Уголовный процесс |
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта |
---|
Калиновский К.Б.
|
|
Эта книга для тех, кто хочет сделать интересным и более эффективным изучение такого строгого и «догматичного» предмета, как уголовный процесс. В работе содержится свыше 400 тестов, которые охватывают почти 2000 различных аспектов всего вузовского учебного курса. Выполняя тесты, студенты смогут не только проверить свой уровень знаний по предмету, но и более глубоко усвоить материал и подготовиться к экзамену. Пособие поможет преподавателям увлекательно провести семинарские и практические занятия, системно организовать контроль успеваемости и качества подготовки обучаемых. |
Есть новое издание в электронном варианте! Адаптивный электронный учебный курс по уголовному процессу: 1000 тестов! Текст лекций и УПК РФ. Все работает на вашем компьютере.
Кому приходилось сдавать экзамен на получение водительского удостоверения, тот знает, как бывает трудно выучить Правила дорожного движения. Наиболее просто и эффективно готовиться к такому экзамену по карточкам, в которых предлагаются вопросы и варианты ответов. Это и есть тесты.
Уголовный процесс изучить намного сложнее. Однако если его представить в виде тестов, то учебный процесс приобретет многие положительные черты.
Выполнение тестов позволяет студенту объективно определить свой, индивидуальный уровень знаний предмета и выявить в нем «белые пятна». В процессе решения задач происходит не только закрепление полученных знаний, но и получение новых. При этом материал усваивается на более высоком качественном уровне, чем при прослушивании лекций или чтении учебника. Активные действия по решению задач приводят в действие все виды памяти. Формируются навыки, необходимые юристу в профессиональной деятельности. Наличие «игрового» элемента в тестировании делает процесс обучения более интересным.
Однако главное назначение тестирования (от англ. test – испытание, проверка) – это контроль уровня знаний обучаемых. Уровень знаний как качественный показатель переводится в количественный вид по единой методике. Это обеспечивает тестированию существенные преимущества перед другими формами контроля и самоконтроля.
Во-первых, тестовые методики обеспечивают объективность оценок, которые не зависят от субъективных установок преподавателя. Во-вторых, тестирование позволяет быстро и оперативно оценить знания большого числа обучаемых. Благодаря механической обработке проверка результатов выполнения теста требует сравнительно небольшого времени. В-третьих, результаты тестирования различных объектов (отдельных студентов, учебных групп, курсов) хорошо сопоставимы друг с другом независимо от особенностей студентов и преподавателей. Регулярное применение тестирования позволяет фиксировать динамику изменения уровня подготовленности обучаемых. Сравнение результатов выполнения теста в нескольких группах, в которых учебная дисциплина преподавалась по разным методикам, поможет выявить более эффективные из них.
Точность, простота, доступность, возможность автоматизации способствуют все более широкому применению тестирования в практике. Если по многим учебным дисциплинам в последнее время опубликовано достаточное количество сборников тестов, то по уголовному процессу таковые практически отсутствуют. Настоящее пособие имеет своей целью в определенной мере восполнить этот пробел.
Пособие включает в себя сборник тестов, список рекомендуемой для их выполнения литературы и правильные ответы (ключи для обработки результатов тестирования).
Сборник тестов в 411 вопросах охватывает около 2000 аспектов всего учебного курса. Содержание тестов соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 – «юриспруденция» и учебным программам высших учебных заведений. Тесты подготовлены с учетом действующего российского законодательства на 1 августа 2000 года.
Тесты включают в себя вопросы и предложенные варианты ответов, один из которых правильный. Задания сгруппированы по 30 темам учебного курса. В каждой теме предлагается от 7 до 30 заданий в зависимости от выделяемого для этой темы учебного времени. Внутри каждой темы задания расположены по степени сложности, которая обозначена в квадратных скобках баллами от 1 до 5.
Шкалирование степени сложности заданий произведено по следующей схеме[1].
1 балл – прямой вопрос на знание основ темы, элементарных положений, непосредственно закрепленных в законодательстве или учебнике. Предложенные варианты ответа рассчитаны на механизм простого узнавания.
2 балла – вопрос на знание существенных деталей, или косвенный вопрос по элементарным положениям темы.
3 балла – задание предполагает уровень понимания основных закономерностей предмета. Его решение связано уже не только с узнаванием, но и с воспроизведением учебного материала.
4 балла – вопрос касается нюансов темы или имеет комплексный характер, охватывает значительный материал.
5 баллов – выполнения задания требует применения знаний. Такой вопрос часто сформулирован как задача.
Предложенные тесты апробированы автором в учебном процессе Санкт-Петербургского университета МВД России, Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Ленинградского областного государственного университета имени А.С. Пушкина, Юридического института (Санкт-Петербург), Юридической академии Министерства юстиции, Петрозаводского государственного университета. Апробация показала, что тесты имеют хорошие показатели действенности (валидности и репрезентативности), надежности, дифференцированности и эффективности.
Опыт применения тестов позволяет сформулировать некоторые рекомендации по использованию пособия в целях обучения и контроля.
Применение пособия в целях обучения (в ходе самостоятельной работы, на семинарских или практических занятиях) поможет сделать шаг от объяснительно-иллюстративного обучения к проблемно-программированному. Задания тестов часто создают проблемные ситуации, которые студенты творчески решают на основе анализа содержания законодательства и учебника. Расположение заданий по уровням сложности способствует эффективному контролю за продвижением обучаемых в познании материала.
Используя пособие в режиме обучения, следует стремиться не просто указать на правильный ответ (путем исключения остальных или догадки), а доказать его правильность ссылками на положения закона или учебника. Материал считается изученным, если студент может объяснить, почему именно этот вариант ответа верный, а остальные неверные.
Настоящее пособие поможет преподавателю организовать регулярное тестирование обучаемых в целях системного контроля их уровня знаний. Для тех, кто еще не знаком с тестированием, будет полезно ознакомиться со следующими рекомендациями.
Условно организацию тестирования можно представить в виде четырех этапов: 1) выбор цели тестирования, 2) создание опросника, 3) проведение тестирования и 4) обработка результатов.
1) Тестирование можно применять в целях предварительного, текущего, рубежного (тематического) и итогового контроля. Следует учитывать, что тестовые методики не могут заменить других (традиционных) форм проверки, поскольку не способны выявить все знания, умения и навыки, которые должен приобрести обучаемый.
Для получения исходного среза уровня обученности в результате предварительного контроля целесообразно использовать задания невысокой степени сложности по многим темам курса. Это будет полезно, когда к изучению уголовного процесса приступают студенты, уже имеющие некоторые знания (например, среднее юридическое образование). Для осуществления регулярного текущего контроля желательно включать в тест вопросы по одной или нескольким темам курса, ответы на которые можно дать за непродолжительное время (не более трети времени занятия). В качестве рубежного контроля тестирование рекомендуется проводить не чаще, чем два-три раза в месяц, посвящая ему занятие полностью. При этом тест может включать в себя вопросы нескольких связанных тем или целого раздела курса. Во время итогового контроля тестирование может заменить зачет и, в будущем, экзамен. Для надежности результатов итоговой проверки тест должен охватывать все изученные темы и содержать значительное число заданий (не менее 50).
2) Выбрав цель тестирования можно приступать к созданию вопросника, основные параметры которого составляет количество тем, вопросов и вариантов. Для действенности теста рекомендуется использовать не менее 10-15 вариантов опросника. При этом возможно проведение тестирования в письменном или электронном виде. В последнем случае создание опросника, проведение и оценка теста производится автоматически. Для компьютерного тестирования удобно использовать программный пакет – систему автоматизированного создания контрольных тестов, разработанную И. К. Плотниковым в Санкт-Петербургском университете МВД России (получить ее можно бесплатно! http://www.univermvd.ru/ic2.html ). Данную программную оболочку удобно использовать и для создания письменных опросников. Если же соответствующие программное обеспечение и компьютерная техника недоступны, то опросник можно создать вручную. Для этого количество вопросов целесообразно определять из расчета 1-2 минуты на один вопрос. В ходе рубежного контроля удобно использовать опросники из 25 заданий, рассчитанных на 30 минут.
В качестве опросника можно использовать и текст настоящего пособия (учитывая, что в нем приводятся и правильные ответы). Для этого можно каждому варианту определять номера заданий в конкретных темах или разбить задания на четные и нечетные. Однако наиболее удобно в качестве вариантов использовать цифры в горизонтальных рядах по таблицам правильных вариантов ответов (ключей), указанных в последнем разделе пособия (Например, варианты а), б), в), г) в таблице ответов к теме № 1).
3) При проведении тестирования важно соблюдать главное требование – стандартизацию условий выполнения заданий. Для всех обучаемых должны быть одинаковы: инструкция, наличие или отсутствие возможности пользования справочным материалом, время начала решения задач и, как правило, время окончания теста и др.
При проведении тестирования предложенные в пособии задания могут использоваться как тесты скорости, как тесты мощности либо комбинированно. При выполнении теста скорости жестко ограничивается время выполнения заданий. Обычно испытуемые не успевают ответить на все вопросы. При этом целесообразно разрешать использование справочного материала (учебника, кодекса). Тест скорости эффективен, когда на 1 вопрос дается одна минута и менее. По тесту мощности студент успевает ответить на каждый вопрос, поскольку время решения не ограничивается. При этом использование справочного материала должно быть жестко пресечено, иначе контроль превратиться в тренировку. При комбинированном использовании теста время его выполнения устанавливается с запасом, например, из расчета 2 минуты на 1 вопрос.
4) Обработку результатов тестирования вручную удобно проводить по заранее разработанным шаблонам (карточкам и ключам). Определив процент правильных ответов можно выставить традиционную оценку: по достижении 50 % - удовлетворительно, 60-65% - хорошо, 70-75% - отлично.
Прочитайте внимательно вопрос. Ознакомьтесь с каждым предложенным вариантом ответа и выберите из них правильный, исходя из действующего законодательства. Если для ответа пригодны два или более варианта, то укажите тот из них, который наиболее точно подходит по смыслу. В каждом задании имеется только один верный ответ. Задание считается невыполненным, если в ответе указано несколько предложенных вариантов.
[1] При определении сложности заданий учитывалась практическая трудность их выполнения, поэтому приведенная схема не всегда соблюдается.
Новая оболочка для тестирования TeachLab CourseMaster. Теперь Вы можете использовать 1000 тестов по уголовному процессу на своем компьютере. Тесты составлены по образцу, который используется Министерством образования и науки РФ для проверки остаточных знаний при аттестации вузов. Каждое тестовое задание снабжено комментарием, помогающим самому найти правильный ответ. Это Адаптивный электронный учебный курс. Подробнее...