Регламентация взаимодействия органов расследования по УПК РФ. Статья


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта


Калиновский К.Б., Ходюк И.В.
Регламентация взаимодействия органов расследования по Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации
Тезисы выступления на всероссийской научно-практической конференции "Уголовно-процессуальная реформа: УПК РФ - год спустя. Актуальные проблемы применения". Санкт-Петербург, 24 октября 2003 г. / В.П. Сальников, В.П. Очередько, А.Н. Павлов и др. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003.

Взаимодействие органов расследования означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования. Организация их взаимодействия оказывает существенное влияние на данную стадию и потому является ее общим условием. Однако в УПК РФ часть вопросов взаимодействия органов расследования регламентирована фрагментарно.

Рассмотрение их в системе, на наш взгляд, должно опираться на два исходных обстоятельства: во-первых, взаимодействие органов расследования предопределено их процессуальным положением, во-вторых, имеет различ-ные уровни и формы.

Процессуальное положение органов расследования во многом явля-ется фундаментом процессуальной формы расследования и исходной пред-посылкой их взаимодействия. Так, "хозяином процесса" на данной стадии является прокурор. Именно он осуществляет надзор над деятельностью органов дознания и следствия и с процессуальной точки зрения руководит ими (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). В то же время следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Он сам направляет ход расследования, принимает процессуаль-ные решения и в некоторых случаях даже вправе приостановить исполнение указаний прокурора при несогласии с ними (ст. 38). Следователю принадле-жит руководящая роль в его взаимодействии с органами дознания. Он вправе давать им обязательные для исполнения поручения и требовать от них со-действия.

Принято считать, что взаимодействие органов расследования проис-ходит в процессуальных и организационных формах, в зависимости от закре-пления их в УПК или ведомственных нормативных актах. По степени согласо-ванности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: а) обмен информацией, б) совместное планирование и в) совместные действия. Каждый последующий уровень включает в себя элементы предыдущего. Так, со-вместное планирование имеет своей составной частью и непременным условием обмен информацией между участниками, а совместные действия невозможны без предварительно согласованного совместного плана. В то же время взаимодействие может состояться на любом из указанных уровней.

На уровне обмена информацией взаимодействие может осуществляться в следующих формах: передача уголовных дел; представление результатов оперативно-розыскной деятельности; направление требований, представлений, поручений, запросов и т.п.

Основной процессуальной формой взаимодействия здесь является поручение следователя (или отдельное поручение), которое понимается как письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуе-мым уголовным делом. Процессуальный закон предусматривает два вида поручений следователя: а) поручение органу дознания по месту производства предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38) и б) поручение органу дознания или другому следователю вне места производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 152).

Совместное планирование как следующий уровень взаимодействия органов расследования имеет самостоятельное значение при проведении ко-ординационных совещаний, составлении согласованных планов расследова-ния уголовных дел и оперативно-розыскных мероприятий, планов оперативно-тактических комбинаций в рамках проведения одного или нескольких следственных действий.

Следующим уровнем взаимодействия различных органов расследо-вания являются их совместные действия. Здесь используются в основном три процессуальные формы взаимодействия: а) получение содействия органа дознания при осуществлении следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38); б) при-влечение к участию в следственном действии должностного лица органа дознания (ч. 7 ст. 164); в) следственная группа или следственно-оперативная группа (ст. 163). Содействие может быть выражено в деятельности обширного круга работников дознания по обеспечению: подготовки, организационных условий (как оцепление, конвоирование), применения принуждения, безопасно-сти участников следственного действия (например, содействие оказывается в виде прочесывания местности для последующего осмотра обнаруженных следов). К участию в следственном действии обычно привлекаются оператив-ные сотрудники, например, для выполнения поисковых действий во время обыска, руководства одной из групп при производстве следственного эксперимента. При этом, если содействующего сотрудника не обязательно указы-вать в протоколе следственного действия, то каждого участвующего - обязательно (п. 3 ч. 3 ст. 166).

Производство предварительного следствия следственной группой, в отличие от других форм взаимодействия детально регламентировано УПК в ст. 163.

Представляется целесообразным внести в главу 22 УПК РФ отдельную статью, которая в систематизированном виде регламентировала бы все уровни и формы взаимодействия.








Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz