Уголовный процесс |
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта |
---|
Мухитдинов А.А. Процессуальное положение следователя в уголовном процессе на материалах Республики Таджикистан).
|
н/н |
Шифр ответов |
Вопросы и ответы |
Результаты ответов |
||
1. |
Какую функцию в уголовном процессе осуществляет следователь? |
||||
01 |
Обвинения. |
15, 0 |
|||
02 |
Предварительного следствия (расследования). |
50,0 |
|||
03 |
Обвинения, защиты, разрешения дела |
30,0 |
|||
04 |
Рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении, исследования обстоятельств дела, обвинения, защиты, возмещения материального ущерба, пресечения преступлений, розыска обвиняемого и профилактики преступлений. |
30,0 |
|||
2. |
Имеет ли следователь в современных условиях реальную процессуальную самостоятельность? |
||||
05 |
Да |
30,0 |
|||
06 |
Нет |
20,0 |
|||
07 |
Относительную самостоятельность |
50, 0 |
|||
3. |
Составляете ли Вы план расследования по уголовному делу? Да, составляю письменный план |
||||
09 |
Да, составляю устный план |
18,3 |
|||
10 |
Только на начальном этапе расследования |
15,8 |
|||
11 |
Иногда, так как планирование расследование необходимо по сложным или многоэпизодным делам |
18,3 |
|||
12 |
По каждому уголовному делу, так как планирования является одним из оснований успешного расследования по уголовному делу. |
16,7 |
|||
13 |
Нет |
1,7 |
|||
4. |
Испытывали ли Вы при назначении вас на должность следователя серьёзные трудности в руководстве следственной работой? |
||||
14 |
Да |
90,0 |
|||
15 |
Да, так как после окончания вуза не имел достаточно необходимых практических навыков. |
90,0 |
|||
16 |
Нет |
10,0 |
|||
5. |
Достаточно ли решен, на Ваш взгляд, вопрос правового полномочия следователя по действующему УПК РТ? |
||||
17 |
Да |
20,0 |
|||
18 |
Нет |
80,0 |
|||
6. |
Если нет, то каковы, на Ваш взгляд, основные причины? |
||||
19 |
Действующий УПК РТ в настоящее время устарел и требует соответствующего совершенствования с учетом рекомендаций последних достижений уголовно-процессуальной и криминалистической наук |
53,1 |
|||
20 |
Механизм реализации вопросов правового полномочия следователя ещё далёк от совершенства. |
46,9 |
|||
7. |
Устраивают ли Вас имеющиеся в РТ курсы повышения квалификации сотрудников оперативно-следственных органов? |
||||
20. |
Да |
43,3 |
|||
21. |
Нет |
56.7 |
|||
8. |
Принимая решение о возбуждении уголовного дела, задержании, избрании меры пресечения, прекращении уголовного дела, учитывает ли следователь мнение руководителей оперативных служб, начальника милиции и т.д.: |
||||
22 |
Да |
20,0 |
|||
23 |
Нет, так как они никогда не вмешиваются в деятельность следователя. |
40,0 |
|||
24 |
Нет, так как следователь самостоятелен при расследовании уголовного дела. |
40,0 |
|||
9. |
Каково Ваше мнение о дальнейшей организации следственных органов? |
||||
25. |
Следственный аппарат не нужен, достаточно органов дознания, которые будут осуществлять все досудебное производство. |
0,0 |
|||
26. |
Следственные органы отнести к судебному ведомству (следователь станет судебным следователем). |
0,0 |
|||
27. |
Весь следственный аппарат сосредоточить в МВД. |
14,0 |
|||
28. |
Сохранить действующую структуру следственных органов. |
10,0 |
|||
29. |
Весь следственный аппарат сосредочить в прокуратуре |
13,0 |
|||
30. |
Создать единый Следственный комитет, подчинив Минис-терству юстиции. |
23.0 |
|||
31. |
Создать независимый следственный аппарат. |
40,0 |
|||
10. |
Считаете ли Вы необходимым увеличить сроки проверки заявлений и сообщений на стадии возбуждения уголовного дела? |
||||
32. |
Нет, достаточно трех суток |
2,5 |
|||
33. |
Да, необходимо увеличить до десяти суток |
27,5 |
|||
34. |
Да, необходимо увеличить до 20 суток. |
70,0 |
|||
11. |
Считаете ли вы целесообразным дополнить статью 208 УПК РТ нормой следующего содержания: «В случаях, когда принятие решения о возбуждении уголовного дела невозможно без производства экспертизы, она может быть назначена до возбуждения уголовного дела»? |
||||
35. |
Да |
60,0 |
|||
36. |
Нет |
35,8 |
|||
37. |
Воздержались |
4,2 |
|||
12. |
Считаете ли Вы необходимым получить разрешение до возбуждения уголовного дела производить, помимо осмотра места происшествия, другие следственные действия? |
||||
38. |
Да |
60,0 |
|||
39. |
Нет |
40,0 |
|||
13. |
Если да, то какие? |
||||
40. |
Экспертизу |
83,3 |
|||
41. |
Задержание |
97,2 |
|||
42. |
Допросы |
95,8 |
|||
43. |
Обыск |
91,7 |
|||
44. |
Любое следственное действие исходя из полученной информации |
40,3 |
|||
14. |
Скажите, пожалуйста, как начальник следственного отдела осуществляет проверку уголовных дел? |
||||
45. |
Систематически |
80,0 |
|||
46. |
На всех этапах расследования |
60,0 |
|||
47. |
По своему усмотрению (выборочно) |
60,0 |
|||
48. |
В основном на заключительном этапе расследования |
100,0 |
|||
15. |
Считаете ли вы целесообразным предусмотреть в УПК РТ конкретный срок обращения следователя к прокурору о продлении срока содержания обвиняемого под стражей? |
||||
49. |
Да |
93,3 |
|||
50. |
Нет |
6,7 |
|||
16. |
Если да, то какие сроки необходимо установить при этом? |
||||
51. |
5 дней до истечения двухмесячного срока |
100,0 |
|||
52. |
10 дней до истечения трехмесячного срока |
100,0 |
|||
53. |
15 дней до истечения шестимесячного срока |
100,0 |
|||
54. |
30 дней до истечения девятимесячного срока |
50,0 |
|||
17. |
Считаете ли вы необходимым дополнить ст. 39 УПК РТ следующими положениями? |
||||
55. 56. |
а) указать конкретный перечень наиболее важных вопросов расследования, по которым должны быть даны указания; б) дополнить ст. 39 УПК РТ положением о том, что письменные указания, адресованные следователю, должны отражаться в уголовном деле? Да Нет |
81,7 18,3 |
|||
18. |
Как вы оцениваете целесообразность применения видеозаписи в производстве следственных действий? |
||||
57. |
Положительно, если законодательно закрепить формы и порядок производства данного следственного действия |
50,0 |
|||
58. |
Положительно, так как это целесообразно производить в отношении несовершеннолетних и лиц, возможность вызова которых к следователю или суду исключена по различным причинам (тяжело больные, престарелые, инвалиды, лица находящиеся в заграничных командировках), и лиц, неоднократно меняющих свои показания в ходе следствия, и когда в деле участвует переводчик. |
40,0 |
|||
59. |
Отрицательно |
10,0 |
|||
19. |
Следует ли сохранить процедуру прекращения уголовного дела на стадии предварительного следствия? |
||||
60. |
Да, в том виде, в каком она существует по действующему УПК РТ. |
90,0 |
|||
61. |
Нет, только прокурор имеет право решать вопрос о прекращении производства по делу. |
10,0 |
|||
20. |
Существуют ли у следователя проблемы обеспечения обвиняе-мого правом на защиту? |
||||
62. |
Да |
4,2 |
|||
63. |
Нет |
95,8 |
|||
21. |
Если да, то какие? |
||||
64. |
Они связаны с процедурой обеспечения участия защитника, особенно по делам, когда его участие обязательно. |
100,0 |
|||
22. |
Считаете ли Вы, что взаимодействие следователя с оперативными работниками, осуществляемое в настоящее время, способствует повышению эффективности расследования и раскрытия преступлений? |
||
65. |
Да |
100,0 |
|
66. |
Нет |
- |
|
23. |
Какую из форм взаимодействия Вы считаете наиболее эффективной? |
||
67. |
Отдельные поручения следователей. |
82,5 |
|
68. |
Создание следственно-оперативной группы. |
60,0 |
|
69. |
Совместное производство следственных действий. |
30,0 |
|
70. |
Согласованное планирование |
80,0 |
|
24. |
Как вы считаете, нуждается ли существующее взаимодействие следователя и органов дознания в коренном улучшении? |
||
71. |
Да |
80,0 |
|
72. |
Нет |
20,0 |
|
25. |
Как исполняются поручения следователя органами дознания? |
||
73. |
Своевременно и качественно |
20,0 |
|
74. |
Формально |
30,0 |
|
75. |
Не на должном уровне |
50,0 |
|
26. |
Какие формы взаимодействия следователя с оперативными работниками необходимо закрепить в УПК РТ? |
||
76. |
Отдельные поручения |
68,3 |
|
77. |
Создание следственно-оперативной группы |
62,5 |
|
78. |
Совместное производство следственных действий |
34,2 |
|
79. |
Согласованное планирование |
75,8 |
|
27. |
Должен ли следователь получать всю оперативную информацию по делу, находящемуся у него в производстве? |
||
80. |
Да |
19,5 |
|
81. |
Нет |
- |
|
82. |
Частично, по усмотрению оперативного работника |
87,5 |
|
28. |
Целесообразно ли следователю знакомить сотрудника органа дознания с материалами уголовного дела, по которому дает поручение? |
||
83. |
Да |
18,3 |
|
84. |
Нет |
- |
|
85. |
Частично, на усмотрение следователя |
81,7 |
|
29. |
Считаете ли Вы деятельность следственно-оперативной группы достаточно эффективной в настоящее время? |
||
86. |
Да |
44,2 |
|
87. |
Нет |
4,2 |
|
88. |
Не совсем |
51,6 |
|
30. |
При создании межведомственной следственно-оперативной группы, кого следует назначать руководителем группы? |
||
89. |
Следователя ОВД, прокуратуры |
57,5 |
|
90. |
Следователя других ведомств. |
12,5 |
|
91. |
В зависимости от деловых качеств, а не ведомства |
30,0 |
|
31. |
Всегда ли следователь является не только официальным, но и фактическим руководителем следственно-оперативной группы? |
||
92. |
Всегда |
95,8 |
|
93. |
Такого никогда не бывает |
0,8 |
|
94. |
Иногда |
3,4 |
|
32. |
Осуществляют ли в настоящее время следователь и оперативный работник совместное планирование раскрытия и расследования преступлений? |
||
95. |
Да |
21,7 |
|
96. |
Нет |
3,3 |
|
97. |
Изредка |
75,0 |
|
33. |
Как Вы считаете, каковы причины слабого взаимодействия следователя с органами дознания? |
||
98. |
Отсутствие законодательного регулирования форм и условий взаимодействия |
36,7 |
|
99. |
Несогласованность действий следователя с оперативным работником |
25,8 |
|
100. |
Отсутствие доверия между участниками взаимодействия |
16,7 |
|
101. |
Отсутствие понимания общности задач. |
15,8 |
|
102. |
Отсутствие руководящей роли следователя |
5,0 |
|
34. |
Каково Ваше мнение о том, может ли способствовать взаимодействие следователя со СМИ расследованию преступления в раскрываемости преступления? |
||
103. |
Да |
- |
|
104. |
Да, если законодательно закрепить формы и условия взаимодействия |
100,0 |
|
105. |
Нет |
- |
|
35. |
В достаточной ли степени, на ваш взгляд, решён в законодательстве РТ вопрос обеспечения гражданского иска и институт возмещения ущерба? |
||
106. |
Да |
8,3 |
|
107. |
Нет, так как механизм их осуществления далёк от совершенства |
72,5 |
|
108. |
Нет, так как в производстве по делу на этот вопрос не обращается должного внимания |
19,2 |
|
36. |
Как вы считаете, в целях улучшения работы по возмещению материального ущерба, причиненного в результате совершения преступления, целесообразно ли в ст. 175 УПК РТ внести следующие изменения? |
||
109. |
Усилить прокурорский надзор за возмещением материального ущерба в законодательном порядке |
55,8 |
|
110. |
Отражать данные по обеспечению возмещения материального ущерба в месячном статистическом отчете |
12,5 |
|
111. |
С момента установления размера и характера ущерба обязать следователя направить прокурору справку о размере ущерба и о мерах, принятых в целях его возмещения |
44,2 |
|
112. |
Отнести к неотложным следственным действиям наложение ареста на имущество |
48,3 |
|
113. |
Возобновить институт возвращения уголовных дел для производства дополнительного расследования в том случае, если в суде будет установлена недостаточность доказательств гражданского иска, заявленного в ходе досудебного производства по уголовному делу. |
32,5 |
|
37. |
Как Вы относитесь к тому, чтобы в УПК РТ внести отдельную статью, регламентирующую порядок производства контроля и прослушивания телефонных разговоров как самостоятельное следственное действие? |
||
114. |
Положительно |
77,5 |
|
115. |
Отрицательно. |
20,0 |
|
116. |
Воздержались |
2,5 |
|
38. |
Считаете ли Вы целесообразным включить отдельную главу в УПК РТ, регламентирующую производство реабилитации и возмещение ущерба? |
||
117. |
Да |
91,7 |
|
118. |
Нет |
3,3 |
|
119. |
Воздержались |
5,0 |
|
39. |
Каково Ваше мнение о внесении в УПК РТ изменений, согласно которым следователь обязан удалить с места проведения следственного действия любого постороннего, в том числе сотрудника правоохранительного органа, не включенного в состав следственно-оперативной группы? |
||
120. |
Целесообразно |
87,5 |
|
121. |
Нецелесообразно |
12,5 |
|
40. |
Приходилось ли Вам систематически сталкиваться с невыполнением либо ненадлежащим выполнением ваших поручений и указаний работниками органов дознания? |
||
122. |
Да |
65,0 |
|
123. |
Нет |
35,0 |
|
41. |
Приходилось ли Вам в своей практике обжаловать указания вышестоящему прокурору, либо обжаловать указания начальника следственного отдела? |
||
124. |
Да |
4,2 |
|
125. |
Нет |
95,8 |
|
42. |
Испытываете ли Вы в настоящее время потребность в квалификационном научном комментарии положений УПК РТ, регламентирующих вопросы производства по делу? |
||
126. |
Испытываю острую потребность. |
50,0 |
|
127. |
Испытываю по мере необходимости |
34,2 |
|
128. |
Не испытываю |
15,8 |
|
43. |
Достаточен, ли на Ваш взгляд, срок предварительного следствия, установленный УПК РТ? |
||
129. |
Да, достачен. |
72,5 |
|
130. |
Да, кроме преступлений в сфере экономики |
10,8 |
|
131. |
Нет, недостаточен |
26,7 |
|
44. |
Сообщите пожалуйста, в какой ведомстве вы работаете? |
||
132. |
Органы внутренних дел |
60,0 |
|
133. |
Прокуратура |
30,0 |
|
134. |
Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией |
5, 00 |
|
135 |
Агентство по контролю за наркотиками при Президенте РТ |
5, 00 |
|
45. |
Сообщите, пожалуйста, занимаемую вами должность? |
||
136. |
Прокурор |
1,7 |
|
137. |
Заместитель прокурора |
8,3 |
|
138. |
Начальник следственного отдела |
23,3 |
|
139. |
Следователь |
45,9 |
|
140. |
Начальник органа дознания |
5,0 |
|
141. |
Оперуполномоченный |
10,0 |
|
142. |
Дознаватель |
6,8 |
|
46. |
Каков ваш стаж работы в правоохранительных органах? |
||
143. |
До 3-х лет |
29,9 |
|
144. |
От 3-х до 5-ти лет |
29,2 |
|
143. |
От 6-ти до 10-ти лет |
16,7 |
|
145. |
Более 10-ти лет |
16,7 |
Количественные показатели состава, лиц совершивших преступления в Таджикистане в 2000-2013 гг.
Лица, совершившие преступление |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
1. |
Женщины |
1002 |
991 |
911 |
906 |
1163 |
1171 |
1210 |
1508 |
2. |
Молодежь (18-24г.) |
2028 |
1881 |
1834 |
1540 |
1554 |
1546 |
1725 |
1870 |
3. |
Несовершеннолетние |
482 |
409 |
502 |
510 |
488 |
437 |
520 |
554 |
4. |
14-15 лет |
139 |
106 |
126 |
116 |
130 |
119 |
140 |
133 |
5. |
от 16 до 18 лет |
343 |
303 |
376 |
394 |
358 |
318 |
380 |
421 |
Лица, совершившие преступление |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
1. |
Женщины |
1485 |
1400 |
972 |
1306 |
1630 |
1778 |
2. |
Молодежь (18-24г.) |
1798 |
1798 |
1641 |
2354 |
2562 |
2592 |
3. |
Несовершеннолетние |
467 |
390 |
374 |
484 |
660 |
680 |
4. |
14-15 лет |
117 |
86 |
46 |
121 |
117 |
129 |
5. |
от 16 до 18 лет |
350 |
304 |
328 |
363 |
543 |
609 |
Динамика показателей состава лиц, совершивших преступления в Таджикистане в 2000-2013 гг. (в %)
Лица, совершившие преступление |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
1. |
Женщины |
100,0 |
99,0 |
90,9 |
90,4 |
116,1 |
116,9 |
120,8 |
150,5 |
2. |
Молодежь (18-24г.) |
100,0 |
92,8 |
90,4 |
75,9 |
75,6 |
76,2 |
85,1 |
92,2 |
3. |
Несовершеннолетние |
100,0 |
84,9 |
104,1 |
105,8 |
101,2 |
90,7 |
107,9 |
114,9 |
4. |
14-15 лет |
100,0 |
76,3 |
90,6 |
83,5 |
93,5 |
85,6 |
100,7 |
95,7 |
5. |
от 16 до 18 лет |
100,0 |
88,3 |
109,6 |
114,9 |
104,4 |
92,7 |
110,8 |
122,7 |
Лица, совершившие преступление |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
1. |
Женщины |
148,2 |
139,7 |
97,0 |
130,3 |
162,7 |
177,4 |
2. |
Молодежь (18-24г.) |
88,7 |
88,7 |
80,9 |
116,1 |
126,3 |
127,8 |
3. |
Несовершеннолетние |
96,89 |
80,91 |
77,59 |
100,4 |
136,9 |
141,1 |
4. |
14-15 лет |
84,2 |
61,9 |
33,1 |
87,1 |
84,2 |
92,8 |
5. |
от 16 до 18 лет |
102,0 |
88,6 |
95,6 |
105,8 |
158,3 |
177,6 |
Права прокурора по осуществлению надзора за исполнением
законов органами предварительного следствия
(ст. 168 УПК РТ):
1) проверяет исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;
2) проверяет исполнение требований закона при производстве дознания и предварительного следствия, имея при этом право требовать от органов предварительного следствия и дознания уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания и следствия, проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий;
3) даёт согласие дознавателю, следователю на представление ходатайства в суд для применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, в том числе изменения и отмены этих мер;
4) участвует в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит следственные действия и проводит предварительное следствие в полном объеме по любому делу;
5) в предусмотренных УПК случаях санкционирует решения или действия следователя и дознавателя;
6) продлевает срок дознания и предварительного следствия;
7) рассматривает заявления об отводе дознавателя и следователя, а также нижестоящего прокурора;
8) разрешает жалобы на действия и решения дознавателя и следователя, а также нижестоящего прокурора;
9) дает письменные указания о выполнении требований закона и расследовании уголовных дел;
10) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении;
11) прекращает либо приостанавливает производство по уголовному делу;
12) дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в случаях, предусмотренных УПК;
13) отменяет незаконные постановления дознавателя, органа дознания, следователя и нижестоящего прокурора;
14) поручает органам дознания проведение следственных действий;
15) дает указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных действий для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя;
16) возвращает уголовные дела следователю или органам дознания со своими указаниями о производстве дополнительного следствия;
17) изымает дела от органов дознания и передает следователю;
18) передает дело от одного следователя другому, от одного органа расследования другому с соблюдением правил подследственности, за исключением дел о преступлениях коррупционного характера;
19) отстраняет дознавателя или следователя от дальнейшего ведения следствия, если им допущено нарушение закона при расследовании дел;
20) утверждает обвинительное заключение;
21) направляет дело в суд;
22)осуществляет иные полномочия, предусмотренные УПК.
Количественные показатели приостановленных уголовных дел по ст. 230 УПК Республики Таджикистан за 2007-2014 гг.
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
за 6 месяцев 2014 |
|
Общее количество |
1563 |
1412 |
1399 |
1199 |
1229 |
1354 |
1387 |
522 |
Ст. 230 п. 1 |
230 |
209 |
255 |
226 |
276 |
329 |
374 |
141 |
Ст.230 п. 3 |
1333 |
1203 |
1144 |
973 |
953 |
1025 |
1013 |
381 |
Проведенные исследования показали, что взаимодействие следователя со средствами массовой информации (СМИ) зависит от следующих основных факторов:
У журналиста, сотрудников редакции обычно нет познаний в области уголовного права, процесса, криминалистики, а у следователя - недостаточно познаний в области журналистики.
Возможности СМИ, которых нет у следователя: неограниченная территория, на которую распространяется влияние СМИ, широкий круг лиц, которым благодаря СМИ становится известно о расследовании преступления.
Отсутствие свидетелей и очевидцев.
Отсутствие сведений о лице, совершившем преступление.
Отсутствие сведений о потерпевшем в случае его смерти.
Невозможность получения информации другим способом.
Взаимодействие начинается с момента обращения следователя к СМИ, т.е после возбуждения уголовного дела, и завершается после окончания расследования, установления истины и вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Организующая роль следователя.
Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Количественные показатели наиболее распространенных совершенных преступлений в Таджикистане в 2005-2013 гг.
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
Всего зарегистрирован-ных преступлений |
12074 |
11223 |
12115 |
11658 |
12408 |
14548 |
16864 |
16593 |
18336 |
|
1. |
Грабёж |
221 |
179 |
191 |
168 |
154 |
186 |
204 |
269 |
175 |
2. |
Разбой |
62 |
85 |
66 |
76 |
56 |
59 |
84 |
43 |
54 |
3. |
Кража |
3558 |
3154 |
3731 |
3230 |
3459 |
3558 |
3669 |
4155 |
3643 |
4. |
Преступления, связанные с наркотиками |
620 |
581 |
619 |
580 |
670 |
781 |
896 |
863 |
885 |