Мухитдинов А.А. Приложения // Процессуальное положение следователя в уголовном процессе на материалах Республики Таджикистан. Душанбе, 2015.


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта


Мухитдинов А.А. Процессуальное положение следователя в уголовном процессе на материалах Республики Таджикистан).
/ Под. общ. ред. Б.Я.Гаврилова. Монография. Душанбе: Таджикский государственный университет, 2015. 335 с.


К оглавлению

Приложения 1-2

Приложение № 3

Результаты опроса 300 работников следственного аппарата органов прокуратуры, органов внутренних дел, Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией, Агентства по контролю за наркотиками при Президенте РТ и прокурорских работников Республики Таджикистан в 2007-2014 гг. (в %)

н/н

Шифр

ответов

Вопросы и ответы

Результаты

ответов

1.

 

Какую функцию в уголовном процессе осуществляет следователь?

 
 

01

Обвинения.

15, 0

 

02

Предварительного следствия (расследования).

50,0

 

03

Обвинения, защиты, разрешения дела

30,0

 

04

Рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении, исследования обстоятельств дела, обвинения, защиты, возмещения материального ущерба, пресечения преступлений, розыска обвиняемого и профилактики преступлений.

30,0

2.

 

Имеет ли следователь в современных условиях реальную процессуальную самостоятельность?

 
 

05

Да

30,0

 

06

Нет

20,0

 

07

Относительную самостоятельность

50, 0

3.

 

Составляете ли Вы план расследования по уголовному делу?

Да, составляю письменный план

 
 

09

Да, составляю устный план

18,3

 

10

Только на начальном этапе расследования

15,8

 

11

Иногда, так как планирование расследование необходимо по сложным или многоэпизодным делам

18,3

 

12

По каждому уголовному делу, так как планирования является одним из оснований успешного расследования по уголовному делу.

16,7

 

13

Нет

1,7

4.

 

Испытывали ли Вы при назначении вас на должность следователя серьёзные трудности в руководстве следственной работой?

 
 

14

Да

90,0

 

15

Да, так как после окончания вуза не имел достаточно необходимых практических навыков.

90,0

 

16

Нет

10,0

5.

 

Достаточно ли решен, на Ваш взгляд, вопрос правового полномочия следователя по действующему УПК РТ?

 
 

17

Да

20,0

 

18

Нет

80,0

6.

 

Если нет, то каковы, на Ваш взгляд, основные причины?

 
 

19

Действующий УПК РТ в настоящее время устарел и требует соответствующего совершенствования с учетом рекомендаций последних достижений уголовно-процессуальной и криминалистической наук

53,1

 

20

Механизм реализации вопросов правового полномочия следователя ещё далёк от совершенства.

46,9

7.

 

Устраивают ли Вас имеющиеся в РТ курсы повышения квалификации сотрудников оперативно-следственных органов?

 
 

20.

Да

43,3

 

21.

Нет

56.7

8.

 

Принимая решение о возбуждении уголовного дела, задержании, избрании меры пресечения, прекращении уголовного дела, учитывает ли следователь мнение руководителей оперативных служб, начальника милиции и т.д.:

 
 

22

Да

20,0

 

23

Нет, так как они никогда не вмешиваются в деятельность следователя.

40,0

 

24

Нет, так как следователь самостоятелен при расследовании уголовного дела.

40,0

9.

 

Каково Ваше мнение о дальнейшей организации следственных органов?

 
 

25.

Следственный аппарат не нужен, достаточно органов дознания, которые будут осуществлять все досудебное производство.

0,0

 

26.

Следственные органы отнести к судебному ведомству (следователь станет судебным следователем).

0,0

 

27.

Весь следственный аппарат сосредоточить в МВД.

14,0

 

28.

Сохранить действующую структуру следственных органов.

10,0

 

29.

Весь следственный аппарат сосредочить в прокуратуре

13,0

 

30.

Создать единый Следственный комитет, подчинив Минис-терству юстиции.

23.0

 

31.

Создать независимый следственный аппарат.

40,0

10.

 

Считаете ли Вы необходимым увеличить сроки проверки заявлений и сообщений на стадии возбуждения уголовного дела?

 
 

32.

Нет, достаточно трех суток

2,5

 

33.

Да, необходимо увеличить до десяти суток

27,5

 

34.

Да, необходимо увеличить до 20 суток.

70,0

11.

 

Считаете ли вы целесообразным дополнить статью 208 УПК РТ нормой следующего содержания: «В случаях, когда принятие решения о возбуждении уголовного дела невозможно без производства экспертизы, она может быть назначена до возбуждения уголовного дела»?

 
 

35.

Да

60,0

 

36.

Нет

35,8

 

37.

Воздержались

4,2


12.

 

Считаете ли Вы необходимым получить разрешение до возбуждения уголовного дела производить, помимо осмотра места происшествия, другие следственные действия?

 
 

38.

Да

60,0

 

39.

Нет

40,0

13.

 

Если да, то какие?

 
 

40.

Экспертизу

83,3

 

41.

Задержание

97,2

 

42.

Допросы

95,8

 

43.

Обыск

91,7

 

44.

Любое следственное действие исходя из полученной информации

40,3

14.

 

Скажите, пожалуйста, как начальник следственного отдела осуществляет проверку уголовных дел?

 
 

45.

Систематически

80,0

 

46.

На всех этапах расследования

60,0

 

47.

По своему усмотрению (выборочно)

60,0

 

48.

В основном на заключительном этапе расследования

100,0

15.

 

Считаете ли вы целесообразным предусмотреть в УПК РТ конкретный срок обращения следователя к прокурору о продлении срока содержания обвиняемого под стражей?

 
 

49.

Да

93,3

 

50.

Нет

6,7

16.

 

Если да, то какие сроки необходимо установить при этом?

 
 

51.

5 дней до истечения двухмесячного срока

100,0

 

52.

10 дней до истечения трехмесячного срока

100,0

 

53.

15 дней до истечения шестимесячного срока

100,0

 

54.

30 дней до истечения девятимесячного срока

50,0

17.

 

Считаете ли вы необходимым дополнить ст. 39 УПК РТ следующими положениями?

 
 

55.

56.

а) указать конкретный перечень наиболее важных вопросов расследования, по которым должны быть даны указания;

б) дополнить ст. 39 УПК РТ положением о том, что письменные указания, адресованные следователю, должны отражаться в уголовном деле?

Да

Нет

81,7

18,3

18.

 

Как вы оцениваете целесообразность применения видеозаписи в производстве следственных действий?

 
 

57.

Положительно, если законодательно закрепить формы и порядок производства данного следственного действия

50,0

 

58.

Положительно, так как это целесообразно производить в отношении несовершеннолетних и лиц, возможность вызова которых к следователю или суду исключена по различным причинам (тяжело больные, престарелые, инвалиды, лица находящиеся в заграничных командировках), и лиц, неоднократно меняющих свои показания в ходе следствия, и когда в деле участвует переводчик.

40,0

 

59.

Отрицательно

10,0

19.

 

Следует ли сохранить процедуру прекращения уголовного дела на стадии предварительного следствия?

 
 

60.

Да, в том виде, в каком она существует по действующему УПК РТ.

90,0

 

61.

Нет, только прокурор имеет право решать вопрос о прекращении производства по делу.

10,0

20.

 

Существуют ли у следователя проблемы обеспечения обвиняе-мого правом на защиту?

 
 

62.

Да

4,2

 

63.

Нет

95,8

21.

 

Если да, то какие?

 
 

64.

Они связаны с процедурой обеспечения участия защитника, особенно по делам, когда его участие обязательно.

100,0

22.

 

Считаете ли Вы, что взаимодействие следователя с оперативными работниками, осуществляемое в настоящее время, способствует повышению эффективности расследования и раскрытия преступлений?

 
 

65.

Да

100,0

 

66.

Нет

-

23.

 

Какую из форм взаимодействия Вы считаете наиболее эффективной?

 
 

67.

Отдельные поручения следователей.

82,5

 

68.

Создание следственно-оперативной группы.

60,0

 

69.

Совместное производство следственных действий.

30,0

 

70.

Согласованное планирование

80,0

24.

 

Как вы считаете, нуждается ли существующее взаимодействие следователя и органов дознания в коренном улучшении?

 
 

71.

Да

80,0

 

72.

Нет

20,0

25.

 

Как исполняются поручения следователя органами дознания?

 
 

73.

Своевременно и качественно

20,0

 

74.

Формально

30,0

 

75.

Не на должном уровне

50,0

26.

 

Какие формы взаимодействия следователя с оперативными работниками необходимо закрепить в УПК РТ?

 
 

76.

Отдельные поручения

68,3

 

77.

Создание следственно-оперативной группы

62,5

 

78.

Совместное производство следственных действий

34,2

 

79.

Согласованное планирование

75,8

27.

 

Должен ли следователь получать всю оперативную информацию по делу, находящемуся у него в производстве?

 
 

80.

Да

19,5

 

81.

Нет

-

 

82.

Частично, по усмотрению оперативного работника

87,5

28.

 

Целесообразно ли следователю знакомить сотрудника органа дознания с материалами уголовного дела, по которому дает поручение?

 
 

83.

Да

18,3

 

84.

Нет

-

 

85.

Частично, на усмотрение следователя

81,7

29.

 

Считаете ли Вы деятельность следственно-оперативной группы достаточно эффективной в настоящее время?

 
 

86.

Да

44,2

 

87.

Нет

4,2

 

88.

Не совсем

51,6

30.

 

При создании межведомственной следственно-оперативной группы, кого следует назначать руководителем группы?

 
 

89.

Следователя ОВД, прокуратуры

57,5

 

90.

Следователя других ведомств.

12,5

 

91.

В зависимости от деловых качеств, а не ведомства

30,0

31.

 

Всегда ли следователь является не только официальным, но и фактическим руководителем следственно-оперативной группы?

 
 

92.

Всегда

95,8

 

93.

Такого никогда не бывает

0,8

 

94.

Иногда

3,4

32.

 

Осуществляют ли в настоящее время следователь и оперативный работник совместное планирование раскрытия и расследования преступлений?

 
 

95.

Да

21,7

 

96.

Нет

3,3

 

97.

Изредка

75,0

33.

 

Как Вы считаете, каковы причины слабого взаимодействия следователя с органами дознания?

 
 

98.

Отсутствие законодательного регулирования форм и условий взаимодействия

36,7

 

99.

Несогласованность действий следователя с оперативным работником

25,8

 

100.

Отсутствие доверия между участниками взаимодействия

16,7

 

101.

Отсутствие понимания общности задач.

15,8

 

102.

Отсутствие руководящей роли следователя

5,0

34.

 

Каково Ваше мнение о том, может ли способствовать взаимодействие следователя со СМИ расследованию преступления в раскрываемости преступления?

 
 

103.

Да

-

 

104.

Да, если законодательно закрепить формы и условия взаимодействия

100,0

 

105.

Нет

-

35.

 

В достаточной ли степени, на ваш взгляд, решён в законодательстве РТ вопрос обеспечения гражданского иска и институт возмещения ущерба?

 
 

106.

Да

8,3

 

107.

Нет, так как механизм их осуществления далёк от совершенства

72,5

 

108.

Нет, так как в производстве по делу на этот вопрос не обращается должного внимания

19,2

36.

 

Как вы считаете, в целях улучшения работы по возмещению материального ущерба, причиненного в результате совершения преступления, целесообразно ли в ст. 175 УПК РТ внести следующие изменения?

 
 

109.

Усилить прокурорский надзор за возмещением материального ущерба в законодательном порядке

55,8

 

110.

Отражать данные по обеспечению возмещения материального ущерба в месячном статистическом отчете

12,5

 

111.

С момента установления размера и характера ущерба обязать следователя направить прокурору справку о размере ущерба и о мерах, принятых в целях его возмещения

44,2

 

112.

Отнести к неотложным следственным действиям наложение ареста на имущество

48,3

 

113.

Возобновить институт возвращения уголовных дел для производства дополнительного расследования в том случае, если в суде будет установлена недостаточность доказательств гражданского иска, заявленного в ходе досудебного производства по уголовному делу.

32,5

37.

 

Как Вы относитесь к тому, чтобы в УПК РТ внести отдельную статью, регламентирующую порядок производства контроля и прослушивания телефонных разговоров как самостоятельное следственное действие?

 
 

114.

Положительно

77,5

 

115.

Отрицательно.

20,0

 

116.

Воздержались

2,5

38.

 

Считаете ли Вы целесообразным включить отдельную главу в УПК РТ, регламентирующую производство реабилитации и возмещение ущерба?

 
 

117.

Да

91,7

 

118.

Нет

3,3

 

119.

Воздержались

5,0

39.

 

Каково Ваше мнение о внесении в УПК РТ изменений, согласно которым следователь обязан удалить с места проведения следственного действия любого постороннего, в том числе сотрудника правоохранительного органа, не включенного в состав следственно-оперативной группы?

 
 

120.

Целесообразно

87,5

 

121.

Нецелесообразно

12,5

40.

 

Приходилось ли Вам систематически сталкиваться с невыполнением либо ненадлежащим выполнением ваших поручений и указаний работниками органов дознания?

 
 

122.

Да

65,0

 

123.

Нет

35,0

41.

 

Приходилось ли Вам в своей практике обжаловать указания вышестоящему прокурору, либо обжаловать указания начальника следственного отдела?

 
 

124.

Да

4,2

 

125.

Нет

95,8

42.

 

Испытываете ли Вы в настоящее время потребность в квалификационном научном комментарии положений УПК РТ, регламентирующих вопросы производства по делу?

 
 

126.

Испытываю острую потребность.

50,0

 

127.

Испытываю по мере необходимости

34,2

 

128.

Не испытываю

15,8

43.

 

Достаточен, ли на Ваш взгляд, срок предварительного следствия, установленный УПК РТ?

 
 

129.

Да, достачен.

72,5

 

130.

Да, кроме преступлений в сфере экономики

10,8

 

131.

Нет, недостаточен

26,7

44.

 

Сообщите пожалуйста, в какой ведомстве вы работаете?

 
 

132.

Органы внутренних дел

60,0

 

133.

Прокуратура

30,0

 

134.

Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией

5, 00

 

135

Агентство по контролю за наркотиками при Президенте РТ

5, 00

45.

 

Сообщите, пожалуйста, занимаемую вами должность?

 
 

136.

Прокурор

1,7

 

137.

Заместитель прокурора

8,3

 

138.

Начальник следственного отдела

23,3

 

139.

Следователь

45,9

 

140.

Начальник органа дознания

5,0

 

141.

Оперуполномоченный

10,0

 

142.

Дознаватель

6,8

46.

 

Каков ваш стаж работы в правоохранительных органах?

 
 

143.

До 3-х лет

29,9

 

144.

От 3-х до 5-ти лет

29,2

 

143.

От 6-ти до 10-ти лет

16,7

 

145.

Более 10-ти лет

16,7


Приложение № 4

 Количественные показатели состава, лиц совершивших преступления в Таджикистане в 2000-2013 гг.

 

Лица, совершившие преступление

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

1.

Женщины

1002

991

911

906

1163

1171

1210

1508

2.

Молодежь (18-24г.)

2028

1881

1834

1540

1554

1546

1725

1870

3.

Несовершеннолетние

482

409

502

510

488

437

520

554

4.

 14-15 лет

139

106

126

116

130

119

140

133

5.

от 16 до 18 лет

343

303

376

394

358

318

380

421

 

Лица, совершившие преступление

2008

2009

2010

2011

2012

2013

1.

Женщины

1485

1400

972

1306

1630

1778

2.

Молодежь (18-24г.)

1798

1798

1641

2354

2562

2592

3.

Несовершеннолетние

467

390

374

484

660

680

4.

 14-15 лет

117

86

46

121

117

129

5.

от 16 до 18 лет

350

304

328

363

543

609

Приложение № 5

 Динамика показателей состава лиц, совершивших преступления в Таджикистане в 2000-2013 гг. (в %)

 

Лица, совершившие преступление

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

1.

Женщины

100,0

99,0

90,9

90,4

116,1

116,9

120,8

150,5

2.

Молодежь (18-24г.)

100,0

92,8

90,4

75,9

75,6

76,2

85,1

92,2

3.

Несовершеннолетние

100,0

84,9

104,1

105,8

101,2

90,7

107,9

114,9

4.

 14-15 лет

100,0

76,3

90,6

83,5

93,5

85,6

100,7

95,7

5.

от 16 до 18 лет

100,0

88,3

109,6

114,9

104,4

92,7

110,8

122,7

 

Лица, совершившие преступление

2008

2009

2010

2011

2012

2013

1.

Женщины

148,2

139,7

97,0

130,3

162,7

177,4

2.

Молодежь (18-24г.)

88,7

88,7

80,9

116,1

126,3

127,8

3.

Несовершеннолетние

96,89

80,91

77,59

100,4

136,9

141,1

4.

 14-15 лет

84,2

61,9

33,1

87,1

84,2

92,8

5.

от 16 до 18 лет

102,0

88,6

95,6

105,8

158,3

177,6


Приложение № 6

 Права прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами предварительного следствия
(ст. 168 УПК РТ):

1) проверяет исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;

2) проверяет исполнение требований закона при производстве дознания и предварительного следствия, имея при этом право требовать от органов предварительного следствия и дознания уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания и следствия, проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий;

3) даёт согласие дознавателю, следователю на представление ходатайства в суд для применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, в том числе изменения и отмены этих мер;

4) участвует в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит следственные действия и проводит предварительное следствие в полном объеме по любому делу;

5) в предусмотренных УПК случаях санкционирует решения или действия следователя и дознавателя;

6) продлевает срок дознания и предварительного следствия;

7) рассматривает заявления об отводе дознавателя и следователя, а также нижестоящего прокурора;

8) разрешает жалобы на действия и решения дознавателя и следователя, а также нижестоящего прокурора;

9) дает письменные указания о выполнении требований закона и расследовании уголовных дел;

10) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении;

11) прекращает либо приостанавливает производство по уголовному делу;

12) дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в случаях, предусмотренных УПК;

13) отменяет незаконные постановления дознавателя, органа дознания, следователя и нижестоящего прокурора;

14) поручает органам дознания проведение следственных действий;

15) дает указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных действий для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя;

16) возвращает уголовные дела следователю или органам дознания со своими указаниями о производстве дополнительного следствия;

17) изымает дела от органов дознания и передает следователю;

18) передает дело от одного следователя другому, от одного органа расследования другому с соблюдением правил подследственности, за исключением дел о преступлениях коррупционного характера;

19) отстраняет дознавателя или следователя от дальнейшего ведения следствия, если им допущено нарушение закона при расследовании дел;

20) утверждает обвинительное заключение;

21) направляет дело в суд;

22)осуществляет иные полномочия, предусмотренные УПК.


Приложение № 7

 Количественные показатели приостановленных уголовных дел по ст. 230 УПК Республики Таджикистан за 2007-2014 гг.

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

за 6 месяцев 2014

Общее количество

1563

1412

1399

1199

1229

1354

1387

522

Ст. 230 п. 1

230

209

255

226

276

329

374

141

Ст.230 п. 3

1333

1203

1144

973

953

1025

1013

381

Приложение № 8

 Проведенные исследования показали, что взаимодействие следователя со средствами массовой информации (СМИ) зависит от следующих основных факторов:

У журналиста, сотрудников редакции обычно нет познаний в области уголовного права, процесса, криминалистики, а у следователя - недостаточно познаний в области журналистики.

Возможности СМИ, которых нет у следователя: неограниченная территория, на которую распространяется влияние СМИ, широкий круг лиц, которым благодаря СМИ становится известно о расследовании преступления.

Отсутствие свидетелей и очевидцев.

Отсутствие сведений о лице, совершившем преступление.

Отсутствие сведений о потерпевшем в случае его смерти.

Невозможность получения информации другим способом.

Взаимодействие начинается с момента обращения следователя к СМИ, т.е после возбуждения уголовного дела, и завершается после окончания расследования, установления истины и вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Организующая роль следователя.

Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Приложение № 9

 Количественные показатели наиболее распространенных совершенных преступлений в Таджикистане в 2005-2013 гг.

   

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

 

Всего зарегистрирован-ных преступлений

12074

11223

12115

11658

12408

14548

16864

16593

18336

1.

Грабёж

221

179

191

168

154

186

204

269

175

2.

Разбой

62

85

66

76

56

59

84

43

54

3.

Кража

3558

3154

3731

3230

3459

3558

3669

4155

3643

4.

Преступления, связанные с наркотиками

620

581

619

580

670

781

896

863

885

См.: Приложения 1-2







Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz