 М.С. Строгович полагал, что субъектами уголовно-процессуальной деятельности могут быть только те государственные органы, должностные лица и граждане, которые выполняют одну из трех процессуальных функций: обвинение, защиту, разрешение дела3. М.А.Чельцов, Э.Ф. Куцова к участникам процесса относят только тех лиц, которые были указаны в разделе «Участники процесса» Основ уголовного судопроизводства.4 Мы же солидарны с мнением авторов, считающих участниками процесса всех участвующих в деле лиц.5 Совершенно справедливо указывает В.М.Савицкий, что участниками процесса являются «все без исключения субъекты уголовно-процессуальной деятельности, начиная с судьи и кончая понятым, которые постоянно или эпизодически осуществляют свои права и обязанности в конкретном уголовно-процессуальном отношении»6. Деление на субъектов и участников процесса, по мнению автора, носит несколько искусственный характер, так как любой участник правоотношений всегда носитель совокупности прав и обязанностей. Различия же заключаются в характере и направленности этих прав и обязанностей.

Характеризуя сущность уголовно-процессуальных правоотношений, Б.А. Галкин совершенно справедливо отмечает, что как субъект уголовно-процессуального права государство занимает особое место, а участие государства как носителя власти в процессуальной деятельности осуществляется и посредством уголовно-процессуального отношения.7 Это участие государства реализуется опосредованно через специально учрежденные органы, одним из которых является суд. Место суда в системе государственных органов, отправляющих уголовное судопроизводство, определяется как орган судебной власти.8

Следует отметить, что в главе третьей УПК РСФСР 1960 года указывались только те лица, интересы которых непосредственно затрагивались в процессе всего расследования или судебного разбирательства, а также лица, представляющие интересы определенных субъектов уголовно-правовых отношений. Ни полного перечня лиц, относимых к участникам уголовного процесса, ни разъяснения данного термина закон не давал. Этим и обусловлены различные, а порой и прямо противоположные суждения по затронутому вопросу.

В современном уголовно-процессуальном законодательстве - Уголовно-процессуальном кодексе РФ 2001 г. - лица, вовлеченные в уголовный процесс, обозначены одним понятием – «участник процесса» (раздел II) и достаточно четко определена классификация участников уголовного судопроизводства: суд (глава 5 УПК РФ); участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения (глава 6 УПК РФ); участники уголовного судопроизводства со стороны защиты (глава 7 УПК РФ); иные участники уголовного судопроизводства (глава 8 УПК РФ).

Представляется, что необходимо определить правовую природу положения судьи как субъекта уголовного судопроизводства, имеющего право на особый порядок производства по уголовному делу в отношении него. Субъект - лат. subjectum - 1) человек, познающий внешней мир и воздействующий на него в своей практической деятельности: 2) человек как носитель каких-либо свойств, личность; 3) юридический субъект, носитель прав и обязанностей: субъектом права может быть лицо физическое и лицо юридическое.9

В ряде норм о преступлениях против правосудия наряду с судьей, присяжным заседателем называется «иное лицо, участвующее в отправлении правосудия» (например, в ст.295-298 УК РФ). Указанный термин трактуется в научной литературе по-разному. Так, было предложено под этими лицами понимать народных заседателей.10 К лицам, участвующим в отправлении правосудия, относят общественных обвинителей и общественных защитников,11 представителей организаций и трудовых коллективов12, народных и арбитражных заседателей.13 Иное лицо, участвующее в отправлении правосудия, в большинстве норм названо в одном ряду с судьями и присяжными заседателями. Из сказанного следует, что этим лицом может быть такое лицо, которому по закону предоставлено право непосредственно рассматривать и разрешать дело по существу, т.е. осуществлять правосудие. Согласно Федеральному закону от 30 мая 2001 года №70–ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, ФКЗ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона РФ от 26 июля 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и ФЗ от 20 августа 2004 года №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст.12 ФЗ от 20 августа 2004 года №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»).

Представляется, что правовой статус судьи как субъекта, в отношении которого применяется особый порядок производства по уголовным делам, необходимо определить в соответствии с действующим законодательством, правовыми позициями Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека и складывающейся правоприменительной практикой.

При определении правовой природы статуса судьи как субъекта особого порядка производства по уголовным делам является законодательное регулирование круга лиц, обладающих неприкосновенностью судьи. Во-первых, это лица, получившие статус судьи в соответствии с действующим законодательством: статья 6 Закона РФ от 26 июня 1992 г. №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». Во-вторых, это лица, на которых распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей - присяжные заседатели и арбитражные заседатели арбитражных судов субъектов РФ в период осуществления ими правосудия (ст. 12 ФЗ от 20 августа 2004 года №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», ст.7 ФЗ от 30 мая 2001 года №70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"). В-третьих, это лица, подлежащие государственной защите в соответствии с ФЗ от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» - близкие судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражных заседателей и присяжных заседателей (п.13 ст. 2 указанного закона). Понятие «близкие» раскрывается в п.п. 3,4 ст. 5 УПК РФ: близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений; близкие родственники - супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Наглядно это можно представить в виде следующей таблицы:

Статус

Указание о неприкосновенности в законе

Указание в УПК РФ

Судья Конституционного Суда РФ, судьи Конституционных (уставных) судов субъектов РФ

ФКЗ от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 15

Ст. 447 ч.2

Судья федерального суда общей юрисдикции

Закон РФ от 26 июля 1992 года №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 16

Ст. 447 ч. 2

Судья арбитражного суда

Закон РФ от 26 июля 1992 года №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 16

Ст. 447 ч.2

Мировой судья

ФЗ от 17 декабря 1998 г . №188-ФЗ «О мировых судьях в РФ»

Ст. 447 ч. 2

Судья военного суда

Закон РФ от 26 июля 1992 года №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 16

 

Присяжный заседатель

ФЗ от 20 августа 2004 года №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 12

Ст. 447 ч. 2

Арбитражный заседатель

ФЗ от 30 мая 2001 года №70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», ст.7

Ст. 447 ч. 2

Близкие лица судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражных заседателей и присяжных заседателей

ФЗ от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», п.13 ст.2

 

При сравнении указанных норм законов прослеживается диссонанс между перечнем лиц, которым предоставляются гарантии неприкосновенности, и перечнем лиц, подлежащих государственной защите. Если законодатель определил, что защите подлежат не только судьи, присяжные и арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия, но и их близкие, то закономерно было бы предположить включить их в перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Возможность негативного влияния недобросовестных лиц на родственников и близких может затронуть независимость судей. В связи с этим предлагаем расширить перечень отдельных категорий лиц, в отношении которых производится особый порядок производства по уголовным делам в соответствии главой 52 УПК РФ, включив в это перечень близких лиц и близких родственников судей, присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия, а именно: дополнить п.п.13 ч.1 ст. 2 ФЗ от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» после слов «близких лиц» словосочетанием «и близких родственников». Кроме того, предлагаем, исключив пункт 2 части 1 статьи 447, ввести в главу 52 УПК РФ статью 447.2 «Субъекты применения особого порядка производства по уголовным делам в отношении судьи.

Субъектами применения особого порядка производства по уголовным делам в отношении судьи являются: судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федеральных судов, судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, мировые судьи, присяжные и арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия, их близкие лица и родственники, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления».


1 См.: Постатейный комментарий к Конституции РФ / под ред. Л.А. Окунькова. - М., 1994. - С.236.

2 См.: Рахунов Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности/ Р.Д. Рахунов . - М., 1961. - С. 16-19; Шпилев В.Н. Участники уголовного процесса/ В.Н. Шпилев. - Минск, 1970. - С.5-14; Выдря М.М. Участники судебного разбирательства и гарантии их прав/ М.М. Выдря. - Краснодар, 1979. - С.7-8.

3 См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса/ М.С. Строгович. - М., 1968. - С.204-206.

4 См.: Чельцов М.А. Участники уголовного процесса/ М.А. Чельцов // Уголовный процесс. М., 1969. - С.69-70; Куцова Э.Ф. Участники процесса, их права и обязанности/ Э.Ф. Куцова // Советский уголовный процесс.- М.,1975. - С.78.

5 См.: Иванов Ю.А. Субъекты уголовно-процессуальной деятельности/ Ю.А. Иванов // Курс советского уголовного процесса: Общая часть. - М., 1989. - С.446. Стремовский В.Л. Участники предварительного следствия/ В.Л. Стремовский. - Ростов-на-Дону, 1966. - С.8-26; Шпилев В.Н. Указ. соч. - С.10-14; Зусь Л.Б. Правовое регулирование в сфере уголовного судопроизводства/ Л.Б. Зусь. - Владивосток, 1984. - С.81-84.

6 См.: Савицкий В.М. О принципах уголовного процесса/ В.М. Савицкий // Проблемы кодификации уголовно-процессуального права. - М., 1987. - С.27.

7 См.: Галкин Б.А. Советский уголовно-процессуальный закон/ Б.А. Галкин. - М., 1962. - С.98.

8 См.: Постатейный комментарий к Конституции РФ / под ред. Л.А. Окунькова. - М., 1994. - С.236.

9 См.: Современный словарь иностранных слов. - М., 1992.- С.586.

10 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - С.751 (автор комментария В.П. Малков). Деятельность народных заседателей в настоящее время отменена. Статья 30 УПК РФ устанавливала, что до 1 января 2004 г. уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматриваются судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, - коллегией в составе судьи и двух народных заседателей. При осуществлении правосудия народные заседатели пользовались всеми правами судьи, установленными УПК РФ, в соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

11 См.: Уголовное право: Особенная часть / под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой, Г.П. Новоселова. - С.623.

12 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Бойко. Ростов- на- Дону, 1996. - С. 594.

13 См.: Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть / под ред. А.И. Рарога. - М., 2002. - С.512.







Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz