К оглавлению
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
§ 4. Судебные органы
Основные международные документы:
1. Бангалорские принципы поведения судей.
2. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г.
3. Европейская хартия «О статусе судей» от 10 июля 1998 г.
4. Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов. Приняты на Седьмом Конгрессе по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями 26 августа – 6 сентября 1985 г.
5. Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов. Приняты Резолюцией 1989/60 ЭКОСОС ООН от 24 мая 1989 г.
6. Резолюция (2000) 12 КМСЕ «Учреждение Европейской комиссии по эффективности правосудия» от 18 сентября 2002 г.
7. Резолюция 2004/32 Комиссии ООН по правам человека «Целостность судебной системы» от 19 апреля 2004 г.
8. Резолюция 60/159 Генеральной Ассамблеи ООН «Права человека при отправлении правосудия» от 16 декабря 2005 г.
9. Резолюция Комиссии ООН по правам человека «О целостности судебной системы» от 19 апреля 2002 г.
10. Рекомендация № R (86) 12 КМСЕ «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды» от 16 сентября 1986 г.
11. Рекомендация № R (94) 12 КМСЕ «О независимости, эффективности и роли судей» от 13 октября 1994 г.
Основные положения:
Согласно ст. 118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Поскольку правосудие есть важнейшая составляющая уголовного судопроизводства, международные акты закономерно содержат в себе многочисленные нормы, определяющие положение судей при производстве по уголовному делу.
Учитывая, что «на судей возлагается обязанность принимать окончательное решение по вопросам жизни и смерти, свободы, прав, обязанностей и собственности граждан» (преамбула Основных принципов, касающиеся независимости судебных органов, 26 августа – 6 сентября 1985 г.), к ним предъявляются строгие требования. Компетентность, независимость и беспристрастность судьи – те качества судьи, на которые вправе законно рассчитывать каждый человек при обращении в суд и к каждому судье за защитой своих прав (п. 1.1. Европейской хартии «О статусе судей» от 10 июля 1998 г.). Для осуществления своих полномочий в соответствии с вышеуказанными критериями и отстаивания авторитета суда, судьи должны быть наделены достаточной властью и иметь возможность применять ее. Все лица, причастные к делу, включая государственные органы и их представителей, должны подчиняться полномочиям судьи (пр. 2 Рекомендаций № R (94) 12 КМСЕ «О независимости, эффективности и роли судей» от 13 октября 1994 г.). Должны быть предприняты все необходимые меры для уважения, защиты и укрепления независимости и беспристрастности судей и в то же время для гарантии их эффективности и компетенции (р. II ст. 1 Резолюции (2000) 12 КМСЕ «Учреждение Европейской комиссии по эффективности правосудия» от 18 сентября 2002 г.). При этом непременным условием защиты прав человека и обеспечения независимости, беспристрастности и отсутствия какой-либо дискриминации при отправлении правосудия, является целостность судебной системы (преамбула Резолюции Комиссии ООН по правам человека «О целостности судебной системы» от 19 апреля 2002 г.).
К основным требованиям, предъявляемым к судьям, относятся:
1. Независимость судей.
Независимость и беспристрастность судебной системы являются существенно важными условиями для защиты прав человека, благого управления и демократии (преамбула Резолюции 60/159 Генеральной Ассамблеи ООН «Права человека при отправлении правосудия» от 16 декабря 2005 г.).
Любой суд, рассматривающий дело лица, обвиняемого в уголовном преступлении, должен основываться на принципах независимости и беспристрастности (п. 5 Резолюции Комиссии ООН по правам человека «О целостности судебной системы» от 19 апреля 2002 г., п. 3 Резолюции 2004/32 Комиссии ООН по правам человека «Целостность судебной системы» от 19 апреля 2004 г.). Независимость судебных органов является предпосылкой обеспечения правопорядка и основной гарантией справедливого разрешения дела в суде. Следовательно, судья должен отстаивать и претворять в жизнь принцип независимости судебных органов в его индивидуальном и институциональном аспектах.
Для этого:
- судья должен осуществлять свою судебную функцию независимо, исходя исключительно из оценки фактов, в соответствии с сознательным пониманием права, независимо от любого постороннего воздействия, побуждений, давлений, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, осуществляемого с любой стороны и преследующего любые цели;
- судья должен придерживаться независимой позиции в отношении общества в целом и в отношении конкретных сторон судебного дела, по которому судья должен вынести решение;
- судья должен не только исключать любые не соответствующие должности взаимоотношения либо воздействие со стороны исполнительной и законодательной ветвей власти, но и делать это так, чтобы это было очевидно даже стороннему наблюдателю;
- в тех случаях, когда решение по делу должно быть принято судьей самостоятельно, он должен действовать независимо от мнения других коллег по составу суда;
- судья должен отстаивать и поддерживать гарантии исполнения судьями своих обязанностей с целью сохранения и повышения институциональной и оперативной независимости судей;
- судья должен проявлять и поощрять высокие стандарты поведения судей с целью укрепления общественного доверия к судебным органам, что имеет первостепенное значение для поддержания независимости судебных органов (Показатель первый Бангалорских принципов поведения судей).
Государство, со своей стороны, как отмечено в Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г. (ст. 19), должно обеспечивать, чтобы независимость судебных органов была гарантирована и закреплена в конституции или законодательстве страны и соблюдалась на практике, обращая особое внимание на Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, 26 августа - 6 сентября 1985 г. В них, а также в принятых на их основе Рекомендациях № R (94) 12 КМСЕ «О независимости, эффективности и роли судей» от 13 октября 1994 г., предусматриваются следующие меры:
а) запрещение неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам, на судей (ст. 2 Основных принципов независимости судебных органов). Закон должен предусматривать санкции в отношении лиц, пытающихся воздействовать на судей каким-либо из этих способов. Судьи должны иметь неограниченную свободу беспристрастно принимать решения, руководствуясь своей совестью, своим толкованием фактов и действующими нормами права (п. d пр. 1 Рекомендаций № R (94) 12);
б) наделение судебных органов компетенцией в отношении всех вопросов судебного характера и исключительным правом решать, входит ли переданное им дело в их установленную законом компетенцию (ст. 3 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов); никакой орган, кроме самих судов, не может определять их компетенцию, как это определено законом (п. iii пр. 1 Рекомендаций № R (94) 12);
в) защита свободы слова и ассоциаций сотрудников судебных органов с учетом лишь таких ограничений, которые совместимы с осуществлением ими своих функций (ст.ст. 8, 9 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов);
г) обеспечение того, чтобы судьи обладали надлежащей квалификацией и подготовкой и выбирались на недискриминационной основе (ст. 10 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов);
д) обеспечение того, чтобы дисциплинарные санкции, временное отстранение от должности и увольнение судей осуществлялись в соответствии с законом (ст.ст. 17-20 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов).
е) обеспечение профессиональной тайны. Судьи обязаны хранить профессиональную тайну в отношении своей работы и конфиденциальной информации, полученной в ходе выполнения ими своих обязанностей, за исключением случаев открытого судебного разбирательства, и не должны принуждаться к даче показаний по таким вопросам (ст. 15 Основных принципов независимости судебных органов); судьи не должны предоставлять сведения по существу своих дел кому бы то ни было за пределами судебной системы (п. d пр. 1 Рекомендации № R (94) 12).
Эти меры должны быть приняты и осуществляться в судебных системах всех государств в соответствии с их конституционным процессом и внутригосударственной практикой (пр.пр. 1, 2 Процедур эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов от 24 мая 1989 г.). Ветви исполнительной или законодательной власти должны обеспечивать независимость судей и непринятие мер, которые могут поставить под угрозу независимость судей (п. b пр. 1 Рекомендации № R (94) 12).
2. Объективность судей.
Объективность судьи является обязательным условием надлежащего исполнения им своих обязанностей. Она проявляется не только в содержании выносимого решения, но и во всех процессуальных действиях, сопровождающих его принятие.
Для этого:
- судья при исполнении своих обязанностей должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости;
- поведение судьи в ходе заседания суда и вне стен суда должно способствовать поддержанию и росту доверия общества, представителей юридической профессии и сторон судебного процесса в объективности судьи и судебных органов;
- судья должен по возможности ограничивать себя в совершении действий, могущих послужить основанием для лишения его права участвовать в судебных заседаниях и выносить решения по судебным делам;
- перед рассмотрением дела (о котором заведомо известно, что оно состоится, либо это только предполагается) судья должен воздерживаться от любых комментариев, которые могли бы, исходя из разумной оценки ситуации, каким-либо образом повлиять на исход данного дела или поставить под сомнение справедливое осуществление процесса;
- судья должен воздерживаться от публичных или иных комментариев, так как в противном случае это может препятствовать непредвзятому рассмотрению дела в отношении какого-либо лица или вопроса;
- судья должен заявить самоотвод от участия в рассмотрении дела в том случае, если для него не представляется возможным вынесение объективного решения по делу, либо в том случае, когда у стороннего наблюдателя могли бы возникнуть сомнения в беспристрастности судьи (например: а) у судьи сложилось реальное предубеждение или предвзятое отношение к какой-либо из сторон, либо судье из его личных источников стали известны какие-либо доказательственные факты, имеющие отношение к рассматриваемому делу; b) ранее при рассмотрении того же предмета спора судья выступал в качестве адвоката или привлекался в качестве важного свидетеля; с) судья или члены его семьи материально заинтересованы в исходе рассматриваемого дела и т.п.) (Показатель второй Бангалорских принципов поведения судей).
Все решения, касающиеся профессионального роста судей, должны основываться на объективных критериях и принципе конкурсного отбора, а служебный рост судей должен зависеть от их личных заслуг с должным учетом квалификации, моральных качеств и работоспособности. Орган, принимающий решения об отборе и продвижении судей, должен быть независимым от правительства и администрации. На распределение дел не должны влиять желания любой из сторон в деле или любые лица, заинтересованные в исходе этого дела. Такое распределение может, например, проводиться с помощью жеребьевки или системы автоматического распределения в алфавитном порядке или каким-либо аналогичным образом. Дело не может быть отозвано у того или иного судьи без веских оснований, каковыми являются, например, серьезная болезнь или конфликт интересов. Такие основания и процедуры отзыва должны предусматриваться законом и не зависеть от интересов правительства или администрации. Решение об отзыве дела у судьи должно приниматься органом, который пользуется такой же независимостью, что и судья (п.п. с, e, f пр. 1 Рекомендации № R (94) 12).
3. Честность и неподкупность судей.
Как сказано в преамбуле Стандартов профессиональной ответственности и Изложений основных прав и обязанностей прокуроров от 21 апреля 1999 г., «обществу необходимо быть уверенным в честности системы уголовного судопроизводства». Честность и неподкупность являются необходимыми условиями надлежащего исполнения судьей своих обязанностей.
Для этого:
- судья должен демонстрировать поведение, безупречное даже на взгляд стороннего наблюдателя;
- образ действия и поведение судьи должны поддерживать уверенность общества в честности и неподкупности судебных органов (Показатель третий Бангалорских принципов поведения судей).
4. Соблюдение этических норм.
Лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества (ст. 10 Основных принципов независимости судебных органов). Соблюдение этических норм, демонстрация соблюдения этических норм являются неотъемлемой частью деятельности судей.
Для этого:
- судья должен соблюдать этические нормы, не допуская проявлений некорректного поведения при осуществлении любых действий, связанных с его должностью. Постоянное внимание со стороны общественности налагает на судью обязанность принять на себя ряд ограничений; и, несмотря на то, что рядовому гражданину эти ограничения могли бы показаться обременительными, судья принимает их добровольно и охотно. В частности, поведение судьи должно соответствовать высокому статусу его должности.
- в своих личных взаимоотношениях с адвокатами, имеющими постоянную практику в суде, где рассматривает дела данный судья, судья должен избегать ситуаций, которые могли бы вызвать обоснованные подозрения или создать видимость наличия у судьи каких-либо предпочтений или предвзятого отношения;
- судья не должен участвовать в рассмотрении дела, если кто-либо из членов его семьи выступает в качестве представителя какой-либо из сторон или в иной форме имеет отношение к делу;
- судья не должен предоставлять место своего проживания другим адвокатам для приема клиентов либо встреч с коллегами;
- судья не должен позволять членам своей семьи, социальным и иным взаимоотношениям ненадлежащим образом влиять на его действия, связанные с осуществлением функций судьи, а также на принятие им судебных решений;
- судья не вправе использовать либо позволять использовать авторитет собственной должности для достижения личных интересов судьи, членов семьи судьи или любых других лиц. Судья не должен действовать либо позволять другим лицам действовать таким образом, чтобы можно было заключить, что кто-либо оказывает ненадлежащее влияние на осуществление судьей его полномочий;
- конфиденциальная информация, ставшая известной судье в силу его должностного положения, не может быть использована им или раскрыта кому-либо в любых иных целях, не связанных с исполнением обязанностей судьи;
- судья не вправе заниматься юридической практикой в период нахождения в должности судьи;
- судья не вправе позволять сотрудникам суда, а также иным лицам, находящимся под влиянием судьи, в его подчинении или работающим под его руководством, требовать или принимать любые подарки, ссуды, завещания, помощь в иной форме, если судье заведомо известно, что это вызвано его функциями либо действиями, которые он совершил, намеревается совершить либо бездействием в связи с исполнением своих должностных обязанностей (Показатель четвертый Бангалорских принципов поведения судей).
5. Соблюдение принципа равенства.
Обеспечение равного обращения для всех сторон судебного заседания имеет первостепенное значение для надлежащего исполнения судьей своих обязанностей.
Для этого:
- судья должен осознавать и представлять себе разнородность общества и различия, проистекающие из множества источников, включая, среди прочего, расовую принадлежность, цвет кожи, пол, религию, национальное происхождение, касту, нетрудоспособность, возраст, семейное положение, сексуальную ориентацию, социально–экономическое положение и другие подобные причины ("не относящиеся к делу основания");
- при исполнении своих судебных обязанностей судья не должен словами или поведением демонстрировать пристрастность или предубеждение в отношении любого лица или группы лиц, руководствуясь не относящимися к делу причинами.
