Специальность 12.00.09 - уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность.
Работа выполнена на кафедре уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России.
Научный руководитель доктор юридических наук, профессор Григонис
Эугениюс Пранович
Официальные оппоненты:
доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
почетный работник прокуратуры Российской Федерации Бурданова Виринея Сергеевна;
кандидат юридических наук, доцент Казаков Владимир Александрович
Ведущая организация: Белгородский государственный университет
Защита состоится 14 ноября 2003 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 203.012.02. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук в Санкт-Петербургском университете МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.).
Ученый секретарь диссертационного совета Д 203.012.02 доктор
юридических наук, профессор Денисов С.А.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью
теоретического осмысления проблем реализации норм уголовно-процессуального права
в связи с производством по уголовным делам с участием иностранных граждан в
досудебных стадиях в Российской Федерации.
Преступности среди иностранных граждан в значительной мере способствует расширение внешнеэкономических и культурных связей между Россией и другими государствами. Россия представляет интерес для международных преступных группировок, которые видят в России обширный рынок сбыта оружия и наркотических веществ.
В условиях расширения международного сотрудничества и увеличения притока иностранных граждан на территорию Российской Федерации преступные элементы проявляют все больший интерес к их экономической и финансовой деятельности. Следствием этого становится увеличение числа криминальных посягательств, в том числе связанных с силовым давлением на зарубежных предпринимателей. Вместе с тем, наблюдается тенденция увеличения количества правонарушений, совершаемых самими иностранными гражданами.
Слабо осуществляется взаимодействие между государственными структурами, призванными обеспечивать безопасность иностранных граждан и предупреждать, пресекать и расследовать преступления, совершенные как иностранными гражданами, так и в отношении них. Отсутствует единая система информационного обеспечения их деятельности. Нет глубоких научных разработок, крайне редко публикуются монографии и статьи по указанной проблематике.
Таким образом, и с точки зрения практики, и с позиции теории вопрос о производстве по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации приобретает достаточно острый характер.
Принятый в 2001 году УПК РФ нормативно закрепил положения, связанные с международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства (часть пятая). Статья 3 УПК РФ закрепляет порядок производства с участием иностранных граждан в Российской Федерации. Однако, это закрепление носит обобщенный характер и не отражает всех особенностей, связанных с таким производством. Вместе с тем, эти особенности имеют существенное значение при возбуждении и расследовании уголовных дел с участием иностранных граждан. К ним относятся особенности приема заявлений иностранных граждан о преступлении, участие иностранных граждан в качестве понятых, свидетелей, особенности расследования уголовных дел в отношении иностранных граждан, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, особенности, связанные с участием защитника, с производством следственных действий, с применением мер процессуального принуждения, с получением согласия как иностранного гражданина, обладающего дипломатическим или иным иммунитетом, так и аккредитующего его государства на производство процессуальных действий. Так, например, процессуально не закреплено - каким образом и в какой форме необходимо испрашивать это согласие, какие юридические последствия получение этого согласия будет иметь для иностранного гражданина, обладающего дипломатическим или иным иммунитетом. В УПК РФ также не урегулирован вопрос, когда согласие испрашивается у самого иностранного гражданина, обладающего каким либо иммунитетом, а когда у аккредитующего его иностранного государства.
Между тем, российское уголовно-процессуальное законодательство не адаптировано к сложившейся ситуации, поскольку не учитывает закрепленные в нормах международного права особенности правового статуса иностранных граждан вообще и в сфере уголовного судопроизводства в частности. Поэтому исследование вопросов, связанных с правовой регламентацией участия иностранных граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации требует выявления пробелов в уголовно-процессуальном законодательстве РФ, взаимообусловленности и взаимодополняемости уголовно-процессуального законодательства РФ с нормами международного права, устанавливающими особенности производства по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации.
Степень разработанности темы диссертационного исследования.
До настоящего времени глубокого исследования на эту тему не производилось с
1985 года .
Исследования производились лишь по смежным темам либо по другим отраслям права:
в области уголовно-процессуального права - Ф.А. Агаевым, В.Н. Галузо , Ю.Н.
Белозеровым, Е.А. Нагаевым (3), П.Н. Бирюковым (4), А.Г. Волеводзом (5), В.М.
Волженкиной6; в области международного права - Ю.Г. Демина (7), Н.А. Ушакова
(8); в области теории государства и права - К.А. Корсика (9); в области гражданского
процесса - Н.А. Васильчиковой (10); в области криминологии - П.Н. Кобец (11)
и т.д.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются
общественные отношения, складывающиеся в ходе участия иностранных граждан в
досудебных стадиях в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального законодательства РФ и международно-правовых актов, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам с участием иностранных граждан, как обладающих, так и не обладающих дипломатическим или иным иммунитетом; а также сам механизм правоприменения, связанный с особенностями производства по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является формулирование
и обоснование положений, которые сформировали бы основу правоприменения, связанную
с особенностями производства по уголовным делам с участием иностранных граждан
в досудебных стадиях в Российской Федерации. Кроме того, целью данного диссертационного
исследования также является разработка на данной основе рекомендаций по совершенствованию
уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и иных норм в
части, регулирующей производство по уголовным делам с участием иностранных граждан
в досудебных стадиях.
Для достижения данной цели диссертантом были поставлены следующие задачи:
- определить понятие правового статуса иностранных граждан,
- исследовать нормы международного и уголовно-процессуального права, регламентирующие правовой статус иностранных граждан,
- выявить особенности применения норм уголовно-процессуального права к иностранным гражданам, участвующим в уголовном судопроизводстве,
-определить проблемы, возникающие при применении норм уголовно-процессуального права на стадии возбуждения уголовного дела с участием иностранных граждан, и пути их разрешения,
-определить проблемы, возникающие при применении норм уголовно-процессуального права на стадии предварительного расследования с участием иностранных граждан, и пути их разрешения,
-сформулировать практические предложения по совершенствованию уголовно-процессуального закона в связи с производством по уголовным делам с участием иностранных граждан.
Методологическую базу исследования составляют диалектический
метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой
и другие частные методы научно-исследовательской работы.
Диссертантом были использованы труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории государства и права, конституционного, международного, гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, УПК
РФ, Федеральный закон РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации", Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция
о консульских сношениях, Европейская конвенция о защите прав человека и основных
свобод и другие международные договоры, консульские конвенции, соглашения, заключенные
между РФ (СССР) и иностранными государствами, федеральные законы, ведомственные
нормативные акты МВД, МЮ и МИД России.
Теоретическую базу исследования составляют труды юристов в
области уголовного процесса и других отраслей юридической науки: М.М. Авакова,
Ф.А. Агаева, Л.Н. Анисимова, Д. Анцилотти, П.Г. Барулина, А.И. Бастрыкина, Ю.Н.
Белозерова, Г. Дж. Бермана, П.Н. Бирюкова, И.П. Блищенко, Р.Л. Боброва, О.В.
Богданова, В.М. Боера, В.С. Бурдановой, В.В. Вандышева, Н.А. Васильчиковой,
О.И. Виноградовой, Н.В. Витрука, В.М. Волженкиной, Л.Н. Галенской, Б.В. Ганюшкина,
С.Б. Глушаченко, Э.П. Григониса, Ю.Г. Демина, В.М. Егоршина, О.Е. Ежовой, В.П.
Зимина, Н.Г. Зубкова, В.К. Иващук, В.Т. Кардашева, З. Кирована, А.А. Ковалева,
В.М. Корнукова, К.А. Корсика, Л.В. Лазарева, В.В. Лысенко, М.С. Макеева, Е.А.
Нагаева, Е.К. Остроги, В.П. Очередько, Л.Н. Посельской, В.И. Рохлина, В.И. Руднева,
В.П. Сальникова, К.К. Сандровского, И.А. Соболя, А.М. Тесленко, Н.А. Ушакова,
Ю.Н. Харламовой, В.Ф. Цепелева, О.Ю. Шадрина, С.П. Щербы, Р.Х. Якупова, Н.Г.
Янгола и др.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты анкетирования
118 сотрудников следственных подразделений и органов дознания при УВД-ОВД Ленинградской
области, Белгородской области, Калининградской области, статистические данные
о результатах деятельности по указанным подразделениям по производству предварительного
расследования с участием иностранных граждан за 1998-2003 г.г., а также другие
научные разработки и диссертации, отражающие тему исследования. Диссертантом
при подготовке диссертации использован также личный опыт работы в должности
дознавателя и преподавателя.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Основным отличием правового статуса иностранных граждан от правового статуса граждан РФ в уголовном процессе РФ является то, что иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим и иным иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ, не могут быть подвергнуты уголовному преследованию за преступления, совершённые на территории РФ без согласия аккредитующего государства или международной организации.
Следует выделить следующие 3 группы иммунитетов, которыми могут обладать иностранные граждане:
1) В зависимости от субъекта:
- дипломатический,
- консульский,
- специальных миссий,
- глав иностранных государств и правительств, министров иностранных дел и членов их семей;
2) В зависимости от объема:
- абсолютный (полный),
- функциональный (он распространяется лишь на действия, совершенные соответствующими лицами в официальном качестве при выполнении ими своих функций);
3) Свидетельский иммунитет.
2. Необходимо включить в приложения к уголовно-процессуальному кодексу РФ бланк запроса в МИД РФ и бланк согласия (несогласия) иностранного гражданина, обладающего каким-либо иммунитетом, на производство с его участием процессуальных действий (Приложения №1 и №2).
3. Следует дополнить ч.1 ст.24 УПК РФ еще одним основанием для отказа в возбуждении уголовного дела: "7) отсутствие согласия аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом".
4. Необходимо внести дополнение в ст. 151 УПК РФ "8. В отношении иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями, по любым видам преступлений, расследование должно осуществляться только в форме предварительного следствия". В отношении иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями, по любым видам преступлений, расследование должно осуществляться только в форме предварительного следствия, а не дознания (исходя из персонального признака подследственности). Это обусловлено рядом причин. Во-первых, следователь по сравнению с дознавателем является более квалифицированным специалистом. Во-вторых, срок предварительного следствия позволяет делать запросы по поводу согласия на производство процессуальных действий. В третьих, перевод процессуальных документов на родной язык иностранных граждан, с участием которых ведется производство по уголовному делу, также отнимает достаточно много времени, в связи с чем, более обоснованной формой производства предварительного расследования будет являться предварительное следствие и др.
5. В раздел XVIII части пятой УПК РФ необходимо включить новую главу "Производство по уголовным делам с участием иностранных граждан в Российской Федерации", которая будет содержать нормы, касающиеся особенностей возбуждения и предварительного расследования уголовных дел, с участием иностранных граждан.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно проведено
с учетом положений УПК РФ 2001 года. По результатам исследования разработаны
предложения по формулированию новой редакции отдельных норм УПК РФ для оптимизации
порядка производства по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных
стадиях в Российской Федерации.
В настоящее время уже имеются публикации научных статей, рассматривающих проблемы производства по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации. Но глубокого исследования на эту тему не производилось с 1985 года .
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость заключается в исследовании и обобщении работ юристов - ученых и практиков в области применения норм уголовно-процессуального закона в досудебных стадиях с участием иностранных граждан по формулированию новых положений норм уголовно-процессуального законодательства. Результаты исследования, посвященные производству с участием иностранных граждан в досудебных стадиях, вносят определенный вклад в разделы уголовно-процессуальной науки.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней
сформулированы выводы и конкретные предложения по совершенствованию уголовно-процессуального
законодательства, связанного с производством по уголовным делам с участием иностранных
граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации, которые могут быть учтены
и использованы в ходе реформы отечественного уголовно-процессуального законодательства,
подготовки учебной, методической и научной литературы, а также в учебном процессе
и правоприменительной практике.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России.
Апробированы в выступлениях диссертанта на межвузовской научно-теоретической конференции "Актуальные проблемы теории и истории государства и права" (Санкт-Петербург, 14 декабря 2001 года), на российско-украинской научно-практической конференции "Оперативно-розыскные, криминалистические и процессуальные аспекты обеспечения раскрытия преступлений" (Белгород, 24-25 мая 2002 года), на межвузовском научно-практическом семинаре "Уголовный процесс и проблемы его совершенствования" (Санкт-Петербург, 20 декабря 2002 года), на международной научно-практической конференции "Права граждан, правоохранительная и правоприменительная деятельность в России и Украине" (Белгород, июль 2003 года), на научно-практической конференции "МВД России - 200 лет: история и перспективы развития" (Санкт-Петербург, 20-21 сентября 2002 года), на межвузовской научно-теоретической конференции "Актуальные проблемы юриспруденции" (Тюмень, июль 2003 года). По теме диссертации опубликовано 7 научных статей.
Основные положения работы внедрены в учебный процесс по дисциплине "Уголовный процесс" кафедр уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России и Белгородского юридического института МВД России при написании фондовых лекций по темам "Возбуждение уголовного дела", "Предварительное расследование", "Следственные действия", "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства", по спец. курсам "Предварительное следствие" и "Проблемы производства предварительного следствия и дознания", а также в практическую деятельность следственного управления ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области и УВД Белгородской области.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,
объединяющих четыре параграфа, заключения, библиографического списка и приложений.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется степень ее разработанности, объект и предмет исследования, его цели и задачи, методологическая база и научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы предложения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации результатов исследования.
Первая глава диссертации "Правовой статус
иностранных граждан: общая характеристика и его особенности в российском уголовном
процессе" состоит из двух параграфов: "Правовой статус иностранных
граждан в Российской Федерации" и "Правовой статус иностранных граждан в российском
уголовном процессе".
В первом параграфе "Правовой статус иностранных
граждан в Российской Федерации" первой главы диссертант проанализировал
проблемы производства по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных
стадиях в Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости усовершенствования
уголовно-процессуального законодательства России с учетом международно-правовых
актов в сфере уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного
дела и предварительного расследования с участием иностранных граждан в российском
уголовном судопроизводстве. Исследование теоретических и практических проблем
производства по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных
стадиях в Российской Федерации позволяет выделить ряд вопросов, решение которых
целесообразно учесть в рамках Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации,
что создаст необходимые условия для успешной деятельности правоохранительных
органов и должностных лиц, связанной с расследованием и раскрытием преступлений,
изобличением виновных и обеспечением охраны интересов человека и гражданина.
Для достижения цели исследования диссертант определил, что из себя представляет правовой статус иностранных граждан и его отличие от правового положения.
Правовое положение - это система, включающая в себя правовой статус, систему правовых принципов и юридических гарантий прав, обязанностей и законных интересов.
Правовой статус - это комплексный элемент правового положения, включающий в себя правосубъектность, систему юридических прав, обязанностей и законных интересов личности.
Правовой статус автор разделил на 3 группы:
1. Общеправовой (конституционный).
2. Отраслевой (специальный).
3. Конкретный (индивидуальный).
Общеправовой (конституционный) статус включает в себя общую правоспособность и основные права, свободы и обязанности. Человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, определяемых нормами конкретной отрасли права, основываясь на конституционном статусе личности. В той мере, в какой конституционный статус личности находит свое выражение в отраслевом статусе, соответственно, отраслевой статус личности (специальный), в свою очередь проявляется в конкретном (индивидуальном статусе личности того или иного субъекта процесса. Конкретный (индивидуальный) статус личности закрепляет все связи и отношения данного субъекта с обществом, государством, выражая тем самым его положение и определяя свою функциональную роль в данной сфере правоотношений.
Общеправовой статус личности соотносится с отраслевым так же, как соотносятся между собой конституционное право и другие отрасли права. А именно, общеправовой статус личности является базовым или первичным по отношению к отраслевому (специальному) статусу, который является производным от общеправового (конституционного).
При наделении личности кроме основных прав и свобод юридическими (отраслевыми), она приобретает отраслевой (специальный) статус.
Правовой статус иностранных граждан в уголовном судопроизводстве определяется, прежде всего, тем объемом прав, обязанностей и законных интересов, который содержит в себе уголовно-процессуальный закон. Правовой же статус иностранных граждан, обладающих дипломатическим или иным иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации, определяется, в том числе и наличием этого самого иммунитета.
Основным отличием правового статуса иностранных граждан от правового статуса граждан РФ в уголовном процессе РФ является то, что иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим и иным иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ, не могут быть подвергнуты уголовному преследованию за преступления, совершённые на территории РФ без согласия аккредитующего государства или международной организации.
Во втором параграфе "Правовой статус иностранных
граждан в российском уголовном процессе" первой главы были рассмотрены
особенности процессуального статуса иностранных граждан в российском уголовном
процессе.
В каждом конкретном случае, когда возникает вопрос о привлечении к уголовной ответственности, задержании или заключении под стражу дипломатических представителей, консульских служащих и членов их семей в связи с совершением ими преступлений на территории РФ, необходимо ознакомиться с нормами, закреплёнными в конвенциях между РФ (СССР) и государством, гражданином (подданным) которого является дипломатический представитель, консульский служащий и члены их семей.
Иммунитет дипломатических представителей и консульских служащих от уголовной юрисдикции РФ носит абсолютный характер и распространяется даже на те случаи, когда имеет место злоупотребление иммунитетом.
Отказ от иммунитета в отношении представителя иностранного государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным.
Диссертант выделяет следующие 3 группы иммунитетов, которыми могут обладать иностранные граждане:
1. В зависимости от субъекта:
- дипломатический,
- консульский,
- специальных миссий,
- глав иностранных государств и правительств, министров иностранных дел и членов их семей;
2. В зависимости от объема:
- абсолютный (полный),
- функциональный (он распространяется лишь на действия, совершенные соответствующими лицами в официальном качестве при выполнении ими своих функций);
3. Свидетельский иммунитет.
Основанием для дифференциации формы производства по уголовным делам с участием иностранных граждан является не гражданство, а наличие либо отсутствие дипломатического или иного иммунитета от уголовной юрисдикции Российской Федерации.
Также диссертант считает необходимым внести изменения в ч.2 ст.3 УПК РФ заменив слова "в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности" на "с участием лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности".
Кроме того, диссертант предлагает включить в приложения к уголовно-процессуальному кодексу РФ бланк запроса в МИД РФ и бланк согласия (несогласия) иностранного гражданина, обладающего каким-либо иммунитетом, на производство с его участием процессуальных действий (Приложения №1 и №2).
Вторая глава "Особенности производства по
уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных стадиях"
состоит из двух параграфов: "Участие иностранных граждан в стадии возбуждения
уголовного дела" и "Особенности производства предварительного расследования
уголовных дел с участием иностранных граждан".
В первом параграфе "Участие иностранных граждан
в стадии возбуждения уголовного дела" второй главы диссертант переходит
к изучению проблем, возникающих на стадии возбуждения уголовного дела с участием
иностранных граждан.
Основной особенностью стадии возбуждения уголовного дела по делам данной категории является то, что на данной стадии необходимо в кратчайшие сроки установить личности всех иностранных граждан, которые так или иначе причастны к совершённому преступлению, а также обстоятельства совершения преступления с тем, чтобы принять законное и обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Выполнить указанные действия желательно во время пребывания иностранных граждан на территории РФ, так как в противном случае принятие этих решений может оказаться затруднительным.
Диссертант вносит предложение о дополнении в ч.3 ст.60 УПК РФ: "Понятой вправе: … пользоваться помощью переводчика, если не владеет или не достаточно владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство. …".
Следующей особенностью стадии возбуждения уголовного дела автор считает прием заявления от иностранного гражданина. Принимая от иностранного гражданина заявление о совершённом преступлении помимо сведений об обстоятельствах совершения преступления необходимо выяснить:
1)гражданином или подданным, какой страны является заявитель;
2)каким языком владеет;
3)основания пребывания в России;
4)постоянное место жительства за границей и временное в России;
5)время планируемого выезда из России и куда именно планируется выезд;
6)срок действия визы (ссылка на документ, по которому удостоверялась личность иностранного гражданина);
7)место работы и должность за границей и в России;
8)пользуется ли заявитель дипломатическим или иным иммунитетом. Если да, то необходимо зафиксировать просьбу иностранного гражданина о производстве с его участием тех или иных процессуальных действий. В связи с такой необходимостью автором разработан бланк протокола устного заявления иностранного гражданина (Приложение №3).
По мнению диссертанта целесообразно к протоколу первого же, совершенного с участием переводчика, процессуального действия прилагать анкету, которая должна содержать все необходимые данные о переводчике: фамилия, имя, отчество (полностью), гражданство, национальность, год рождения, общее и специальное образование, каким языком владеет, где и когда изучал иностранный язык, данные о практической работе переводчика, отношение к опрашиваемому, домашний адрес и телефон, место работы должность и телефон. Здесь же целесообразно сделать отметку о том, что в порядке ст.11 УПК РФ переводчику разъяснены его права, и он предупрежден по ст.307 УК РФ об ответственности за заведомо неправильный перевод и по ст.59 УПК РФ - за уклонение от явки или от исполнения своих обязанностей, и это должно подтверждаться его подписью. Для этого диссертант предлагает ввести в УПК РФ бланк анкеты переводчика (Приложение №4).
В случае возникновения необходимости возбуждения уголовного преследования в отношении иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, требуется получение ясно выраженного согласия аккредитующего государства. В случае отсутствия такого согласия или получения согласия, но не ясно выраженного, необходимо принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом материально-правовым основанием такого решения является наличие иммунитета от уголовной юрисдикции РФ, а процессуальным - отсутствие согласия аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом.
Поэтому диссертант считает необходимым дополнить ч.1 ст.24 УПК РФ еще одним основанием для отказа в возбуждении уголовного дела: "7) отсутствие согласия аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом".
Однако, при строгом применении норм УПК РФ и норм международного права в случае наличия поводов и оснований к возбуждению уголовного дела и при отсутствии оснований для обращения за получением согласия аккредитующего государства на привлечение к уголовной ответственности его подданного следует возбудить уголовное дело, произвести расследование и принять решение об окончании расследования в зависимости от наличия или отсутствия согласия аккредитующего государства или международной организации на привлечение конкретного лица к уголовной ответственности.
В связи с этим, диссертант предлагает использовать эти выводы как рекомендацию для соответствующих органов и должностных лиц, обладающих правом принятия решения о возбуждении уголовного дела с участием иностранных граждан, обладающих иммунитетом.
Содержание второго параграфа "Особенности
производства предварительного расследования уголовных дел с участием иностранных
граждан" второй главы особенности производства предварительного
расследования, связанные с подследственность, порядком вызова и производства
следственных и процессуальных действий с участием иностранных граждан, и приходит
к следующим выводам.
Диссертант считает необходимым четко определить подследственность уголовных дел, возбужденных в отношении иностранных граждан, обладающих иммунитетом, и предлагает внести дополнение в ст.151 УПК РФ "ч.8. В отношении иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями, по любым видам преступлений, расследование должно осуществляться только в форме предварительного следствия".
Иностранные граждане, совершившие преступления на территории РФ и покинувшие её пределы, по поручению юридических органов РФ могут быть подвергнуты уголовному преследованию в том государстве, где они находятся, при условии, что между РФ и этим государством заключен договор о правовой помощи и в нём предусмотрена возможность осуществления такого преследования. Следует иметь в виду, что согласно ст.80 Минской конвенции сношения по вопросам уголовного преследования осуществляются Генеральными прокурорами (прокурорами) государств - участников Конвенции.
До обращения иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом с просьбой об участии в производстве процессуальных действий либо до получения через МИД РФ согласия на их участие в производстве процессуальных действий, следует выполнять неотложные следственные и иные процессуальные действия, не затрагивающие дипломатического иммунитета.
Необходимо заручаться согласием лица, обладающего иммунитетом, на производство с его участием ряда процессуальных действий. Так, например, если процессуальные действия производились с участием свидетеля - иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, и с его согласия, а затем данное лицо приобретает новый статус подозреваемого, то перед производством процессуальных действий с участием подозреваемого необходимо снова заручиться согласием на дальнейшее производство. Что касается подозреваемого и обвиняемого, то на производство каждого процессуального действия с их участием необходимо каждый раз заручаться согласием на его проведение. В случае наличия у иностранного гражданина абсолютного иммунитета от уголовной юрисдикции Российской Федерации, оно не может быть наделено каким-либо процессуальным статусом без его согласия и соответственно без согласия аккредитующего государства.
При получении согласия иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, на производство следственного действия необходимо разъяснить ему последствия такого согласия. А именно, в этом случае данное лицо приобретает такой же правовой статус, как и иностранный гражданин, не обладающий иммунитетом, т.е. наделяется правами и обязанностями, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, для данного участника процесса, но с некоторыми исключениями, определенными в международно-правовых актах (например, отсутствие обязанности являться на допрос к месту производства предварительного расследования, отсутствие уголовной ответственности за дачу ложных показаний). В этом случае протокол следственного действия, произведенного с участием иностранного гражданина, будет иметь доказательственное значение.
В соответствии с нормами международного права помещения дипломатических представительств неприкосновенны. Доступ в них возможен лишь с согласия главы дипломатического представительства. Поэтому диссертант рекомендует производить следственные действия в помещениях дипломатических и консульских представительств с участием представителя МИДа РФ и должностных лиц (глав) дипломатических и консульских представительств.
На официальную корреспонденцию и архивы дипломатических и консульских представительств, а также представительств международных организаций на территории РФ не может быть наложен арест, она не может быть изъята, а в архивах не могут производиться обыск и выемка.
Граждане, находящиеся на территории иных государств могут быть вызваны в органы предварительного расследования РФ в том случае, если между РФ (СССР) и соответствующим государством заключен договор об оказании правовой помощи, в том числе и по уголовным делам. Процессуальной формой вызова иностранных граждан в органы уголовной юстиции РФ является просьба о взаимной помощи или поручение об оказании правовой помощи, направляемые органам уголовной юстиции соответствующих государств.
Руководитель органа предварительного расследования обязан немедленно сообщить о задержании иностранного гражданина в Генеральную прокуратуру России, а копии протокола о задержании передать в МВД и ФСБ России. Кроме того, о задержании уведомляется прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов при производстве расследования. Извещения о задержании иностранного гражданина, с указанием его полного имени, фамилии, гражданства, даты и основания задержания, направляются прокуратурой в МИД РФ для доведения информации до сведения соответствующего дипломатического или консульского представительства.
Кроме того, диссертант предлагает дополнить ч.1 ст.24 и ст.27 УПК РФ еще одним основанием прекращения уголовного дела, уголовного преследования: "отсутствие согласия аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом".
Также диссертант предлагает внести дополнительное основание приостановления предварительного расследования в ч.1 ст.208 УПК РФ: "5) лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности - иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом", а также в ч.4 ст.208 УПК РФ: "… По основаниям, предусмотренным пунктами 3,4 и 5 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока" и в ч.5 ст.208 УПК РФ: "До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно до получения ответа на запрос о согласии (несогласии) аккредитующего государства на привлечение своего гражданина, обладающего дипломатическим иммунитетом, к уголовной ответственности".
В связи со всем выше изложенным диссертант предлагает в раздел XVIII части пятой УПК РФ включить новую главу "Производство по уголовным делам с участием иностранных граждан в Российской Федерации", которая будет содержать нормы, касающиеся особенностей возбуждения и предварительного расследования уголовных дел, с участием иностранных граждан.
В заключении подводятся итоги
исследования, делаются обобщающие выводы и даются практические рекомендации.
В приложениях приводятся вопросы разработанной автором анкеты и результаты анкетирования,
статистические данные о преступлениях, совершаемых как иностранными гражданами,
так и в отношении иностранных граждан на территории РФ за 1998-2003 г.г., а
также бланки процессуальных документов, которые диссертант предлагает внести
в часть шестую УПК РФ.
Основные положения диссертации отражены в следующих работах, опубликованных автором:
1. Правовое положение иностранных граждан в советский и постсоветский периоды // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002. 0,2 п.л.
2. Характерные черты исторического развития законодательства о правовом статусе иностранных граждан // Оперативно-розыскные, криминалистические и процессуальные аспекты обеспечения раскрытия преступлений: Материалы российско-украинской научно-практической конференции. Белгород-Харьков, 24-25 мая 2002 г. / Под общ. ред. В.Г. Остапюка и Е.Е. Тонкова. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2002. 0,3 п.л.
3. Некоторые особенности раскрытия преступлений, совершенных иностранными гражданами // Оперативно-розыскные, криминалистические и процессуальные аспекты обеспечения раскрытия преступлений: Материалы российско-украинской научно-практической конференции. Белгород-Харьков, 24-25 мая 2002 г. / Под общ. ред. В.Г. Остапюка и Е.Е. Тонкова. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2002. 0,1 п.л.
4. Правовой статус иностранных граждан в российском уголовном процессе // МВД России - 200 лет: история и перспективы развития: Тезисы докладов и выступлений на юбилейной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 20-21 сентября 2002 г. Часть II / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет", 2002. 0,2 п.л.
5. Некоторые особенности возбуждения уголовного дела с участием иностранных граждан // Уголовный процесс и проблемы его совершенствования: Материалы межвузовского научно-практического семинара. Санкт-Петербург, 20 декабря 2002 г. / Сост. Ю.В. Лаптев, В.А. Король, Н.А. Петухов. - СПб.: Военный институт внутренних войск МВД России, 2002. 0,2 п.л.
6. Некоторые положения о правовом статусе иностранных граждан в уголовном процессе Российской Федерации // Права граждан, правоохранительная и правоприменительная деятельность в России и Украине: состояние и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции адьюнктов, аспирантов и магистров. Выпуск I. - Белгород: ОНиРИО БелЮИ МВД России, 2003. 0,2 п.л.
7.Некоторые особенности производства предварительного расследования по уголовным делам с участием иностранных граждан // Актуальные проблемы юриспруденции. Выпуск 2: Сборник статей адьюнктов и соискателей. - Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2003. 0,2 п.л.
Сноски:
1 Острога Е.К. Особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием
иностранных граждан: Дисс. … к.ю.н., - Минск, 1985.
2 Агаев Ф.А., Галузо В.Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе. - М., 1998.
3 Белозеров Ю.Н., Нагаев Е.А. Гарантии прав и законных интересов иностранных граждан в уголовном процессе. - М., 1994.
4 Бирюков П.Н. Нормы международного уголовно-процессуального права в правовой системе Российской Федерации. - Воронеж, 2000.
5 Волеводз А.Г. Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества
в сфере уголовного процесса. - М., 2002
6 Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе.
- СПб., 2001.
7 Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. - М., 1995.
8 Ушаков Н.А. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности. - М., 1993.
9 Корсик К.А. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации: Дисс. … к.ю.н., - СПб., 1997; Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. - М., 1998; Проблемы правового регулирования статуса иностранных граждан в Российской Федерации. - М., 1999.
10 Васильчикова Н.А. Права иностранных граждан в гражданском судопроизводстве: Дисс. … к.ю.н., - СПб., 1996.
11 Кобец П.Н. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений,
совершаемых жителями стран СНГ в Московском мегаполисе: Дисс. … к.ю.н., - М.,
2000.
12 Острога Е.К. Особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: Дисс. … к.ю.н., - Минск, 1985.
|