- судья должен выполнять судебные функции, надлежащим образом учитывая интересы всех лиц, в частности, сторон судебного дела, свидетелей, адвокатов, сотрудников суда и коллег по составу суда, не делая различий исходя из не относящихся к делу оснований, несущественных для надлежащего отправления таких функций;
- судья не должен сознательно допускать, чтобы сотрудники суда или другие лица, находящиеся под влиянием судьи, в его подчинении или под его надзором, допускали дифференцированный подход в отношении указанных лиц по делу, рассматриваемому судом, на любых не относящихся к делу основаниях;
- судья должен требовать от адвокатов, участвующих в судебном разбирательстве, воздерживаться от демонстрации на словах или поведением пристрастности или предубеждения на не относящихся к делу основаниях, за исключением тех случаев, которые имеют правовое значение для предмета судебного разбирательства и могут быть законным образом оправданы (Показатель пятый Бангалорских принципов поведения судей).
6. Компетентность и старательность.
Судьи при исполнении своих обязанностей должны быть доступными и уважительными по отношению к обращающимся к ним лицам, они должны заботиться о поддержании высокого уровня компетентности, необходимого для решения дел в каждом конкретном случае, ибо от решений судьи зависит гарантия прав личности (п. 1.5 Европейской хартии «О статусе судей» от 10 июля 1998 г.). Компетентность и старательность являются необходимыми условиями исполнения судьей своих обязанностей.
Для этого:
- судебные функции судьи должны иметь приоритет над всеми другими видами деятельности;
- судья должен посвящать свою профессиональную деятельность выполнению судебных функций, в которые входят не только исполнение судебных и должностных обязанностей в судебном разбирательстве и вынесение решений, но и другие задачи, имеющие отношение к судебной должности или деятельности суда;
- судья должен принимать разумные меры для сохранения и расширения своих знаний, совершенствования практического опыта и личных качеств, необходимых для надлежащего исполнения им своих обязанностей, используя для этих целей средства обучения и другие возможности, которые в условиях судебного контроля должны быть доступны для судей;
- судья должен быть в курсе соответствующих изменений в международном законодательстве, включая международные конвенции и другие документы, которые устанавливают нормы, действующие в отношении прав человека;
- судья должен выполнять все свои обязанности, включая вынесение отложенных решений, разумно, справедливо и с достаточной быстротой;
- судья должен поддерживать порядок и соблюдать этикет в ходе всех судебных разбирательств и вести себя терпеливо, достойно и вежливо в отношении сторон судебного заседания, присяжных, свидетелей, адвокатов и других лиц, с которыми судья общается в своем официальном качестве. Судья должен требовать такого же поведения от законных представителей сторон, сотрудников суда и других лиц, находящихся под влиянием судьи, в его подчинении или под его надзором;
- судья не должен заниматься деятельностью, несовместимой со старательным выполнением судебных функций (Показатель шестой Бангалорских принципов поведения судей).
В ходе разбирательства судьи обязаны защищать права и свободы всех лиц. Долг судей состоит в том, чтобы при выполнении своих судейских обязанностей они обеспечивали надлежащее применение закона и справедливое, эффективное и быстрое рассмотрение дел, а для этого они должны иметь соответствующие полномочия. Для обеспечения этого в Рекомендациях № R (94) 12 КМСЕ «О независимости, эффективности и роли судей» от 13 октября 1994 г. закреплены следующие обязанности судей: а) действовать независимо во всех случаях и без какого бы то ни было влияния извне; b) беспристрастно вести дела в соответствии со своей оценкой фактов и своим толкованием законов, обеспечивать справедливое слушание аргументов и уважение процессуальных прав всех сторон в соответствии с положениями Конвенции; с) отказываться от дела или соответствующих действий только тогда, когда для этого есть веские основания. Такие основания должны быть определены законом и могут, например, быть связанными с серьезной болезнью, конфликтом интересов или интересами правосудия; d) при необходимости беспристрастно разъяснять сторонам процедурные вопросы; е) когда это целесообразно, поощрять стороны к примирению и заключению ими мирового соглашения; f) за исключением случаев, когда закон или сложившаяся практика предусматривают иное, давать четкое и полное объяснение своим решениям доступным для понимания языком; g) проходить любую подготовку, необходимую для эффективного и надлежащего выполнения ими своих функций (пр. 5).
Для эффективной работы судей должны быть созданы надлежащие рабочие условия, которые должны предусматривать: прием на работу достаточного количества судей и организации соответствующей подготовки, например, практической подготовки в судах и, по возможности, в других учреждениях и органах до назначения судей и в течение срока их службы; обеспечение надлежащего вспомогательного персонала и оборудования, в частности, для автоматизации делопроизводства и обработки данных, с тем чтобы судьи могли эффективно и оперативно выполнять свои обязанности; принятия соответствующих мер для передачи выполнения несудейских функций другим лицам в соответствии с Рекомендацией № R (86) 12 КМСЕ «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды» от 16 сентября 1986 г.; обеспечение безопасности судей, например, обязательное присутствие охраны в помещениях судов или предоставление полицейской защиты судьям, которые могут стать или являются объектами серьезных угроз (пр. 3 Рекомендаций № R (94) 12).
§ 5. Прокуроры
Основные международные документы:
1. Европейские руководящие принципы по этике и поведению для прокуроров «Будапештские руководящие принципы». Приняты на 6-й конференции Генеральных Прокуроров Европы в Будапеште 31 мая 2005 г.
2. Программа сотрудничества в целях создания правового государства. Итоговый документ 7-й конференции Генеральных прокуроров государств-членов Совета Европы (СPGE), Москва, 5-6 июля 2006 г.
3. Резолюция (2000) 12 КМСЕ «Учреждение Европейской комиссии по эффективности правосудия» от 18 сентября 2002 г.
4. Рекомендация № 1604 (2003) Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О роли прокуратуры в демократическом обществе, основанном на верховенстве закона» от 27 мая 2003 г.
5. Ответ Комитета Министров Совет Европы на Рекомендацию ПАСЕ 1604 (2003) «О роли прокуратуры в демократическом правовом обществе». Принят на 870-й встрече заместителей министров от 4 февраля 2004 г.
6. Рекомендация № R (2000) 19 КМСЕ «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» от 6 октября 2000 г.
7. Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование. Приняты на Восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 7 сентября 1990 г.
8. Стандарты профессиональной ответственности и Изложение основных прав и обязанностей прокуроров. Приняты Международной Ассоциацией Прокуроров 21 апреля 1999 г.
Основные положения:
В Рекомендации № R (2000) 19 КМСЕ «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» от 6 октября 2000 г. отмечено, что прокуратуре принадлежит ключевая роль в национальных системах уголовного правосудия (преамбула). Прокуроры представляют собой органы государственной власти, которые от лица всего общества и в публичных интересах гарантируют применение права там, где нарушение закона влечет за собой уголовно-правовую санкцию, учитывая и права человека, и необходимость эффективной системы уголовной юстиции (ст. 3 Европейских руководящих принципов по этике и поведению для прокуроров «Будапештских руководящих принципов» от 31 мая 2005 г.).
Органы прокуратуры занимают важное место в деле повсеместного обеспечения безопасности и свободы общества европейских стран путем охраны верховенства закона, защиты граждан от уголовных посягательств на их права и свободы, обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении уголовных преступлений, и путем осуществления надзора за надлежащим функционированием органов, отвечающих за расследование правонарушений и преследование правонарушителей (Рекомендация № 1604 (2003) Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О роли прокуратуры в демократическом обществе, основанном на верховенстве закона» от 27 мая 2003 г.). Поэтому должны быть предприняты все необходимые меры для защиты и усиления статуса и роли прокуроров и в то же время для гарантии эффективности из работы и компетентности, чтобы позволять им выполнять их профессиональные обязанности без постороннего вмешательства (ст. 2 р. II Резолюции (2000) 12 КМСЕ «Учреждение Европейской комиссии по эффективности правосудия» от 18 сентября 2002 г.), в том числе политического (ст. 2.1 Стандартов профессиональной ответственности и Изложения основных прав и обязанностей прокуроров от 21 апреля 1999 г.).
Главной обязанностью органов прокуратуры является осуществление своих полномочий на основе принципов справедливости, беспристрастности и объективности, уважая права человека, а также возможно более оперативно (ст. 8 Программы сотрудничества в целях создания правового государства 7-й конференции Генеральных прокуроров государств-членов Совета Европы (СPGE), Москва, 5-6 июля 2006 г.).
Во всех системах уголовного правосудия прокуроры: решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования; поддерживают обвинение в суде; обжалуют или дают заключения по жалобам на все или некоторые решения суда. В отдельных системах уголовного правосудия прокуроры также: осуществляют уголовную политику, приспосабливая ее, где это возможно, к региональным и местным условиям; ведут и направляют расследования или осуществляют надзор за ними; обеспечивают оказание эффективного содействия потерпевшим; определяют альтернативы уголовного преследования; осуществляют надзор за исполнением решений судов и т.д. (ст. 1, 2 Рекомендации № R (2000) 19 КМСЕ «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» от 6 октября 2000 г.).
В отношении функций органов прокуратуры, которые не относятся к сфере уголовного права, согласно Рекомендации № 1604 (2003), важно обеспечить, чтобы:
a) какие-либо полномочия прокурора по общей защите прав человека не приводили к каким-либо конфликтам интересов и не отталкивали лиц, которые добиваются защиты своих прав со стороны государства;
b) эффективное разделение власти между различными ветвями государства соблюдалось в случаях придания прокуратуре дополнительных функций при полной независимости органов прокуратуры от вмешательства на уровне индивидуальных дел со стороны любой ветви государственной власти;
c) полномочия и функции прокуроров ограничивались сферой преследования лиц, виновных в совершении уголовных правонарушений, и решения общих задач по защите интересов государства через систему отправления уголовного правосудия, а для выполнения каких-либо иных функций были учреждены отдельные, надлежащим образом размещенные и эффективные органы.
Учитывая, что все прокуроры играют решающую роль в управлении уголовным судопроизводством, что осуществление прокурорских полномочий является важной и серьезной обязанностью, что такая деятельность должна быть, насколько это возможно, открытой, совместимой с правами личности, отражающей необходимость не подвергать жертв повторному преследованию и проводиться объективным и беспристрастным способом, в Стандартах профессиональной ответственности и Изложении основных прав и обязанностей прокуроров от 21 апреля 1999 г., а также в Европейских руководящих принципах по этике и поведению для прокуроров «Будапештских руководящих принципах» от 31 мая 2005 г. закреплено:
Прокурор должен:
a) всегда поддерживать честь и достоинство своей профессии;
b) всегда вести себя профессионально, в соответствии с законом, правилами и этикой их профессии;
c) в любое время соблюдать наивысшие нормы честности;
d) быть хорошо осведомленным и идти в ногу с соответствующими правовыми изменениями;
e) стремиться быть последовательным, независимым и беспристрастным;
f) с целью справедливого судебного разбирательства всегда защищать права личности обвиняемого, и, в частности, гарантировать, что благоприятное для обвиняемого доказательство будет оглашено в соответствии с законом или с требованиями справедливого судебного разбирательства;
g) всегда служить государственным интересам и защищать их; уважать, защищать и поддерживать всеобщую концепцию человеческого достоинства и прав человека.
Прокуроры должны выполнять свои обязанности без опасения, пристрастности или предубеждения. В частности, они должны:
a) беспристрастно выполнять свои функции;
b) оставаться неподверженными давлению со стороны физического лица или интересов группы лиц, общества или средств массовой информации, и должны считаться только с государственными интересами;
c) действовать объективно;
d) считаться со всеми относящимися к делу обстоятельствами, независимо от того, дают ли они преимущество обвиняемому или являются невыгодными для него;
e) в соответствии с внутренним законодательством или с требованиями справедливого судебного разбирательства, стремиться гарантировать выполнение всех необходимых и надлежащих обращений и оглашение результата, указывает ли он на вину или на невиновность подозреваемого; всегда добиваться правды, содействовать суду в достижении правды и в совершении правосудия между обществом, жертвой и обвиняемым, согласно закону и велению справедливости. Прокуроры должны выполнять свои обязанности справедливо, согласованно и неотложно.
Прокуроры должны играть активную роль в уголовных преследованиях следующим образом:
a) участвовать, где это разрешено законом или практикой, в расследовании преступления, или осуществлять полномочия по отношению к полиции или к другим следователям, и делать это объективно, беспристрастно и профессионально;
b) при надзоре за расследованием преступления они должны гарантировать, что следственные службы соблюдают судебные предписания и основные права человека;
c) при предоставлении информации они должны оставаться беспристрастными и объективными;
d) при возбуждении уголовного преследования они будут проводить его только тогда, когда дело достаточным образом основано на доказательствах, обоснованно считаемых достоверными и приемлемыми, и не будет продолжаться судебным преследованием в отсутствии таких доказательств;
e) во время исполнения процессуального действия дело будет решительно, но справедливо преследоваться в судебном порядке; и не сверх того, что обозначено доказательствами;
f) когда, согласно внутреннему закону и практике, они осуществляют надзорную функцию в отношении выполнения решений суда или исполняет другие не прокурорские функции, они будут всегда действовать в интересах государства.
Кроме того, прокуроры должны:
a) поддерживать профессиональную конфиденциальность (прокуроры не должны разглашать конфиденциальную информацию, полученную от третьих лиц, в частности, если речь идет о презумпции невиновности, если только разглашение не потребуется в интересах правосудия или в соответствии с законом – ст. 30 Рекомендации № R (2000) 19);
b) в соответствии с внутренним законодательством и требованиями справедливого судебного разбирательства рассматривать точки зрения, законные интересы, в частности – жертв и свидетелей, когда их личные интересы ущемлены, и обеспечивать информирование жертв и свидетелей относительно их прав; и таким же образом обеспечивать, чтобы любая потерпевшая сторона была информирована относительно права регресса к более высокому органу власти / суду, где это является возможным;
c) охранять права обвиняемого, сотрудничающего с судом и с другими соответствующими органами;
d) раскрывать, в соответствии с законом или требованиями справедливого судебного разбирательства, обвиняемому как наносящую ущерб, так и выгодную ему соответствующую информацию, так скоро, как это разумно возможно;
e) проверять предложенное доказательство с целью установления, было ли оно получено законным или конституционным путем (в судебном разбирательстве с случае малейшего сомнения прокуроры должны просить суд проверить приемлемость таких доказательств – ст. 28 Рекомендации № R (2000) 19);
f) отказываться использовать доказательства, которые, очевидно, были получены посредством незаконных методов, представляющих серьезное нарушение прав подозреваемого и, особенно, методов, представляющих собой пытку или жестокое обращение;
g) стремиться гарантировать, чтобы в отношении лиц, ответственных за использование таких методов, были приняты соответствующие меры; в соответствии с местным законом и требованиями справедливого судебного разбирательства предоставлять должные соображения для отказа в судебном преследовании, условного или окончательного прерывания слушаний или прекращения уголовных дел, особенно в отношении молодых обвиняемых, а также от формальной системы правосудия, если такие меры являются приемлемыми, при полном уважении к правам подозреваемых и жертв (ст.ст. 1-4).
Содействуя высоким целям и принципам справедливого судебного разбирательства, прокуроры играют значительную роль в обеспечении справедливого, эффективного и беспристрастного судебного преследования уголовных преступлений. Поэтому, как сказано в Руководящих принципах, касающихся роли лиц, осуществляющих судебное преследование от 7 сентября 1990 г., лица, отобранные для осуществления судебного преследования, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию. Лица, осуществляющие судебное преследование, должны сознавать идеалы и этические нормы, присущие этой должности, и быть осведомлены о конституционных и нормативных мерах по охране прав обвиняемых лиц и жертв, а также о правах человека и основных свободах, признанных национальным и международным правом (ст.ст. 1, 2). Лица, осуществляющие судебное преследование, будучи важнейшими представителями системы отправления уголовного правосудия, всегда должны сохранять честь и достоинство своей профессии (ст. 3).
Лица, осуществляющие судебное преследование, играют активную роль в уголовном разбирательстве. Лица, осуществляющие судебное преследование, в соответствии с законом исполняют свои обязанности справедливо, последовательно и быстро, уважают и защищают человеческое достоинство и защищают права человека, способствуя тем самым обеспечению надлежащего процесса и бесперебойному функционированию системы уголовного правосудия (ст.ст. 11, 12).
При выполнении своих обязанностей лица, осуществляющие судебное преследование: a) выполняют свои функции беспристрастно и избегают всякой дискриминации на основе политических убеждений, социального происхождения, расы, культуры, пола или любой другой дискриминации; b) защищают государственные интересы, действуют объективно, должным образом учитывают положение подозреваемого и жертвы и обращают внимание на все имеющие отношение к делу обстоятельства, независимо от того, выгодны или невыгодны они для подозреваемого; c) соблюдают профессиональную тайну, если только выполнение их обязанностей или соображения правосудия не потребуют иного; d) рассматривают мнения и озабоченность жертв, когда затрагиваются их личные интересы, обеспечивают ознакомление жертв с их правами в соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (ст. 13). Лица, осуществляющие судебное преследование, не возбуждают или не продолжают судебное преследование, или делают все возможное для приостановления судебного разбирательства в тех случаях, когда беспристрастное расследование указывает на необоснованность обвинения (ст. 14).
Для обеспечения справедливости и эффективности судебного преследования прокуроры должны сотрудничать с полицией, судами, юристами, защитой, общественными защитниками и другими правительственными органами, как национальными, так и международными, и в соответствии с законом и в духе взаимного сотрудничества оказывать содействие прокурорским службам и коллегам из других подведомственных органов (ст.ст. 1-4 Стандартов профессиональной ответственности и Изложения основных прав и обязанностей прокуроров от 21 апреля 1999 г., ст. 20 Руководящих принципов, касающихся роли лиц, осуществляющих судебное преследование от 7 сентября 1990 г.).
При осуществлении своих полномочий органы прокуратуры пользуются определенными гарантиями, но в то же время они обязаны исполнять свои обязанности по отношению к лицам, вступившим в контакт с судебной системой, вне зависимости от того, о ком идет речь – о подозреваемом, свидетеле, потерпевшем или любом другом лице, чьи права были нарушены (ст. 8 Программы сотрудничества в целях создания правового государства 7-й конференции Генеральных прокуроров государств-членов Совета Европы (СPGE), Москва, 5-6 июля 2006 г.).
Правовые положения должны основываться на основополагающих принципах, под которыми понимается внимательное отношение к потерпевшим и свидетелям, направленное, в особенности, на защиту их частной жизни и физической неприкосновенности. Особое внимание следует уделять практическим мерам по повышению статуса потерпевших и свидетелей и более внимательному обращению с ними. В целях недопущения повторной виктимизации каждый прокурор обязан при работе с потерпевшими использовать личностный и адекватный подход. В обязанности прокуроров входит предоставление соответствующей информации потерпевшим и свидетелям (информации не только о ходе уголовного судопроизводства, но также об услугах по оказанию помощи и иных социальных службах по работе с потерпевшими, о возможностях получения юридической и правовой помощи и о различных способах возмещения причиненного ущерба). Предоставление подобной информации должно осуществляться эффективным образом (оперативно и при содействии органов полиции и организаций по оказанию помощи потерпевшим) (ст.ст. 1, 3, 4 Выводов Рабочей группы 1 «Обязанности прокуроров в уголовно-правовой сфере в отношении потерпевших и свидетелей, в особенности несовершеннолетних» Программы сотрудничества в целях создания правового государства).
В обязанности прокуроров в рамках их полномочий входит обеспечение в случае необходимости на регулярной основе при сотрудничестве с другими компетентными органами недопущения ненадлежащего или необоснованного лишения свободы, а также незамедлительного освобождения таких лиц. В отношении плохого обращения с задержанными в обязанности прокуроров входит защита прав всех лиц, лишенных свободы, в частности, путем соблюдения положений и требований Европейского Суда по правам человека (ст. 5 Европейской Конвенции по правам человека), Европейского комитета по предотвращению пыток (ЕКПП) и Европейских тюремных правил.
Защита всех лиц, лишенных свободы, от плохого обращения со стороны должностных и иных лиц является одной из наиболее важных обязанностей прокуроров в рамках их полномочий. прокуроры играют важную роль в рассмотрении жалоб лиц, лишенных свободы, в связи с плохим обращением с ними, и отмечает, что в обязанности прокуроров в рамках их полномочий входит обеспечение путем применения оперативных и решительных мер тщательного, справедливого и беспристрастного расследования (ст.ст. 3, 4, 5, 6 Выводов Рабочей группы 2 «Обязанности прокуроров в отношении лиц, лишенных свободы» Программы сотрудничества в целях создания правового государства).
§ 6. Органы предварительного расследования
Основные международные документы:
1. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1998 г.
2. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г.
3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.
4. Руководящие принципы для эффективного осуществления кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Приняты Резолюцией 1989/61 Генеральной Ассамблеи ООН от 24 мая 1989 г.
5. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Принят на Восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 7 сентября 1990 г.
6. Резолюция № 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Декларация о полиции» от 8 мая 1979 г.
7. Рекомендация № R (85) 11 КМСЕ «Относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса» от 28 июня 1985 г.
8. Руководство по основным направлениям предупреждения преступлений. Принято на Восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 7 сентября 1990 г.
9. Общая Рекомендация XIII относительно подготовки должностных лиц правоохранительных органов по вопросам прав человека. Сорок вторая сессия, 1993 г.
Основные положения:
Каждое государство несет основную ответственность и обязанность защищать, поощрять и осуществлять все права человека и основные свободы, в частности, путем принятия таких мер, какие могут потребоваться для создания всех необходимых условий в социальной, экономической и политической, а также в других областях и правовых гарантий, необходимых для обеспечения того, чтобы все лица под его юрисдикцией, индивидуально и совместно с другими, могли пользоваться всеми этими правами и свободами на практике (ч. 1 ст. 2 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 г.). Исходя из этого, в международном праве формулируются и провозглашаются основные принципы, касающиеся деятельности должностных лиц правоохранительных органов.
Как сказано в Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г. (ст. 21), государство обязано принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы сотрудники правоохранительных органов при наведении общественного порядка действовали в общественных интересах, с учетом конкретных потребностей и законных целей, а также использовали соразмерные обстоятельствам методы и средства, не превышающие потребностей правоохранительных действий, а также обеспечивать, чтобы правоохранительные действия подлежали судебному контролю, чтобы сотрудники правоохранительных органов несли ответственность за такие действия и чтобы жертвы действий, квалифицированных как нарушения вышеуказанных обязательств, могли в соответствии с национальным правом требовать надлежащей компенсации. При подготовке должностных лиц по поддержанию правопорядка правительства и правоохранительные органы особое внимание должны обращать на вопросы полицейской этики и прав человека, особенно в процессе ведения расследований (ст. 20 Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка от 7 сентября 1990 г.).
Посчитав, что повсеместное принятие правил профессиональной этики полиции с учетом прав человека и основных свобод будет способствовать совершенствованию европейской системы по защите прав и основных свобод человека, Парламентской ассамблей Совета Европы 8 мая 1979 г. была принята Резолюция № 690 «Декларация о полиции». Согласно ей, полицейский должен действовать честно, беспристрастно и с чувством собственного достоинства. В частности, он должен воздерживаться от всех проявлений коррупции и решительно противодействовать им (ст. 2 р. А). В должности полицейского не могут работать лица, которые, находясь на службе в полиции, нарушили права человека, или лица, работавшие в подразделениях полиции, расформированных в связи с антигуманной практикой (преамбула). Полицейский должен исполнять указания, изданные надлежащим образом его вышестоящим начальником, но он должен воздерживаться от выполнения указаний, если ему известно или должно быть известно о том, что они незаконны. Полицейский не должен оказывать содействия в розыске, аресте, охране или конвоировании лиц, которые, не будучи подозреваемыми в совершении незаконных действий, тем не менее разыскиваются, задерживаются или преследуются в связи с их расовой, религиозной или политической принадлежностью. Полицейский должен нести личную ответственность за свои собственные действия и за незаконные действия или бездействие, совершенные по его указанию (ст.ст. 4, 8, 9 р. А).
17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН был принят Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. В нем подчеркивается, что каждое должностное лицо по поддержанию правопорядка1 является частью системы уголовного правосудия и что поведение каждого должностного лица этой системы оказывает воздействие на всю систему (преамбула). При выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам (ст. 2). Сведения конфиденциального характера, получаемые должностными лицами по поддержанию правопорядка, сохраняются в тайне, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного (ст. 4). Указанные должностные лица могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей (ст. 3). Государство должно принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы в курс подготовки сотрудников правоохранительных органов включались учебные предметы и информация относительно запрещения использования сотрудниками правоохранительных органов чрезмерной силы, а также соответствующие международные и национальные кодексы поведения (ст. 22 Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г).
Особые требования предъявляются к сотрудникам правоохранительных органов при обращении с потерпевшими. Как сказано в р. I Рекомендации № R (85) 11 КМСЕ «Относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса» от 28 июня 1985 г., служащие полиции должны иметь подготовку, которая позволяла бы им обращаться с потерпевшими сочувственно, конструктивно и ободряюще. Полиция должна информировать потерпевшего о возможностях получения содействия, практической и правовой помощи, компенсации со стороны правонарушителей и компенсации со стороны государства. Потерпевший должен иметь возможность для получения информации о результатах полицейского расследования. В любом докладе судебным органам полиция должна максимально четко и полно указывать обстоятельства, характеризующие вред, нанесенный жизни и здоровью потерпевшего, а также иной вред.
Сотрудники правоохранительных органов должны пройти интенсивный курс подготовки, призванный обеспечить, чтобы при выполнении своих обязанностей они уважали и защищали человеческое достоинство и отстаивали права человека всех лиц без различия по признаку расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения (п. 2 Общей Рекомендации XIII относительно подготовки должностных лиц правоохранительных органов по вопросам прав человека. Сорок вторая сессия, 1993 г.).
§ 7. Адвокаты
Основные международные документы:
1. Резолюция № (2000) 12 КМСЕ «Учреждение Европейской комиссии по эффективности правосудия» от 18 сентября 2002 г.
2. Основные положения о роли адвокатов. Приняты на Восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.
3. Кодекс поведения для адвокатов (юристов) в Европейском сообществе. Принят 28 октября 1988 года Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского союза.
4. Рекомендация № R (2000) 21 КМСЕ «О свободе осуществления профессии адвоката» от 25 октября 2000 г.
5. Пояснительный Меморандум к Рекомендации № R (2000) 21 КМСЕ «О свободе осуществления профессии адвоката» от 25 октября 2000 г.
6. Генеральные принципы этики адвокатов Международной Ассоциации Юристов, одобренные Правлением МАЮ, Эдинбург, Шотландия, 1995 г.
7. Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов. Приняты на конференции МАЮ, Нью-Йорк, сентябрь 1990 г.
Основные положения:
Осуществление профессии адвоката всегда строго связывалось с культурной, социальной, политической и исторической окружающей средой любого общества и, в любом демократическом обществе, адвокаты играют существенную роль в системе правосудия, в предотвращении споров и в защите прав человека и фундаментальных свобод (ст. 1 Пояснительного Меморандума к Рекомендации № R (2000) 21 КМСЕ «О свободе осуществления профессии адвоката» от 25 октября 2000 г.). Как отмечается в Кодексе поведения для адвокатов (юристов) в Европейском сообществе от 28 октября 1988 г. Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского союза, особая роль уготована адвокату в любом правовом обществе. Его обязанности не ограничиваются добросовестным исполнением своего долга в рамках закона. Адвокат должен действовать в интересах права в целом, точно так же, как и в интересах тех, чьи права и свободы ему доверено защищать; не только выступать в суде от имени клиента, но и оказывать ему юридическую помощь в виде советов и консультаций.
В этой связи на адвоката возлагается целый комплекс обязательств как юридического, так и морального характера, зачастую вступающих во взаимное противоречие и условно подразделяющиеся на следующие категории:
• первейшей обязанностью адвоката в его служении делу правосудия является его обязанность перед клиентом – консультировать и представлять последнего в соответствии с профессиональной совестью и убеждениями (ч. 2 ст. 16 Стандартов независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов, 1990 г.). В обязанности адвокатов по отношению к их клиентам должно входить: а) консультирование по вопросам права и обязанностям, а также о недостатках и последствиях того или иного дела, включая финансовые затраты; б) предпринятие усилий для того, чтобы решить дело мирным путем; в) осуществление необходимых действий для защиты, уважения и укрепления прав и интересов клиентов; г) недопущение злоупотребления служебным положением; д) выполнение разумного объема работы, с которым можно было бы справиться2 (ст. 3 пр. III Рекомендации № R (2000) 21 КМСЕ «О свободе осуществления профессии адвоката» от 25 октября 2000 г.).
• обязательства перед судом и другими органами власти, с которыми адвокат вступает в контакт, выступая в качестве доверенного лица клиента или от его имени;
• обязательства перед другими представителями данной профессии в целом и перед любым из коллег в отдельности;
• а также обязательства перед обществом, для членов которого существование свободной и независимой профессии наряду с соблюдением правовых норм является важнейшей гарантией защиты прав человека перед лицом государственной власти и других интересов общества (ст. 1.1 Кодекса).
Адвокаты всего мира являются специализированными профессионалами, которые ставят интересы своих клиентов выше собственных интересов и стремятся поддерживать уважение к Правовому Государству. Они сочетают постоянное повышение уровня правовых знаний с оказанием юридической помощи клиентам, уважением к суду и оправданным желанием поддерживать разумные стандарты своего жизненного уровня. Генеральные принципы этики адвокатов Международной Ассоциации Юристов, одобренные Правлением МАЮ, Эдинбург, Шотландия, 1995 г. устанавливают общепринятые профессиональные стандарты, которые ожидаются от адвоката в любой стране мира.
1. Адвокаты должны поддерживать высочайшие стандарты доверия и сопричастности по отношению к тем, с кем они вступают в контакт.
2. Адвокаты должны относиться к интересам своих клиентов как к самому важному, при условии выполнения обязанностей перед судом, соблюдения требований правосудия и профессиональных этических стандартов.
3. Адвокаты должны уважать любое обязательство, данное при выполнении профессиональных обязанностей, до тех пор, пока это обязательство не выполнено либо отменено.
4. Адвокаты не должны принимать поручение, если интересы их клиентов находятся в противоречии с интересами самих адвокатов, их партнеров или других их клиентов.
5. Адвокаты должны всегда соблюдать конфиденциальность в отношении бывших и настоящих клиентов за исключениями, предусмотренными законодательством.
6. Адвокаты должны уважать право клиента на свободный выбор адвоката.
7. Адвокаты должны точно учитывать деньги клиентов, которые клиенты дали им на доверительное хранение, и должны держать эти деньги отдельно от собственных денег.
8. Адвокаты должны поддерживать высокую степень собственной независимости для того, чтобы иметь возможность дать клиентам беспристрастный совет.
9. Адвокаты должны высказать своим клиентам беспристрастное мнение о вероятном исходе их дела и не создавать условий для ненужной работы, оплачиваемой клиентом.
10. Адвокаты должны прилагать все силы для выполнения своей работы компетентно и без задержки и не должны принимать поручение, если они не уверены в его квалифицированном выполнении.
11. Адвокаты вправе назначить разумный гонорар за свою работу. Требование гонорара не должно быть условием выполнения работы, которая заняла больше времени, чем было необходимо, либо сопровождалась ненужными действиями адвоката.
12. Адвокаты всегда должны относиться к своим коллегам в духе уважения, сотрудничества и справедливости.
Задачи, выполняемые адвокатом в процессе профессиональной деятельности, требуют его абсолютной независимости и отсутствия какого-либо влияния на него, связанного, в первую очередь, с его личной заинтересованностью или с давлением извне. Независимое положение адвоката способствует укреплению в обществе доверия к процедурам правосудия и беспристрастности судей. Таким образом, адвокату следует избегать какого-либо ущемления собственной независимости и не поступаться принципами профессионального долга ради интересов клиента, суда или других лиц. Адвокату следует сохранять независимость как при рассмотрении имущественных споров, так и не связанных с материальной заинтересованностью дел. Совет, полученный клиентом от адвоката, теряет смысл, если последний дал его, руководствуясь соображениями собственной выгоды, из каких-либо других корыстных интересов или под воздействием давления извне (ст. 2.1. Кодекса). Адвокаты не должны страдать или находиться под угрозой любых санкций или давления, когда они выполняют свои обязанности в соответствии с их профессиональными нормами (ст. 4 пр. I Рекомендации № R (2000) 21 КМСЕ «О свободе осуществления профессии адвоката» от 25 октября 2000 г.).
Доверительные отношения между адвокатом и клиентом могут возникнуть лишь в случае отсутствия у последнего сомнений относительно порядочности, честности и добросовестности адвоката (ст. 2.2. Кодекса).
Особенность профессии адвоката заключается в том, что он получает от клиента сведения, которые тот не станет сообщать какому-либо другому лицу, а также другую информацию, которую ему следует сохранять в тайне. Доверие к адвокату может возникать лишь при условии обязательного соблюдения им принципа конфиденциальности. Таким образом, конфиденциальность является первостепенным и фундаментальным правом и обязанностью адвоката. Адвокат обязан в одинаковой степени сохранять в тайне как сведения, полученные им от клиента, так и информацию о клиенте, предоставленную ему в процессе оказания услуг клиенту. На обязанность соблюдения конфиденциальности не распространяется действие срока давности. Адвокат обязан требовать соблюдения конфиденциальности от помощников и от любых других лиц, принимающих участие в оказании услуг клиенту (ст. 2.3. Кодекса). Любое нарушение профессиональной тайны, без согласия клиентов, должно быть подвергнуто соответствующим санкциям (ст. 2 пр. III Рекомендации № R (2000) 21 КМСЕ «О свободе осуществления профессии адвоката» от 25 октября 2000 г.).
Адвокаты должны иметь доступ к своим клиентам, особенно людям, находящимся в заключении, для того, чтобы они могли проводить консультации конфиденциально, и представлять интересы своих клиентов согласно установленным профессиональным стандартам. Должны быть предприняты все необходимые меры, чтобы гарантировать уважение конфиденциальных отношений адвоката с клиентом. Исключения по этому принципу могут составлять только случаи, совместимые с нормами права (ст.ст. 5, 6 пр. I Рекомендации № R (2000) 21 КМСЕ «О свободе осуществления профессии адвоката» от 25 октября 2000 г.).
Руководствуясь нормами законодательства и правилами профессиональной этики, адвокат всегда обязан действовать в интересах клиента, которые для него всегда превалируют перед его собственными и интересами коллег-юристов. При осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан руководствоваться указаниями клиента. Однако он также может руководствоваться указаниями другого адвоката, действующего в интересах того же клиента или участвующего в рассмотрении того же дела по распоряжению какого-либо компетентного органа. Адвокат обязан предоставлять консультации клиенту или выступать от его имени своевременно, добросовестно и старательно. Он несет личную ответственность за отказ следовать указаниям клиента. Адвокат обязан информировать клиента о процессе разбирательства порученного ему дела. Адвокат не должен осуществлять ведение дела, заведомо не соответствующего уровню его профессиональной компетенции, без участия в нем другого адвоката, обладающего необходимой компетенцией. Адвокат не должен пользоваться правом отказа от дальнейшего участия в разбирательстве дела, если обстоятельства не позволяют клиенту найти другого юриста без ущерба для клиента (ст.ст. 2.7., 3.1. Кодекса).
Адвокат может отказаться от предоставления консультаций двум или нескольким клиентам, участвующим в разбирательстве одного и того же дела, или не выступать от их имени при наличии противоречия интересов клиентов или обоснованной угрозы возникновения такого противоречия. Адвокат обязан прекратить обслуживание обоих клиентов в случае вступления их интересов во взаимное противоречие, а также при возникновении угрозы нарушения конфиденциальности или угрозы независимости самого адвоката. Адвокат также обязан воздержаться от обслуживания нового клиента, если это чревато возникновением угрозы нарушения конфиденциальности сведений, доверенных ему прежним клиентом, или находящаяся в распоряжении адвоката информация о состоянии дел прежнего клиента способна стать источником преимуществ для нового клиента (ст. 3.2. Кодекса).
Адвокат не должен заключать pactum de quota litis. Под понятием pactum de quota litis подразумевается соглашение, заключаемое между адвокатом и клиентом до вынесения заключительного решения относительно находящегося в разбирательстве дела, в котором клиент является одной из заинтересованных сторон. В соответствии с соглашением клиент обязуется в случае вынесения решения в его пользу выплатить адвокату вознаграждение в виде денежной суммы или какой-либо другой форме. Соглашение о выплате адвокату гонорара в соответствии со стоимостью оспариваемого имущества не является pactum de quota litis, если размер вознаграждения определен в соответствии с официальной шкалой гонораров или при наличии контроля со стороны компетентного органа, юрисдикция которого распространяется на адвоката (ст. 3.3. Кодекса).
Адвокат обязан информировать клиента о возможности оказания ему юридической помощи в случае необходимости (ст. 3.7. Кодекса). Адвокатам не разрешается отказывать в доступе к суду, перед которым они выступают, и они должны иметь доступ ко всем важным судебным документам, необходимым для защиты прав и интересов их клиентов в соответствии с профессиональными стандартами. Все адвокаты, действующие в одном и том же деле, должны получать равное уважение суда (ст.ст. 7, 8 пр. I Рекомендации № R (2000) 21 КМСЕ «О свободе осуществления профессии адвоката» от 25 октября 2000 г.). Адвокат, находящийся в зале суда или принимающий непосредственное участие в судебных слушаниях в процессе разбирательства дела, обязан подчиняться правилам поведения, принятым для данного суда. Адвокат всегда обязан должным образом соблюдать принцип честного ведения судебного разбирательства. Например, адвокат не должен вступать в контакт с судьей без предварительного уведомления адвоката противоположной стороны или предъявлять судье какие-либо предметы или документы, не предупредив заранее адвоката другой стороны, за исключением случаев, когда подобные действия предусмотрены правилами проведения судебного разбирательства (ст.ст. 4.1., 4.2. Кодекса).
При соблюдении должного уважения к суду адвокат обязан защищать интересы клиента добросовестно и с максимальной для него выгодой, однако не выходя за предусмотренные законодательством рамки. Адвокат ни в коем случае не должен сообщать суду заведомо недостоверные или ложные сведения. Правила, определяющие поведение адвоката в суде, распространяются также на его отношения с арбитрами и любыми другими лицами, выполняющими обязанности, прямо или косвенно связанные с судопроизводством, в том числе и на непрофессиональной основе (ст.ст. 4.3.-4.5 Кодекса).
Организация, выступающая от имени юристов стран Европейского Сообщества, предложила, чтобы положения, изложенные в Кодексе, были признаны действующими на основе консенсуса всех объединений адвокатов стран Европейского Сообщества; были как можно скорее приняты как подлежащие исполнению в соответствии с процедурами, регулирующими международную деятельность адвокатов, существующими как в рамках какого-либо государства в отдельности, так и всего Сообщества в целом; принимались во внимание в процессе пересмотра национальных деонтологических правил и правил профессиональной практики с целью их дальнейшего приведения к взаимному соответствию (ст. 1.3. Кодекса).
Адвокаты при всех обстоятельствах сохраняют честь и достоинство, присущие их профессии, как ответственные сотрудники в области отправления правосудия. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, адвокаты должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной этикой адвоката (ст.ст. 12, 14 Основных положений о роли адвокатов, 27 августа - 7 сентября 1990 г.).
Должны быть предприняты все необходимые меры для свободы осуществления профессии адвоката и в то же время для гарантии компетентности адвокатов и должного поведения во время судебных слушаний (ст. 3 р. II Резолюции (2000) 12 КМСЕ «Учреждение Европейской комиссии по эффективности правосудия» от 18 сентября 2002 г.) и их независимости (ст. 1 пр. I Рекомендации № R (2000) 21 КМСЕ «О свободе осуществления профессии адвоката» от 25 октября 2000 г.).
Адвокат не должен отождествляться или идентифицироваться властями и общественностью с его клиентом или с делом его клиента, независимо от того, насколько популярным или, напротив, непопулярным может быть это дело. Ни один адвокат не должен подвергаться уголовным, гражданским, административным или иным санкциям либо угрозам их применения вследствие того, что он давал советы или представлял интересы клиента в соответствии с законом. Независимость адвокатов при ведении дел лиц, лишенных свободы, должна гарантироваться с тем, чтобы обеспечить оказание им свободной, справедливой и конфиденциальной юридической помощи, в том числе обеспечить право на посещение этих лиц. Гарантии и меры предосторожности должны обеспечиваться так, чтобы не допускать любых возможных предложений о тайном сговоре с властями, установке, полученной от властей, или зависимости от них юриста, действующего в интересах лиц, лишенных свободы (ст.ст. 7, 8, 12 Стандартов независимости юридической профессии МАЮ, 1990 г.).
Сноски и примечания
1 Термин «должностные лица по поддержанию правопорядка» включает всех назначаемых или избираемых должностных лиц, связанных с применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей (Комментарий к ст. 1 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка). Для достижения целей и задач Кодекса определению «должностные лица по поддержанию правопорядка» должно придаваться как можно более широкое толкование. Кодекс применяется ко всем должностным лицам по поддержанию правопорядка, независимо от их ведомственной принадлежности (ст.ст. 2, 3 р. А Руководящих принципов для эффективного осуществления кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 24 мая 1989 г.).
2 Адвокаты не должны брать работы больше, чем они могут разумно справиться, особенно там, где они не могут поддержать желаемый профессиональный уровень. Оценку того, какие адвокаты могут или не могут разумно справиться с делом, оставляют на их усмотрение и это зависит от определенных обстоятельств дела (типы дел, масштаб судов, количество и опыт работы адвокатов в юридических фирмах и т.д.) (ст. 47 Пояснительного Меморандума к Рекомендации № R (2000) 21 КМСЕ «О свободе осуществления профессии адвоката» от 25 октября 2000 г.).
|